Блмо .ка i
О П И С А Н И Е 278I76
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетоких
Социалиотичеоких
Реоаублик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 01. I I I 19i68 (№ 1223225/40-23) Кл 42k, 20 с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05.VI II.1970. Бюллетень № 25
Дата опубликования описания 10.XI.1970
МПК G Olm 9/00
УДК 533.69(088.8) Комитет по делам изобретвиий и открытий при Совете Миииотрое
СССР
Авторы изобретения
Л. Ф. Теплов, А, С. Крюков и М. М. Михайлов
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СВОБОДНОШТОПОРЯЩИМИ
МОДЕЛЯМИ В АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ
Изобретение относит я к области оборудования для экспериментальной аэродинамики, в частности к оборудованию, применяемому при экспериментальном исследовании штопора в вертикальной аэродинамической трубе с помощью динамически подобных моделей самолетов.
Известно устройство для программного управления свободноштопорящими моделями при экспериментальном исследовании штопора в вертикальной аэродинамической трубе, состоящее из пульта управления и контроля, связанного с моделью через радиоканал, образованный стационарным передатчиком, индуктивной антенной, расположенной вокруг рабочей части трубы, а также приемника, исполнительных механизмов, соединенных с рулями управления модели, и датчиков, смонтированных на модели. Устройство несовершенно тем, что на результаты эксперимента влияют подвески модели, кроме того, ненадежна передача информации по радиоканалу из-за влияния металлических масс в трубе и невозможности получить строго направленную диаграмму излучения антенны.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков за счет отцепления модели or подвесок в ходе эксперимента и соответствующего расположения антенн радиоканала по окружности тру".к,.
На фиг, 1 показана блок-схема описываемого устройства (стационарный и бортовой иолукомплекты); на фиг. 2 — блок отцепки; Ia фиг. 3 — замок блока отцепки.
Устройство состоит из стационарного и бортового полукомплектоз.
Стационарный полукомплект состоит, в свою очередь, из пульга управления 1, внутри которого размещены задатчик программы ис10 пытаний 2 и связанный с ним преобразователь
8 На лицевой части пульта расположены рукоятки переключателей набора программы, кнопки для пуска программы, сброса программы, для подачи команд вручную, свето15 вые индикаторы переданной программы, звуковой индикатор, сигнализирующий момент подачи команды, а также другие вспомогательные кнопки и индикаторы для контроля работы устройства. Пульт управления связан
20 кабелем с блоком 4, в котором размещены передатчик 5 с антенной б, передающий сигналы управления на модель, и приемник 7 с антенной 8, принимающий ответные сигналы с модели об исполненных командах.
25 Бортовой полукомплект, смонтированный на модели 9, состоит из скрытой приемопередающей антенны 10, pacnoëàãàåìoé в передней кромке киля или крыла модели. Антенна соединена кабелем с блоком бортового приемо30 передатчика 11, который, в свою очередь, свя278176 зан с бортовым преобразователем 12, источником питания 1>, и блоком исполнительных механизмов 14.
В блоке исполнительных механизмов установлены контактные датчики поло>кения и электромеханические приводы к рулю направления, рулю высоты, к элеронам и к противоштопорному устройству.
На борту модели смонтирован также блок отцепки (см. фиг. 2).
Блок отцепки состоит из верхнего 15 и нижнего 16 замков, закр .пляемых на верхней и на нижней частях фюзеляжа модели так, что ось 1 — 1 проходит через центр тяжести модели, электромагнитного спускового устройства
17. соединенного с замками при помощи гибких тросиков 18, и двух датчиков: отсоединения подвески с микоопереключателем 19 и датчика взвешенного состояния с микропереключателем 20 (см. фиг. 3), установленных на верхнем замке подвески.
Конструктивно замок выполнен следующим образом. Неподвижная 21 часть корпуса замка укрепляется на модели. Подвижная 22 часть корпуса соединяется с неподви>кной осью 28 и упором 24. Неподвижная и подвижная части корпуса замка, а также динамометрическая пружина 25 и микропереключатель
20 образуют датчик взвешенного состояния.
Трос 2б подвески прикреплен к серьге 27, которая через подшипник 28 соединяется со штоком 29. В запертом положении шток удерживается наконечником-стопором 80, приводимым в движение тросиком. На подвижной части корпуса замка закреплен стакан 81 с пружиной 82 и выталкиьателем 83.
В положении, когда модель висит на тросе; пружина 25 сжата, и контакты микропереключателя 20 разомкнуты. При наступлении взвешенного состояния пружина прижимает подвижную часть корпуса и включает микропереключатель.
По команде с пульта через радиоканал спусковое устройство при помощи тросиков с наконечниками-стопорами освобождает одновременно штоки верх.. его и нижнего замков.
Шток выталкивается толкателем с пружиной, при этом микропереключатель 19 срабатывает и выдает сигнал отсоединения модели от подвески.
Для надежной передачи информации на модель и с модели по радиоканалу связи между стационарным полукомплектом и бортовым, установленным на вращающейся в режиме штопора модели в условиях больших неравномерностей высокочастотного поля из-за наличия больших металлических масс в аэродинамической трубе, приемник и передатчик стационарного полукомплекта выполнены двухканальными, соответственно с двумя парами приемной и передающей антенн. Каждая из пар расположена по окружности трубы на прямой, проходящей через ее центр, причем указанные прямые пересекаются под углом
10 90 .
Пр едм ет изобретения
1. Устройство для управления свободноштопорящими моделями в аэродинамической тр115 бе, содержащее пульт управления и контроля, радиоканал телеуправления и контроля, оортовые преобразователи сигналов и команд, датчики и исполнительные механизмы, отличаюи1ееся тем, что, с целью повышения точ20 ности эксперимента, оно снабжено блоком отцепки, содержашич два замка, укрепленных на верхней и нижней частах фюзеляжа модели по оси, проходящей через ее центр тяжести, электромагнитное спусковое устройство, 25 образованное обмоткой возбуждения и подпружиненным якорем, и датчик взвешенного состояния с электроконтактным выходом, причем якорь спускового устройства при помощи гибких тросиков с наконечниками связан с
30 замками, а его обмотка через электроконтакт,ный выход датчика подключена к источнику питания.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью конструктивного объединения
35 замка и датчика взвешенного состояния, замок состоит из неподвижной части, укрепленной на модели, и подвижной части, выполненной в виде рычага, одно плечо которого шарнирно связано с неподвижной частью, а вто40 рое — с закреплечным на нем концевым выключателем, штифт которого взаимодействует с неподвижной частью, пружиной прижимается к неподвижной части и через подпружиненный шток с серь"ой связано с тросом, 45 удерживающим модель, при этом шток закреплен в канале подвижной части с помощью наконечника тросиков.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью надежной передачи информации
50 по радиоканалу, оно снабжено двумя парами передающей и приемной антенн, каждая из которых расположена по окружности трубы на прямой, проходящей через ее центр, причем указанные прямые пересекаются под уг.лом 90 .
278176
U8.
Составитель А. Цофин
Редактор Т. H. Каранова Техред А. А. Камышникова Корректор О. С. Зайцева
Заказ 3191/8 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ -Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров ГССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2