Устройство для управления торможением колес транспортного средства
Использование: в устройствах для управления торможением колес транспортного средства, преимущественно в объектах авиационной техники. Сущность изобретения: устройство содержит датчик давления, основную и аварийную систему торможения, включающие в себя последовательно соединенные суммирующий усилитель, компаратор, исполнительный агрегат и механизмы привода тормозов, снабжено двумя инверторами и логическим элементом ИЛИ для автоматического включения аварийной подсистемы торможения в случае отсутствия давления в механизме привода тормозов основной подсистемы торможения. 1 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электрогидравлическим дистанционным системам управления торможением колес транспортного средства, и предназначено для использования, преимущественно, в объектах авиационной техники.
Известно устройство для управления торможением колес транспортного средства, содержащее задатчик давления, основную и аварийную подсистемы торможения, каждая из которых включает в себя последовательно соединенные суммирующий усилитель, к инверсному входу которого подключен выход датчика давления, связанного выходом также со входом компаратора, исполнительный агрегат и механизмы привода тормозов, гидравлически соединенные со входом суммирующего усилителя и вторым входом компаратора основной подсистемы, выход которого подключен ко входу устройства задержки. Выход датчика давления соединен также с прямым входом суммирующего усилителя аварийной подсистемы через ключ (см. Электронный блок БУПТ-24М. Руководство по технической эксплуатации 8А2.390.363 РЭ, 1988 г. с.47, 67-81). Известно, что для исключения одновременного отказа двух подсистем при отказе задатчика давления используется двухканальный задатчик давления, каждый выход которого связан с элементами одной из подсистем. В известном устройстве при отказах элементов контроля основной подсистемы (компаратора, устройства задержки или цепи между его выходом и управляющим входом ключа) или источника электропитания не происходит автоматического включения в работу аварийной подсистемы в случае отсутствия давления в механизме привода тормозов основной подсистемы, что требует дополнительных затрат времени датчика на анализ ситуации, принятие решения и ручное включение аварийной подсистемы в процессе торможения транспортного средства, в результате чего снижается его эксплуатационная надежность. Технический результат, который может быть достигнут при использовании предлагаемого технического решения, выражается в том, что в случае отсутствия давления в механизме привода торможения основной подсистемы и отказах ее элементов контроля или источника электропитания обеспечивается автоматическая подача давления в механизм привода торможения аварийной подсистемы в процессе торможения транспортного средства, что повышает его эксплуатационную надежность. Указанный результат достигается тем, что известное устройство дополнительно снабжено двумя инверторами и логическим элементом ИЛИ, причем первый инвертор включен в цепь между выходом устройства задержки и управляющим входом ключа, выход компаратора аварийной подсистемы связан со вторым инвертирующим входом суммирующего усилителя основной подсистемы через последовательно соединенные элемент ИЛИ, второй вход которого связан с выходом первого инвертора, и второй инвертор, а второй вход компаратора аварийной подсистемы подключен ко второму выходу задатчика давления. Благодаря введению в известное устройство дополнительных элементов, их связей между собой и с известными элементами устройства, обеспечивается автоматическое парирование неисправностей элементов основной подсистемы, что повышает эксплуатационную надежность транспортного средства. На чертеже представлена структурная схема устройства для управления торможением колес. Устройство содержит задатчик 1 давления, первый выход которого подключен к прямому входу суммирующего усилителя 2 и первому входу компаратора 3, второй вход которого связан с инвертирующим входом усилителя 2 и выходом датчика 4 давления, подключенного гидравлическим входом к механизму привода тормозов основной подсистемы и к выходу исполнительного агрегата 5. Выход компаратора 3 через устройство 6 задержки и инвертор 7 соединен с управляющим входом ключа 8. Второй выход задатчика 1 давления связан через ключ 8 с прямым входом суммирующего усилителя 9, выход которого подключен к управляющему входу исполнительного агрегата 10, гидравлическим выходом соединенного с механизмом привода торможения аварийной подсистемы и входом датчика 11 давления. Выход датчика 11 давления подключен к инверсному входу суммирующего усилителя 9 и к первому входу компаратора 12, второй вход которого соединен со вторым выходом задатчика 1 давления, а выход - через элемент ИЛИ 13 и инвертор 14 - со вторым инвертирующим входом суммирующего усилителя 2. Второй вход элемента ИЛИ подключен к выходу инвертора 7. При реализации устройства в качестве задатчика 1 давления может быть использован двухканальный датчик перемещения потенциометрического типа, исполнительные агрегаты 5 и 10 могут быть выполнены на базе головки управления 6Ц.201В типа "сопло-заслонка" по 6Ц201В.000ТУ. В качестве ключа 8 может быть использовано реле с нормально замкнутыми контактами, а в качестве инверторов 7 и 14 - логические элементы НЕ одного из известных типов. Элементы основной (2 - 7) и аварийной (8 - 14) подсистем устройства, а также соответствующие выходы задатчика 1 давления запитываются от отдельных источников электропитания. В случае нормальной работы основной подсистемы при обжатии датчиком тормозной педали сигнал (U1) от задатчика 1 поступает на прямой вход суммирующего усилителя 2, в результате чего выдается сигнал (U2) на управляющий вход исполнительного агрегата 5, обеспечивая нарастание давления в механизме привода тормозов основной подсистемы, а также на входе датчика 4. По мере нарастания давления увеличивается выходной сигнал (U4) датчика 4, поступающий на инвертирующий вход усилителя 2. При равенстве сигналов (U1) и (U4) в тормозах поддерживается давление, соответствующее заданному значению от задатчика 1. Сигналы (U1) и (U4) поступают также на входы компаратора 3, обеспечивающего контроль соответствия давления заданному значению. При выполнении условия (U4>K



Формула изобретения
Устройство для управления торможением колес транспортного средства, содержащее задатчик давления, основную и аварийную подсистемы торможения, каждая из которых включает в себя последовательно соединенные суммирующий усилитель, к инверсному входу которого подключен выход датчика давления, связанного выходом также с входом компаратора, исполнительный агрегат и механизмы привода тормозов, гидравлически соединенные с входом датчика давления, первый выход задатчика давления связан с прямым входом суммирующего усилителя и вторым входом компаратора основной подсистемы, выход которого подключен к входу устройства задержки, а второй выход задатчика давления соединен через ключ с прямым входом суммирующего усилителя аварийной подсистемы, отличающееся тем, что устройство снабжено двумя инверторами и логическим элементои ИЛИ, причем вход первого инвертора подключен к выходу устройства задержки, а выход к управляющему входу ключа и к первому входу элемента ИЛИ, выход которого соединен через второй инвертор с входом суммирующего усилителя основной подсистемы, а второй вход с выходом компаратора аварийной подсистемы, второй вход которого связан с выходом задатчика давления.РИСУНКИ
Рисунок 1