Муфта-тормоз
309!У6
ОП ИСАЫИ Е
ИЗОБРЕТЕ Ы ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
МПК F 16с1 67/04
Заявлено 23.V1.1969 (№ 1347477/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 09.Vll.1971. Бюллетень ¹ 22
Дата опубликования описания 10.1Х.1971
Комитет по делан изобретений и открытий при Совете тлинистров
СССР
УДК 621.825.54-525 (088.8) Авторы изобретения
В. А. Кожевников и А. И. Козарезов
Заявитель
Экспериментальный научно-исследовательский институт кузнечно-прессового машиностроения
ВСЕСОЮЯКАЯ
gqEHT80-ИГ
Б|1 г /а .,;A (МУФТА-ТОРМОЗ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных машинах, требующих быстрого включения и отключения муфты и тормоза, например в механических прессах, работающих на одиночных ходах, а также в других машинах кузнечно-прессового оборудования.
Известна муфта-тормоз, в которой при отсутствии специальных средств жесткой блокировки ведомые детали привода разгоняются и тормозятся через связанные между собой подпружиненными шпильками ведомые диски, а неподвижный диск тормоза расположен между ведомыми дисками муфты.
Недостатком такой муфты является то, что при неизменных габаритах и параметрах узла невозможно увеличить количество поверхностей трения для передачи в случае необходимости ббльшего крутящего момента.
Обычно с целью передачи ббльшего крутящего момента приходится переходить на следующий больший типоразмер узла трения, что неоправдано ведет к лишнему расходу энергии, увеличению эксплуатационных расходов, и в конечном итоге увеличивает стоимость продукции, изготавливаемой на прессе.
Предложенная муфта-тормоз позволяет при неизменных габаритах в параметрах любого типоразмера узла увеличить передаваемый крутящий момент. Это достигается тем, что пневмоцилиндр с поршнем предложенной муфты устанавливаются подвижно в осевом направлении между ведомыми дисками муфты и являются одновременно нажимными дис5 ками муфты, перемещающимися под давлением сжатого воздуха Во взаимно противоположных направлениях и прижимающимп ведомые диски муфты к ведущим элементам.
На чертеже изображена муфта-тормоз в
10 разрезе.
Муфта-тормоз содержит маховик 1, установленный на неподвижной ступице 2, закрепленной винтами на станине и предотвращаемой от прокручивания тормозным моментом шпон15 кой 3; ведомые диски 4, фрикционные элементы 5, ступицу б, сопряженную с валом 7; перемещающийся по шлицам крышки муфты в осевом направлении цилиндр 8 с уплотнениями; поршень 9 с уплотнениями, переме20 щающийся возвратно-поступательно в осевом направлении внутри цилиндра 8 и фиксируемый от прокручивания вокруг своей оси; крышку 10 муфты, прикрепленную через регулировочные прокладки 11 к махови25 ку 1 винтами с шайбами 12; отводные пружины 18; тормозные пружины 14, расположенные на шпильках 15 с опорными гайками
1б и контргайками 17; гайку стопорную 18, удерживающую ведомый диск 4 от сдвига в
30 осевом направлении по шлицам ступицы б;
309176
1О
15 го г5
30 диск 19 тормоза, подвижно установленный на шлицах ступицы 2; фрикционные накладки 20, установленные на тормозном диске 19, а также регулировочные прокладки 21. Усилие тормозных пружин 14 регулируется путем закручивания и откручивания по резьбовым соединениям шпилек 15 опорных гаек 1б и коптргаек 17.
Муфта-тормоз работает следующим образом.
При подаче воздуха из пневмосети в пневмоцилиндр, расположенный между ведомыми дисками 4, цилиндр 8 и поршень 9 начинают перемещаться в осевом направлении в противоположные стороны, выбирая при этом зазоры до фрикционных элементов 5 ведомых дисков 4 и далее, преодолевая усилия тормозных пружин 14 и отводных пружин 18, двигаясь в осевом направлении вместе с дисками 4, прижимают их усилием пневмоцилиндра к маховику 1 и жестко соединенной с ним крышке 10 и через ведомый диск 4, ступицу б передают крутящий момент на вал 7 пресса — муфта включается.
Одновременно с началом перемещения ведомых дисков 4 диск 19 с фрикционными элементами 20 освобождается от сжимающего усилия тормозных пружин 14 — тормоз отключается.
При сбросе, сжатого воздуха из пневмоцилиндра в атмосферу цилиндр 8 и поршень 9 возвращаются в исходное положение под действием отводных пружин 13 и тормозных пружин 14, в результате чего образуются зазоры между поверхностями трения деталей муфты — муфта отключается.
Одновременно с освобождением фрикционных элементов 5 муфты усилием тормозных пружин 14 диск 19 с фрикционными элементами 20 сжимается составными частями фрикционного диска 4, в результате чего вращающиеся ведомые детали привода пресса затормаживаются — тормоз включается.
Предмет изобретения
Муфта-тормоз, содержащая ведущий элемент, например маховик, пневмоцилиндр с поршнем, связанные между собой подпружиненными шпильками ведомые диски муфты, между которыми расположен диск тормоза, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее удельной нагрузочной способности, пневмоцилиндр с поршнем установлены подви>кно в осевом направлении между ведомыми дисками муфты и являются одновременно нажимными дисками муфты, перемещающимися под давлением сжатого воздуха во взаимно противоположных направлениях и прижимающими ведомые диски муфты к ведущим элементам.
309176
17
Составитель И. Малюга
Редактор Е. С. Братчикова Техрсд А. А. Камышникова Корректор Е. В. Исакова
Заказ 2466!15 Изд. № 1011 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


