Универсальный шарнир
О П И С А Н И Е 305926
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВ1тДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. овидетельства №вЂ”
Заявлено 15.1Х.1969 (РЙ 1362658/22-2) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 11.VI.1971. Бюллетень ¹ 19
МГП(В 21Ь 35/14
F 160 3/22
Комитет оа делам иго0ретений и открытий при Совете Министров
СССР
УЛК 621.771.06:621. .825. 6 (088.8) Дава опубликования описания 17Х111.1971
Авторы изобретения
И. Н. Потапов, А. И. Робер, П. И. Полухин, Ю. Г. Светличиый, П. М. Фииагии, Е. С. Бондаренко и В. П. Курков
Заявитель
УНИВЕРСАЛЬНЫИ ШАРНИР
Известны универсальные шарниры, например, привода прокатной клети, содержащие головку и обойму, в полуцилиндрических пазах которых размещены шары, удерживаемые сепаратором, связанным с головкой; центрирующую сферическую опору головки и устройство для поджатия шаров к рабочим поверхностям головки и обоймы при перекосе шарнира.
Предлагаемый шарнир отличается тем, что устройство для поджатия шаров выполнено в виде шарнирно установленных на обойме подвижных в осевом направлении стержней с двусторонней амортизацией, несущих на конце шаровую опору, охватываемую элементами сепаратора.
Это позволяет повысить надежность установки шаров в биссекторной плоскости угла переноса.
На фиг. 1 изображен предлагаемый шарнир в продольном разрезе; на фиг. 2 — то же, при перекосе на угол а; на фиг. 3 — схема перемещения шара при работе.
Универсальный шарнир состоит из обоймы 1, головки 2, сцентрированной относительно обоймы в кинематическом центре вращения шарнирным устройством, состоящим из шарового подпятника 8 и сферических втулок4 и 5.
В полуцилиндрических пазах б обоймы и головки 2 размещены шары 7, удерживаемые в одной полскости узлом сепаратора 8, связанным с головкой по сферическим элементам 9, центр сферической поверхности которых совпадает с кинематическим центром обоймы в головки.
Упругие упоры 10 состоят из пруж|ш 11 и 12, воздействующих на стержень 13 в противоположных направлениях.
Стержень выполнен с шаровой опорой 1т на конце.
Сепаратор состоит из двух колец 15, удерживающих шары 7 от выпадания и обеспечивающих возможность их перемещения в радиальном направлении.
Кольца связаны шпильками 1б. На одном из колец закреплены разъемные диски 17. охватывающие шаровую опору подпружиненного стержня И.
20 Установка центров шаров 7, размещенных в узле сепаратора, в биссекторной плоскости угла перекоса осуществляется за счет их перекатывания по рабочим поверхностям обоймы от втулки при перекосе (положения
25 1 и III: шар при перекосе осей под углом а и положение П: шар при перекосе осей а=О и промежуточное положение шара при работе) .
При таком выполнении шарнира постоянЗо ное поджатие шаров 7 к рабочим поверхно305926
11 10 15 12 149 8 Ю
17 15 1б
Риг.1 стям пазов б пружинными упорами 10 не позволяет узлу сепаратора отклоняться от необходимого положения, т. е. центры шаров находятся в биссекторной плоскости при произвольном значении угла перекоса в шарп и р е..
Универсальный шарнир работает следующим образом.
При перекосе головки 2 относительно обоймы пружинный амортизатор посредством усилия, создаваемого сжатыми пружинами 11 и 12, устанавливает сепаратор с шарами в биссекторной плоскости, составляющей с вера тикальной плоскостью угол ; — .
Условия кинематики шарнира таковы, что центры шаров. будут расположены в биссекторной плоскости только при условии контакта поверхности шара с рабочими поверхностями головки и обоймы.
При перекосе обоймы в обратную сторону относительно головки или наоборот шар проследит центром за мгновенным положением биссекторной плоскости, поскольку кинематика шарнира такова, что пути, проходимые точками контактов шара с поверхностями обоймы и головки, будут одинаковы, т. е. имеет место обкатывание без проскальзывания поверхности шара по цилиндрическим поверхностям головки и обоймы. Для этого необходимо лишь поджатие шара к рабочим поверхностям определенным нормальным усилием, что достигается усилиями сжатых пружин амортизатора.
Установка шара в биссекториой плоскосги обкатыванием происходит только до "î÷êè Л.
В этой точке, соответствующей углу u=0, иа шары не оказывается никакого усилия, ибо
5 конструктивно амортизатор выполнен та к, что при угле перекоса а=О пружины не сжаты (находятся в свободном состоянии) .
При переходе точек контакта шара с nol0 верхностями пазов головки и обоймы иулевого положения пружины амортизатора соответственно сжимаются и разворачивают сепаратор до постановки центров шаров в биссекторной плоскости, т. е. поджимают шары до
15 контакта с поверхностями пазов.
Предмет изобретения
Универсальный шарнир, например, привода прокатной клети, содержащий обойму и головку, в полуцилиндрических пазах которых размещены шары, удерживаемые сспаратором, связанным с головкой, центрирующую сферическую опору головки и устройство для поджатия шаров к рабочим поверхностям головки и обоймы при перекосе шарнира, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежной установки шаров в биссекторной плоскости угла перекоса, устройство для
ЗО поджатия шаров выполнено в виде шарнирно установленных на обойме подвижных в осевом направлении стержней с двусторонней амортизацией, несущих иа конце шаровую опору, охватываемую элементами сепаратора.
305926
77 7g 73 72 74 g 7 S
2 пег 2 д Z 1
Фиг.5
Составитель Б. Бейнфест
Редактор 3. И. Горбунова Текред A. А. Камышннкова Корректор Е. В. Исакова
Заказ 287/1099 Изд. № 790 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил, пред. «Патент»


