Сегментная колодка упорного подшипникаскольжения
2864) 4
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Завис??мое от авт. свидетельства №
Заявлено 11.VII I.1969 (№ 1355305!25-27) Кл. 47Ь, 4 с присоединением заявки ¹
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет
Опубликовано 10.Х1.1970. Бюллетень ¹ 34
Зата опубликования описания 8,1.1971. ?1ПК F 16с lii04
УД1(621.822.5:
:62-233.23 (088.8) Авторы изобретения М. Г. Вишнивецкий, Е. И. Зарецкий, С. Ф. Кузьменко, И. Д. Усачев и Л. П. Сережкина
Заявитель
СЕГМЕНТНАЯ КОЛОДКА УПОРНОГО ПОДШИПНИКА
СКОЛ ЪЖЕН ИЯ
Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения паровых и газовых турбин с большой окружной скоростью вращения ротораа.
Известны сегментные колодки упорных подшипников скольжения, состоящие из тонкой пластины, жестко связанной с опорой. Недостатком такой конструкции является то, что при работе подшипника существует перепад температуры вдоль пластины (в направлении вращения диска). Вследствие этого отдельные участки пластины имеют различные удлинения в осевом направлении. Так как тыльная поверхность пластины прижата гидродинамическим давлением в масляной пленке к жесткому основанию, то от поверхности его пластина будет удлиняться в сторону упорного диска, образовывая неодинаковое выпучивание (наибольшее выпучивание наблюдается в зоне максимального нагрева).
Рабочая поверхность колодки вследствие этого становится неплоской. По данным испытаний колодки со средней длиной 130 лл, разнотолщинность пластины во время работы подшипника достигает 0,0118 лл.
В предлагаемой конструкции этот недостаток устраняется выполнением с тыльной стороны пластины, расположенной асимметрично выемки глубиной 0,05 — 0,1 лл, эта выемка располагается в зоне максимального нагрева.
Во время работы упорного подшипника под действием гидродинамического давления в масляной пленке B месте подрезки пластина прогибается в сторону от упорного диска и
5 компенсирует тепловую деформацию пластины. 3TQ позволяет сохранять ее рабочую поверхность плоской.
Наличие подрезки способствует также лучшей циркуляции масла B зоне наибольшего
10 нагрева пластины, что обеспечивает снижение температурного уровня колодки и приводит к увеличению несущей способности подшипника.
На фиг. 1 изображена предлагаемая колодка, поперечны"; на фиг. 2 — разрез по
15 A — А на фиг. 1.
Колодка состоит из тонкой пластины 1 трения, залитой баббитом, жесткой опоры 2, в которую запрессован закаленный упор 8 центрирующих штифтов 4, соединительных скоб 5, 20 закрепляемых винтами б. В ?кесткой опоре имеются каналы 7. по которым циркулирует масло, протекающее в полости упорного подшипника. Протекая по каналам, масло охлаждает пластину и опору, снижая тем самым
25 тепловую деформацию опоры и температурный уровень пластины.
С тыльной стороны пластины выполняется подрезка 8, располагаемая в зоне максимального нагрева пластины. Подрезка может
30 иметь, в частности, цилиндрическую форму.
286414
Предмет изобретени я
4 иг 2 жг <
Составитель И. Меламед
Редактор Г. С. Кузьмина Техред 3. Н. Тараненко Коррсктор А. П. Васильева
Заказ 3859!5 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Сегментная колодка упорного подшипника скольжения, состоящая из тонкой пластины, жестко связанной с опорой, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности подшипника, пластина со стороны, обращенной к опоре, имеет расположенную асимметрично выемку, например цилиндриче5 скую.

