Способ определения аэродинамических характеристик транспортного средства на модели транспортного средства и устройство для определения аэродинамических характеристик транспортного средства
Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием транспортных средств различного назначения. Устройство для определения аэродинамических характеристик транспортного средства снабжено приводом 8 изменения угла атаки модели, державка состоит из соединенных между собой подвижного 5 и неподвижного 6 элементов, у которой подвижный элемент 5 соединен с приводом изменения угла крена, а неподвижный элемент 6 соединен с углом 7 крепления державки к аэродинамической трубе. Причем торец неподвижного элемента 6 державки заполнен в виде шаровой опоры 9 с отверстием на ее поверхности, а торец подвижного элемента 5 державки - в виде сферической обоймы 10, внутри которой размещена шаровая опора 9. На внутренней стенке подвижного элемента 5 державки жестко смонтирован кронштейн 11, размещенный через отверстие внутри шаровой опоры 9 и консольно соединенный с приводом 8 изменения угла атаки модели. Изобретение позволяет повысить эффективность исследований за счет сокращения времени работы аэродинамической трубы, повысить точность определения аэродинамически характеристик, а также расширить диапазоны исследований влияния углов атаки по сравнению со стандартными устройствами. При этом могут быть получены как сетки аэродинамических характеристик в зависимости от изменения углов атаки и крена модели, так и аэродинамические характеристики для конкретных траекторий по заданному закону изменения углов атаки и крена по времени за счет перемещения модели с требуемыми скоростями от привода модели. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к экспериментальной аэродинамики и могут быть использованы в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием транспортных средств (ТС) различного назначения: в самолетостроении, ракетостроении, автомобилестроении и др. отраслях.
Известен способ определения аэродинамических характеристик (ТС) на модели ТС, установленной на державке в аэродинамической трубе, заключающийся в определении с помощью тензовесов усилий, действующих на модель при воздействии набегающего потока, по которым рассчитывают аэродинамические характеристики ("Ракетная техника и космонавтика", том 7, N 1, январь 1969 г. стр. 111 116, [1]). Известно устройство для определения аэродинамических характеристик ТС на модели ТС, содержащее модель ТС, установленную на тензовесы, державку, выполненную с углом заклинения к набегающему потоку (см. [1] рис. 3). Недостатком известных технических решений является ограниченные экспериментальные возможности исследований аэродинамических характеристик по углам атаки и отсутствии возможности исследований при изменении угла крена модели. Существенным недостатком этих технических решений являются такие значительные экспериментальные затраты на проведение эксперимента в аэродинамической трубе, обусловленные необходимостью остановки трубы для перемонтажа модели при проведении эксперимента на каждом фиксированном угле атаки и угле крена модели. Наиболее близким к предлагаемым и принятыми авторами за прототипы являются: способ определения аэродинамических характеристик ТС на модели ТС, установленной на державке в аэродинамической трубе, заключающийся в определении с помощью тензовесов усилий, действующих на модель при взаимодействии набегающего потока и изменении угла крена модели, по которым рассчитывают аэродинамические характеристики ("ракетная техника и космонавтика", том. 8, N 11, ноябрь, 1970 г, стр. 42 49, [1]); устройство для определения аэродинамических характеристик ТС на модели ТС, содержащее модель ТС, установленную на тензовесах, державку, выполненную с углом заключения к оси державки, привод изменения угла крена модели (см. [2] рис. 2). Указанные технические решения обеспечивают проведение аэродинамических исследований на модели ТС при изменении угла крена модели в процессе эксперимента, однако приводят к увеличению материальных затрат вследствие проведения эксперимента на фиксированных углах атаки при фиксированных углах заклинания державки. Отличие предлагаемого технического решения, способа определения аэродинамических характеристик ТС на модели ТС, от известного заключается в том, что в известном способе, заключающемся в определении с помощью тензовесов усилий, действующих на модель при воздействии набегающего потока и изменении угла крена в процессе этого воздействия, по которым рассчитывают аэродинамические характеристики, согласно изобретению, определение усилий осуществляют при изменении угла заклинения державки и при одновременном изменении угла крена модели в процессе эксперимента без останова трубы, при этом угол заклинения державки изменяют в диапазоне от 0 до 90 градусов. Отличие предложенного технического решения, устройства для определения аэродинамических характеристик ТС на модели ТС, заключается в том, что известное устройство, содержащее модель ТС, установленную на тензовесах, державку, выполненную с углом заклинения, привод изменения угла крена модели, согласно изобретению, устройство снабжено приводом изменения угла заклинения державки, хвостовая державка выполнена из соединенных между собой подвижного и неподвижного элементов, у который подвижный элемент соединен с приводом изменения угла крена, а неподвижный элемент соединен с узлом крепления державки к аэродинамической трубе и в ней смонтирован привод изменения угла заклинения державки, причем торец неподвижного элемента державки выполнен в виде полой шаровой опоры с отверстием на ее поверхности, а неподвижный торцевой элемент державки выполнен в виде сферической обоймы, внутри которой размещена шаровая опора, при этом на внутренней стенке подвижного элемента державки жестко смонтирован кронштейн, размещенный через отверстие внутри шаровой опоры и консольно соединенный с приводом изменения угла заклинения державки. Определение с помощью тензовесов усилий, действующих на модель при воздействии набегающего потока, при изменении угла заклинения державки и угла крена модели в процессе испытаний в предложенном способе и снабжение устройства приводом изменения угла заклинения державки, выполненной из соединенных между собой подвижного и неподвижного элементов с возможностью изменения угла заклинения державки посредством привода изменения угла заклинения и соединение подвижного элемента державки с приводом изменения угла крена модели, обеспечивают определение аэродинамических характеристик на модели ТС в процессе одного эксперимента без останова аэродинамической трубы. По сравнению с прототипами, заявляемые технические решения позволяют сократить время работы аэродинамической трубы, так как исключается необходимость приведения серии экспериментов на устройствах с различными углами заклинения державки, а также повысить точность определения аэродинамических характеристик, поскольку в процессе одного эксперимента в отличии от серии экспериментов точнее выдерживаются параметры аэродинамического потока. Вместе с тем, заявленные способ и устройство исключают изготовление серии державок с различными углами заклинения державки, тем самым сокращаются материальные затраты на изготовление устройства. На фиг. 1 представлена компоновка устройства по предложенному техническому решению с углом заклинения державки 3. На фиг. 2 представлен узел державки с приводом изменения угла заклинения державки и проиллюстрировано заклинение державки на максимально возможный угол















Формула изобретения
1. Способ определения аэродинамических характеристик транспортного средства на модели транспортного средства, заключающийся в определении с помощью тензовесов, действующих на модель при воздействии набегающего потока, и изменении угла крена модели в процессе этого воздействия усилий, по которым рассчитывают аэродинамические характеристики, отличающийся тем, что определение усилий осуществляют при изменении угла заклинения державки в диапазоне 0 90o при одновременном и независимом изменении угла крена модели и углов заклинения державки соответственно. 2. Устройство для определения аэродинамических характеристик транспортного средства, содержащее модель транспортного средства, установленную на тензовесах, державку, узел крепления державки в аэродинамической трубе и привод изменения угла крена модели, отличающееся тем, что оно снабжено размещенным внутри державки приводом изменения угла заклинения державки, державка выполнена из подвижного элемента с одним из торцов в форме обоймы и неподвижного элемента с одним из торцов в форме полой шаровой опоры с отверстием на ее поверхности, соединенной с подвижным элементом таким образом, что торец в форме шаровой опоры размещен внутри обоймы, причем подвижный элемент державки соединен с приводом изменения угла крена модели, а неподвижный элемент с узлом крепления державки к аэродинамической трубе, при этом на внутренней стенке подвижного элемента державки жестко закреплен кронштейн, пропущенный через отверстие в шаровой опоре и консольно соединенный с приводом изменения угла заклинения державки. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что привод изменения угла заклинения державки выполнен в виде гидроцилиндра, корпус и шток которого шарнирно соединены с неподвижным и подвижным элементами державки соответственно.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4