Йатентйо- 1л^^
GllИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
28II76
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 25.Х11.1968 (№ 1292087/40-23) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 03.IX.1970. Бюллетень ¹ 28
Дата опубликования описания 7.ХП.1970
Кл. 62Ь, 47/О 2
Комитет по делам иаобретекий и открытий при Совете Мииистров
СССР
МПК В 64с 25/46
УДК 629.7.027.24 (088.8) ДВУХСИГНАЛЬНЫЙ ИНЕРЦИОННО-ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ
ДАТЧИК
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к устройствам антиюзовой автоматики тормозных систем колес самолетов, и предназначено для получения электрических сигналов при заданных величинах отрицательного углового ускорения и угловой скорости.
Наряду с использованием первого сигнала в антиюзовой автоматике может быть использован и второй сигнал, например, для автоматического выпуска парашюта, включения системы жидкостнсго охлаждения тормозов, начала затормаживания или выпуска и уборки лыж в колесно-лыжном шасси и т. п.
Известен инерционно-центробежный двухсигнальный датчик, содержащий маховик с встроенным в него фрикционом колодочного типа и подпружиненные сухарики, которыепод действием центрооежных сил перемещаются в радиальном направлении и через толкатель и рычаг действуют на микровыключатель. Однако центробежный механизм датчика срабатывает нестабильно, и ресурс его невелик вследствие потерь на трение грузов об опорные и боковые поверхности полости маховика, а также о коническую поверхность толкателя; потерь из-за трения скольжения между вращающимися толкателем и неподвижным рычагом; обязательного перекоса толкателя, находящегося под действием двух неуравновешенных пружин, действующих на скользящие грузы. Кроме того, в нерабочем состоянии датчика толкатель центробежного механизма находится в выдвинутом положении, поэтому при выбранной конструктивной схеме датчика исполнительное устройство микровыключателя (контактная система и ее возвратная пружина) находится в напряженном состоянии в течение всего календарного срока службы датчика, принимая нормальное (отпущенное) состояние лишь в момент срабатывания механизма. В связи с этим существенно снижается ресурс и надежность центробежного механизма датчика.
15 Предложенный датчик не имеет указанных недостатков.
Это достигается установкой маховика инерционного механизма íà две шариковые опоры, между которыми помещаются колодочный
20 фрикциоп с серводействием и центробежный механизм, содержащий полый корпус с размещенными в его полости поворотными грузами, имеющими опору в виде участка окружности основания усеченного конуса. Между
25 вращающимся толкателем и поворачивающимся рычагом помещен шариковый подпятник. С целью уменьшения нагрузки на подпятник регулировка срабатывания центробежного механизма осуществляется центральной
30 пружиной, воздействующей на грузы непосред281176
45 ственно через толкатель. Наличие, поворотных грузов в сочетании с центральной пружиной и шариковым подпятником в центробежном механизме создает благоприятные условия р аботы исполнительному механизму микровключателя, повышает стабильность оборотов срабатывания,,повышает ресурс механизма, обеспечивая достаточную его надежность.
На чертеже изображен двухсигнальный инерционно-центробежный датчик в разрезе.
Валик 1 вра цается в корпусе 2 на подшипниках 8. На конце валика закреплена шестерня 4. На валике установлен шарикоподшипник
5, который запрессован в маховик б. В расточку втулки 7, запрессованную в маховик б, установлен корпус 8 фрикциона, выступы которого входят в вырезы на пружине 9 фрикциона. Колодки пружины фрикциона прижаты к расточке vàõoaèêà. Толкатель 10 установлен в паз валика и опирается крыльями на винтовые вырезы в корпусе 8. В отверстие валика вставляется толкатель 11. Рычаг 12 инерционного механизма установлен на оси
18 и нагружен пружиной 14.
Центробежный. механизм является отдельным узлом и связан. с валиком шлицевым соединением.
Центробежный механизм состоит из корпуса 15, толкателя lб, сухарей 17, подшипника
18, пружины 19, шарикоподшипника 20. Рычаг
21 центробежного ..еханизма установлен í-l оси 18. В корпусе 2 установлен кронштейн 22 с микровыключателями 28. Датчик закрывается крышкой 24.
Датчик работает следующим образом.
Вращение на валик 1 передается от шестерни колеса через шестерню 4. При разгоне «олеса валик через перья толкателя 10 передает вращение корпусу 8 фрикциона, который через пружину 9 фрикциона разгоняет маховик б. При разгоне и равномерном движении маховика б толкатели 10 и ll не воздействую; на рычаг 12 и находятся в исходном положении, при этом электрическая цепь разомкнута, При замедлении валика маховик б становится ведущим и через пружину фрикциона передает на корпус 8 инерционный момент,. пропорциональный угловому замедлению валика. Под действием этого момента корпус 8
25 зо начинает вращаться относительно валика, благодаря чему толкатель 10, опирающийся на винтовые скосы корпуса, перемещает толкатель 11, преодолевая усилие:пружины 14, поворачивает рычаг 12 и винтом 25 нажимает на кнопку нижнего микровыключателя, замыкая электрическую цепь. При этом колесо растормаживается. С началом разгона колеса маховик б перестает быть ведущим для корпуса 8 и толкателя 10 и последние,под воздействием пружины 14 возвращаются в исходное положение, размыкая при этом электрическую цепь.
При достижении валиком оборотов заданного значения, сухари 17 под действием центробежных сил, приложенных к центрам тяжести, поворачиваясь относительно о порного ребра,,перемещают по корпусу 15 толкатель lб,,который, преодолевая воздействие пружины 19, через подшипник 18 и упор 2б действует на рычаг 21, поворачивая последний вокруг оси
18. При этом винт 27 нажимает на кнопку верхнего микровыключателя 28, который производит переключение в электрической цепи.
При падении оборотов валика ниже заданного значения центробежные силы, действующие на сухари, уменьшаются, и сухари 17, à вместе с ними толкатель lб и рычаг 21 возвращаются в исходное положение.
Предмет изобретения
1. Двухсигнальный инерционно-центробежный датчик, например, для обеспечения безъюзового торможения колес самолета, содержащий корпус с размещенными в нем валиком, на котором смонтированы маховик с грузиками, фрикцион и толкатели, и рычагом с микровыключателями, отличающийся тем, что, с целью;повышения стабильности его работы и чувствительности, грузики выполнены свободно поворачивающимися с опорой в виде участка окгужности основания усеченного конуса.
2. Двухсигнальный датчик,по п, 1, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса его работы, между вращающимся толкателем и поворачивающимся рычагом установлен шариковый подпятник.
281176
8 го бает
Редактор Левятов
3 а к аз 3442/4 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
13
12
11
1б
2б
21
f5l
Составитель В. Рукавицын
Тсхред Л. В. Куклина Корректор Е. Н, Миронова


