Способ управления каскадным электроприводом
ОЛИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
277076
Союз Советских
Социалистических
Республик
3 е
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 28.II I.1966 (№ 1065144/24-7) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 22.YI1,1970. Бюллетень ¹ 24
Дата опубликования описания 20.XI.1970
Кл. 21d"-, 26
65f, 3
МПК Н 02р 7/80
В 63h 23/24
УДК 621.316.718.5.077..3-84 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
E. Б. Айзенштадт и Е, П. Руденко
Ф !
Заявитель
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КАСКАДНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Предлагаемый способ относится к управлению асинхронным двухдвигательным агрегатом, у которого один из двигателей имеет поворотнь«й статор.
Существует несколько способов управления такими агрегатами, отличающихся в основном схемой включения в роторную цепь доnолнительного сопротивления и его относительной величиной.
При отсутствnn этого сопротивления глубокое регулирование скорости агрегата неэкономично.
Способ с последовательным включением сопротивления не позволяет работать в нормальном режиме на естественной характеристике. Для осуществления этого способа необходимо предусматривать устройства, шунтирующие сопротивление.
Способ с параллельным включением сопротивления позволяет работать в нормальном режиме на естественной характеристике, однако диапазон регулирования существенно зависит от величины и мощности сопротивления.
Извесге««также способ, предусъ«атривающий переключение сопротивления с параллельного на последовательное соединение в процессе регулировав««я, значительно расширяющий диапазон регулирования и снижающий величину сопротивления. Однако при таком способе применяются в главных пепях контакты, снижающие надежность и увелпчива«ощпе габариты схемы управления.
Наиболее близким к предлагаемому является способ управления механически соединенными валами асинхронными электродвигателями с сопротиьленпямп, включеннымп параллельно обмоткам их роторов путем поворота статора одного пз двигателеи.
10 Предлагаемый способ повышает к.п.д. агрегата, так как позволяет изменить скорость вращения агрегата в широком диапазоне при любом характере изменения момента сопротивления, полностью используя двигатели без
15 перегрузок и без огранпченш«продолжительности работы на малых скоростях.
С этой целью регулирование в зоне больших скоростей осуществляют изменением угла поворота статора, а в зоне малых скоро20 стей — изменением напряжения питания, что особенно эффективно прп использовании изобретения в судостроешш.
Предлагаемый способ иллюстрируется структурной схемой, представленной на фиг. 1, 25 согласно которой изменение числа оборотов агрегата I, приводящего во вращение исполнительный механизм 2, осуществляется с поста управления 8 путем последовательного изменения угла поворота одного из статоров
30 4 на 180 эл. град. (одно полюсное давление) 277076
50 посредством серводвигателя 5 поворотного устройства и изменения напряжения источника питания б.
Добавочное сопротивление включено параллельно роторной цепи. Диапазон регулирования при повороте статора зависит от величины сопротивления 7, определяющей значение скольжения 5, в известной формуле: (1 — соя О 1-+- cos 6 (8Р„. + S,18+ SgS,, + S,,Р
1 (звл„— критический момент каждого из двигатслей агрегата;
0 — угол поворота статора, эл.град.;
S, — величина критического скольжения при сопротивлении, равном нулю;
S — величина критического скольжения при полностью введенном сопротивлении 7.
При выборе величины сопротивления, равной (0,8 — 1) х„, где х„— полное индуктивное сопротивление рассеяния двигателя агрегата, S;,=0,8 — 1. В этом случае диапазон регулирования при изменении только угла поворота статора 4 на 180 эл. град., как видно из механических характеристик, представленчых на фиг. 2, определяется зонои между естественной и искусственной, например при S„=l, характеристиками.
В процессе поворота статора сопротивление
7 автоматически вводится в цепь ротора, плавно изменяясь от нуля до своего нормального значения. Дальнейшее изменение скорости агрегата происходит только путем снижения напряжения источника питания б при полностью введенном в цепь ротора сопротивлении.
Принципиальная схема, реализующая описанный способ применительно, например, к гребной электрической установке, приведена на фиг. 3.
Генераторные агрегаты, состоящие из первичных двигателей 8 и 9 и синхронных генераторов 10 — 18, работающих с измененной скоростью вращения, включаются через автоматы 14 и 15 на шины 1б судовой электростанции, а через переключателя 17 и 18 на шины 19 электродвижения.
Статорные обмотки сдвоенных генераторов
35 соединены последовательно. Напряжение па шинах 1б поддерживается неизменным с помощгяо систем регулирования 20 и 21. Напряжение на шинах 19 мо кет меняться плавно от нуля до двойного номинального значения при постоянной частоте тока с помощью устройств управления возбуждением генераторов
11 и 18, размещенных в пульте управления 22; при этом ток возбуждения в обмотках 28 и 24 меняется как по величине, так н но паправленгно.
Статоры 25 и 2б сдвоенного гребного электродвигателя включаюгся на шины 19 через реверсный переключатель 27.
Поворот статора 25 на 180 эл. град. осуществляегся с помощью серводвигателя 28, мощность которого благодаря большому передаточному отношению составляет (0,2 — 1) о о от мощности агрегата, что значительно упрощает автоматизацию его управления.
Роторные обмотки 29 и 80 соединены между собой. Сопротивление 81 включается параллельно обмоткам 29 и 80.
Скоростью вращения управляют с пульта
22, воздействуя вначале на серводвигатель 28, и затем, когда статор 25 повернется на
180 эл. град., изменяют ток в обмотках 28 и
24 по величине и направлению.
Реверс осуществляется при снятом напряжении па шинах 19 путем дистанционного переключения реверсора 27. При неработающем гребном электродвигателе статорные обмотки генераторов 11 и 18 с помощью переключателей 17 и 18 замыкаются накоротко, а обмотки возбуждения их включаются на системы регулирования 82 и 88 с помощью переключателя 84 и 85.
Предмет изобретения
Способ управления каскадным электроприводом с двумя жестко соединенными асинхронными электродвигателями, с последовательно включенными обмотками роторов которых параллельно соединяют сопротивление и регулируют скорость поворотом статора одного из двигателей, отлича ощийся тем, что, с целью повышения к.п.д., регулирование в зоне малых скоростей осуществляют изменением напряжения питания.
277076 фиг 3
Составитель Минц
Текрсд Л. Я. Левина Корректор T. A. Джаманкулова
Редактор Маркелов
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3202/3 Тираж 480 Подписное
ЦНИИт1И Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4!5



