Патент ссср 298854
298854
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 18.XI.1969 (¹ 1377532/24-6) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 16.111.1971. Бюллетень №
Дата опубликования описания 18Х,1971
МПК 6 01m 17/00
Комитет па делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.43.001.41 (088.8) Авторы изобретения
А. И. Ложкин и А. Я. Ургапов
Челябинский филиал Государственного союзного научно-, исследовательского тракторного института т;,А (i : É,.- „. гс1. ° -.. Й .3
Заявитель
Б!. ; Б Л И С с КА
ПЛАНЕТАРНЫЙ ВОЗБУДИТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО МОМЕНТА
Изобретение относится к области автотракторостроения.
Извесгны планетарные возбудители переменного момента преимущественно для стендовых испытаний силовых агрегато в транспорт- 5 ных средств, содержащие ведущий;вал с закрепленным на |нем водилам и центральную шестерню, взаимодействующую с сателлитами водила. Однако такие планетарные возбудители не обеспечивают высоких амплитуд низко- 1О частотных, переменных нагрузок и имеют трудоемкую перенастройку.
Предлагаемый планетарный возбудитель отличается от известных тем, что водило и центральная шестерня кинематически связаны между собой, например при помощи зубчатой передачи.
Такое выполнение возбудителя позволяет повысить амплитуду низкочастопных переменных нагрузок.
Для сокращения трудоемкости перенастройки водило и центральная шестерня выполнены в виде съемных блоков, подключаемых к шестерням зуочатой передачи и валу возбудителя.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема описываемого возбудителя; на фиг. 2— схема возбудителя с устройствами для перенастройки на режимы испытания с различными частотами и амплитудами.
Возбудитель (см. фиг. 1) содержит вал 1 с присоединительными фланцами 2 и 8, водило 4, центральную шестерню 5, установленные на водиле сателлиты б с эксцентрично укрепленными грузами 7 и зубчатую передачу, образованную парами шестерен 8 и 9, 10 и 11, прн помощ и которой водило и центральная шестерня кннематически связаны между собой.
Фланцы 2 н 8 предназначены для подсоединения испытуемого узла и тормозного устройства (на чертеже не показаны). Центральная шестерня 5, выполненная в одном блоке с шестерней 11 зубчатой передачи, жестко закреплена на валу 1, а,водило 4, выполненное в одном блоке с шестерней 8, установлено на этом жс валу подвижно. Шестерни 9 и 10 установлены на валу 12.
В возбудителе (см. фиг, 2) соединения водила 4 и центральной шестерни 5 с,валом 1 выполнены разъемными прп помощи подвижных зубчатых муфт 18 и 14, а вал 12 зубчатой передачи снабжен присоедннительнымп фланцами 15 и 1б.
Передаточное число зубчатой передачи, выражаемое отношением угловых скоростей водила и центральной шестерни, выбирается отличным от единицы и отношения радиуса центральной шестерни к сумме радиусов центральпой шестерни и сателлита.
298854
ПлàIíетар ный возбудитель работает следующим о|бразом.
При вращении вала 1 возбудителя (см. фиг. 1) водило 4 и центральная шестерня 5 получают вращательное д вижение одного напра вления, но с разными значениями угловых скоростей, что обуслдвливается передаточным числом допол нитель ной передачи, образо ванной парами шестерен 8 и 9, 10 и 11. Вследствие разности угловых скоростей водила H центральной шестерни сателлиты б приобретают сложное д вижение, складывающееся из переносного и относительного движений. При этом к эксцентричным грузам 7, укрепле!иным на сателлитах, прикладываются силы и нерции переносного и относительного движений и сила инерции 1(ориолиса, реакция которых воспринимается водилом и центральной шестерней в виде переменных (сину!соидаль ных) моментов.
Реакция момента с центральной шестерни передается на вал 1 непооредственно, а с водила — через зубчатую передачу.
Планетарный возбудитель (см. фиг. 2) обеспечивает простую перенастройку на режимы испытаний с !различным и частотами и амплитудами:переменных нагрузок. При этом возможны следующие основные настройки возбу,дителя.
Первая настройка: испытуемый узел и тормозное устройcTIBQ соединяются с фланцами
2 и 8, включается зубчатая муфта 14. Работа по этому варианту настройки соответствует рабо!те возбудителя на фиг. 1.
Вторая настройка: испытуемый узел и тормозное устройство соединяются с фланцами
2 и 8, включается зубчатая муфта 18. Реа кц!ия момента с водила 4 передается на вал 1 не5 пос!редственно, а с ценвральной шестерни 5— через дополнительную передачу, образованную парами шестерен 11 и 10, 9!и 8.
Третья настройка: .испытуемый узел и тормозное уcTpoHcTIBo соединяется с фланцами 15
10 и 1б, включается одна из зубчатых муфт 18 и
14 или обе муфты выключаются. Реакция,Момента с водила 4 передается IHa вал 12 через пару шестеренки 11 .и 10, а с центральной шестерни 5 — через ла!ру шестере!н 8 и 9.
Предмет изобрете!ния
1. Планетарный возбудитель переменного момента преимуще сввенно для стендовых ис20 пытании силовых агрегатов транспортных средств, содержащий ведущий вал с закреплен!ным на нем водилом и центральную шестерню, взаимодействующую с са!теллитам и
25 водила, отличающийся тем что с целью по! 1 вышения ампл иту ды !низкочасто Hblx переменных нагрузок, водило и центральная шестерня кинематически овязаHbI между собой, налип!ример при помощи зубчатой передачи.
2. Пла нетарный возбудитель по,п. 1, отлг зп чающаися тем, что, с целью сокращения трудоемкости перена стройки, водило и це нтральная шестерня выполнены в виде съемных блоков, подключаемых к шестерням зубчатой передачи и валу возбудителя.
298854
// бб
Фиг / и
Фиг. Г
Составитель О. Голованов
Редактор А. Ю. Пейсоченко
Корректор В. П. Федулоа
Заказ 28 490 Изд. № 346 Тнраьк 473 Подписное
ЦНИИПИ Ко нтста по делам изобретений н открытий нрн Совезс Министров СССР
Москва, К-35, Рауьнскап паб.. д, 4/5
Тип Харьк. фил, прс..к «Патснтъ


