Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовой передаче, передающей крутящий момент от силового агрегата транспортного средства к движителю. Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения содержит корпус 1 с дорожками качения 2 на внутренней цилиндрической поверхности 3, расположенный внутри корпуса вал 4 с дорожками качения 5 на его участке 6. Шарики 9, расположенные в дорожках качения 2 и 5, установлены в окнах 10 сепаратора 11. На сепараторе 11 выполнен сферический участок 13, которым он контактирует с внутренней поверхностью 3 корпуса 1. На внутренней поверхности сепаратора 11 имеется сферический участок 15, контактирующий со сферической поверхностью 16 управляющей втулки 17, установленной на валу 4 с возможностью скольжения по нему. В управляющей втулке 17 со стороны шариков 9 выполнена внутренняя полость 18, диаметр d1 боковой радиальной поверхности 19 которой больше диаметра d2 участка 6 вала 4. Сферическая поверхность 16 втулки 17 выполнена на ней так, что плоскость , проходящая через середину сферической поверхности 16 втулки 17, смещена в сторону шариков 9 относительно плоскости
, проходящей через середину участка поверхности 20 втулки 17, контактирующего с валом 4. На валу 4 выполнен выступ 23. Технический результат заключается в улучшении технических характеристик силовой передачи, а именно увеличении рабочих углов шарнира с одновременным увеличением относительного осевого перемещения его корпуса и вала. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено в валах силовой передачи, передающих крутящий момент от силового агрегата транспортного средства к движителю.
Известен синхронный шарнир, патент ФРГ N 2164433, МПК F 16 D 3/22, 1973 г., содержащий полый наружный корпус с дорожками качения на внутренней поверхности, расположенный в полости внутренний корпус с дорожками качения на наружной поверхности, расположенными напротив дорожек качения наружного корпуса, причем в дорожках корпусов расположены шарики. Сепаратор установлен между корпусами и управляется с одной стороны своей наружной сферической поверхностью, контактирующей с внутренней поверхностью наружного корпуса, а с другой стороны - внутренней сферической поверхностью, контактирующей с поверхностью управляющей втулки, установленной на внутреннем корпусе. Причем управляющая втулка находится в зоне расположения шариков, имеет выемки под них и установлена на внутреннем корпусе в зоне дорожек качения шариков по этому корпусу. Недостатком такой конструкции является то, что управляющая втулка, находясь в зоне размещения шариков, предполагает наличие в ее теле выемок, которые снижают жесткость детали и приводят к технологическим сложностям при ее изготовлении. Расположение управляющей втулки над дорожками качения обуславливает уменьшение толщины стенки сепаратора, что сказывается на жесткости и прочности сепаратора и на величине рабочих углов в шарнире, которые ограничиваются выходом точки контакта шарика с окном сепаратора за кромку окна при работе шарнира под углом. Таким образом, даже при условии сглаживания только технологических недостатков путем применения сложного высокоточного оборудования и повышенных затрат на производство, такая конструкция не обеспечит приемлемые рабочие углы в шарнире и его достаточную надежность в эксплуатации. Наиболее близким из аналогов к заявляемому техническому решению является шарнир равных угловых скоростей, известный из описания к патенту РФ N 2098679, МПК 6 F 16 C 11/06, публикация 10.12.97.г. (Бюл. N 34), содержащий полый корпус с дорожками качения, выполненными на его внутренней цилиндрической поверхности, вал с выполненными на одном из его участков (диаметр которого больше диаметра самого вала) дорожками качения, который расположен внутри полого корпуса, управляющую втулку, которая установлена на валу за границей его участка с дорожками качения с возможностью скольжения по нему и возможностью контакта одним из своих торцев с упорным кольцом, установленным в радиальной выемке вала, а вторым торцем - с торцем участка вала с дорожками качения, шарики, установленные в дорожках качения корпуса и вала в окнах установленного между корпусом и валом сепаратора, который имеет с одного конца на наружной поверхности сферический участок, контактирующий с внутренней цилиндрической поверхностью корпуса, и с другого конца на внутренней поверхности сферический участок, контактирующий со сферической поверхностью управляющей втулки, выполненной на ней. Управляющая втулка выполнена в виде широкой шайбы, на наружной торцевой части которой выполнена сферическая поверхность. Сферический участок, выполненный на внутренней поверхности сепаратора и контактирующий со сферической поверхностью управляющей втулки, расположен на некотором расстоянии от краев окон сепаратора под шарики. Наряду с преимуществами такого технического решения по сравнению с предыдущим, в части повышения надежности конструкции и ее упрощения оно не обеспечивает повышенные рабочие углы в шарнире и достаточное большое относительное осевое перемещение корпуса и вала при использовании данной конструкции шарнира, с присущими ей характеристиками, в более жестких условиях с повышенными требованиями к максимальным рабочим углам шарнира и к максимальному относительному осевому перемещению его корпуса и вала, например при использовании шарнира в валах силовой передачи автомобиля повышенной проходимости. Задачей настоящего изобретения является улучшение технических характеристик силовой передачи с шарниром равных угловых скоростей трения качения, а именно увеличение рабочих углов шарнира с одновременным увеличением относительного осевого перемещения его корпуса и вала. Поставленная задача решается следующим образом. В силовой передаче с шарниром равных угловых скоростей трения качения, включающей в себя полый корпус, имеющий дорожки качения на внутренней цилиндрической поверхности, расположенный внутри корпуса вал с дорожками качения, выполненными на одном из его участков, управляющую втулку, установленную на валу за границей его участка с дорожками качения с возможностью скольжения по нему и с возможностью контакта одним из своих торцев с упором, расположенным на валу, а вторым торцем - с торцем участка вала с дорожками качения, шарики, установленные в дорожках качения корпуса и вала в окнах установленного между корпусом и валом сепаратора, имеющего на наружной поверхности сферический участок, контактирующий с внутренней цилиндрической поверхностью корпуса, и сферический участок на внутренней поверхности, контактирующий со сферической поверхностью, выполненной на управляющей втулке, согласно изобретению, со стороны шариков в управляющей втулке выполнена внутренняя полость, диаметр которой больше диаметра участка вала с дорожками качения, для обеспечения возможности сближения вершин наружного и внутреннего сферических участков сепаратора и увеличения наибольшего рабочего угла шарнира. Упор, расположенный на валу и предназначенный для ограничения взаимоперемещения вала и управляющей втулки, может быть выполнен, в частном случае, в виде выступа вала. Для собираемости шарнира на управляющей втулки, кроме ее сферической поверхности, выполнена сопряженная с ней коническая поверхность, причем на сферической поверхности управляющей втулки выполнена, по крайней мере, одна лыска, расстояние от которой до диаметрально противоположной точки наружной поверхности управляющей втулки меньше заходного диаметра сепаратора со стороны его торца с внутренним сферическим участком. Сравнение заявляемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета показывает, что совокупность существенных признаков этого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники. Предложенное техническое решение промышленно применимо, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". Сущность изобретения поясняется на фиг.1 - 3: фиг. 1 - фрагмент силовой передачи с шарниром равных угловых скоростей, продольный разрез; фиг. 2 - управляющая втулка; фиг. 3 - процесс подсборки сепаратора с управляющей втулкой. Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения содержит полый корпус 1, имеющий дорожки качения 2 на внутренней цилиндрической поверхности 3, расположенный внутри корпуса вал 4 с дорожками качения 5, выполненными на его участке 6, имеющим торцы 7 и 8 (в частном случае дорожки качения 5 могут быть выполнены на поверхности обоймы, выполненной отдельно от вала и неподвижно закрепленной на нем). Шарики 9, расположенные в дорожках качения 2 и 5, установлены в окнах 10 сепаратора 11. На наружной поверхности 12 сепаратора 11, со стороны его большего диаметра выполнен сферический участок 13, которым он контактирует с внутренней цилиндрической поверхностью 3 корпуса 1. На внутренней поверхности 14 сепаратора 11, со стороны его меньшего диаметра имеется сферический участок 15, которым он контактирует со сферической поверхностью 16 управляющей втулки 17, установленной на валу 4 с возможностью скольжения по нему. Управляющая втулка 17 установлена на участке вала 4 вне дорожек качения 5. В управляющей втулке 17, со стороны шариков 9 выполнена внутренняя полость 18 глубиной N, которая имеет поверхность 19, причем диаметр d1 внутренней полости 18 управляющей втулки 17 больше диаметра d2 участка 6 вала 4 с дорожками качения 5. Управляющая втулка 17 в статическом положении вала 4 и полого корпуса 1 шарнира расположена относительно вала 4 так, что плоскость

Формула изобретения
1. Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения, включающая в себя полый корпус, имеющий дорожки качения на внутренней цилиндрической поверхности, расположенный внутри корпуса вал с дорожками качения, выполненными на одном из его участков, управляющую втулку, установленную на валу за границей его участка с дорожками качения с возможностью скольжения по нему и с возможностью контакта одним из своих торцов с упором, расположенным на вале, а вторым торцом - с торцом участка вала с дорожками качения, шарики, установленные в дорожках качения корпуса и вала в окнах установленного между корпусом и валом сепаратора, имеющего на наружной поверхности сферический участок, контактирующий с внутренней цилиндрической поверхностью корпуса, и сферический участок на внутренней поверхности, контактирующий со сферической поверхностью, выполненной на управляющей втулке, отличающаяся тем, что со стороны шариков в управляющей втулке выполнена внутренняя полость, диаметр которой больше диаметра участка вала с дорожками качения, для обеспечения возможности сближения вершин наружного и внутреннего сферических участков сепаратора и увеличения наибольшего рабочего угла шарнира. 2. Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения по п. 1, отличающаяся тем, что упор, расположенный на вале, выполнен в виде выступа вала. 3. Силовая передача с шарниром равных угловых скоростей трения качения по п.1, отличающаяся тем, что сферическая поверхность управляющей втулки сопряжена с выполненной на этой же управляющей втулке конической поверхностью, а на сферической поверхности управляющей втулки выполнена, по крайней мере, одна лыска, расстояние от которой до диаметрально противоположной точки наружной поверхности управляющей втулки меньше заходного диаметра сепаратора со стороны его торца с внутренним сферическим участком.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3