Устройство для управления вентильным преобразователем реверсивного электропривода
Союз Соеетских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕ Н И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства чс
Кл. 21с, 59/58
21d>, 12/03
Заявлено 04.Х.1968 (№ 1272777/24-7) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 14.V11.1970. Бюллетень ¹ 23
Дата опуоликования описания 29.IX.1970
Комитет по делам изобретений и открытий при Салате Мииистрое
СССР
МПК Н 02р 13/24
Н 02m 1/00
УДК 621.316.718.1 (088.8) Авторы изобретения
А. Г. Иванов, Н, В. Донской и А. Д. Поздеев
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ BEHTHJIbHblM
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ РЕВЕРСИВНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Изобретение относится к системам управления вентильными преобразователями мощных рсверсивных электроприводов постоянного тока с раздельным управлением вентильными группами.
Известны устройства для управления вентильным преобразователем реверсивного электропривода с двигателем постоянного тока, содержащие задающий потенциометр, тахогенератор, нереверсивный регулирующий усилитель с корректирующей обратной связью и реверсивным мостом на входе, блок логики, формирователи управляющих импульсов двух вентильных групп преобразователя и блок ограничения тока двигателя. В таких устройствах при реверсировании электропривода имеет место значительная по величине бестоковая пауза, обусловленная влиянием корректирующей RC-цепи, а при ее уменьшении известными средствами возможны значительные броски тока якоря.
В предлагаемом устройстве величина бестоковой паузы при реверсированпи электропривода уменьшена при помощи дополнительного транзистора, входная цепь которого подключена через резистор к выходу реверсивного моста, а коллектор присоединен к входу промежуточного каскада усилителя вместе с предыдущим каскадом по схеме «ИЛИ».
Для улучшения работы блока ограничения тока якоря при уменьшенной величине бестоковой паузы конденсатор корректирующей
RC-цепи указанного блока дополнительно присоединен через диод параллельно выходным зажимам регулирующего усилителя.
На фиг. 1 показана схема электропривода; на фпг. 2 — графики изменения напряжений усплителя.
10 Якорь двигателя 1 подключен на выход реверсивного вентпльного преобразователя 2, который получает питание от трехфазной сети
8 переменного тока.
Устройство управления преобразователем 2
15 содержит следующие компоненты. Выходы задающего потенциометра 4 и тахогенератора 5 соединены последовательно и подключены к ограничителю сигнала, который выполнен на резисторе б и диодах 7 и 8. К выходу ограничителя присоединены реверсивный мост на контактах 9, 10 и 11, 12, а также блок логики
18. Выходные клеммы моста присоединены к нереверсивному регулирующему усилителю 14, в котором выделены, в частности, входной 15 и промежуточный 1б каскады.
В усилителе используется корректирующая обратная связь, создаваемая резистором 17 и конденсатором 18. Выход усилителя подключен к блоку логики 18 (сигнал U ) и фазочп сдвигающему устройству 19. Выход фазосдви276218
3 гающего устройства подключен к формирователям импульсов 20 и 21 вентильных групп соответственно прямого и обратного направления вращения двигателя l. Подключение формирователя импульсов к источнику питания 22 осуществляется контактами 28 и 24, которые переключаются блоком логики 18 одновременно с контактами 9, 10 и 11, 12 реверсивного моста на входе усилителя 14.
Блок ограничения тока двигателя 1 содержит датчик тока 25, выпрямитель 26 и потенциометр уставки 27. С потенциометра 27 сигнал, пропорциональный току двигателя (i„) поступает на входы блока логики 18 и транзистора 28. Транзистор заперт источником смещения 29 через цепь резистора 80 и диода 81.
Транзистор 28 подключен параллельно выходным зажимам усилителя 14. Корректирующая цепь блока ограничения тока выполнена на резисторе 82 и конденсаторе 88, который подключен через диод 84 также параллельно выходным зажимам усилителя.
В устройстве используется также дополнительный транзистор 85, входная цепь которого подключена к выходу реверсивного моста через резистор 86, а коллектор присоединен к входу промежуточного каскада 16 усилителя вместе с предыдущим каскадом 15 по схеме
«ИЛИ». Переход база — коллектор транзистора 85 шунтирован конденсатором 87, а на входе усилителя включен резистор 88.
Устройство работает следующим образом.
При появлении напряжения того или иного знака в конту.ре сравнения САР, например положительного в общей точке контактов 9 и ll, включается блок логики 18, контакты 9, 10 и
28, замыкаясь, подают напряжение на вход усилителя 14 и подключают соответствующий формирователь импульсов 20 к источнику напряжения 22. В результате на тиристоры вентильной группы прямого направления вращения преобразователя 2 поступают управляющие импульсы. В этом случае в блок логики поступают удерживающие сигналы по току преобразователя и напряжению усилителя U .
С появлением в контуре сравнения САР сигнала противоположной полярности после исчезновения напряжения усилителя 14 и тока преобразователя происходит реверсирование входа усилителя (контакты 9, 10 и 28 отключаются, а контакты 11, 12 и 24 включаются) и подключение формирователя импульсов 21 к источнику напряжения 22. Так происходит певерсирование преобразователя.
При наличии удерживающей связи по выходу усилителя в блоке логики последний не переключается в течение Л1 — времени спадания до нуля выходного напряжения усилителя (фиг. 2, б, кривая 1). Величина М составляет бестоковую паузу привода при его реверсировании и определяется параметрами корректирующей цепи, выбираемой из условия устойчивости САР и получения оптимальных характеристик переходных процессов привода.
Для исключения бестоковой паузы при реверсировании вентильного электропривода, обусловленной наличием корректирующих устройств усилителя, с контура сравнения САР через транзистор 85, резистор 86 и конденсатор 87 подается сигнал на вход промежуточного каскада 16 регулирующего усилителя.
При этом, если имеет место прямое направление вращение двигателя и в точке соединения контактов 9 и 11 имеется положительный потенциал, то переход эмиттер — база транзистора 35 заперт, т. е. в статических режимах эта цепь пе влияет на работу регулирующего усилителя. При изменении полярности напряжения D точке соединения контактов 9 и 11, например, за счет реверса задающего напряжения при включенных контактах 9 и 10 по базовому переходу транзистора 85 потечет ток. В результате независимо от корректирующей цепи резистора 17 и конденсатора 18 отпирается промежуточный каскад 16, и на выходе усилителя 14 быстро исчезает напряжение (фиг. 2, б, кривая 11), Вследствие этого снимается сигнал U блокировки по выходному напряжению усилителя в блоке логики 18.
После спада тока двигателя через М, =
=7 — 10 лазеек блок логики 18 отключает контакты 9, 10 и 28 и включает контакты 11, 12 и 24.
В переходных режимах (пуск, торможение, реверс) и при перегрузках в статических режимах происходит ограничение тока. Для этого служит узел токоограничения, выполненный на транзисторе 28 и являющийся пропорционально-интегральным усилителем, питающим напряжением которого служит выходное напряжение регулирующего усилителя. На вход транзистора 28 подаются через резистор 80 запирающее напряжение от источника 29 и отпирающий сигнал, пропорциональный току преобразователя. При определенной величине тока двигателя транзистор 28 открывается и шунтирует выход регулирующего усилителя, Для исключения колебаний и бросков тока двигателя используется гибкая обратная связь на резисторе 82 и конденсаторе 88. При торможении и реверсе конденсатор 88 необходимо разрядить за время переключения преобразователя. На интервале переключения выходное напряжение усилителя 14 равно нулю, что позволяет обеспечить быстрый разряд конденсатора 88 через диод 84 и выход усилителя 14.
Предмет изобретения
1. Устройство для управления вентильным преобразователем реверсивного электропривода с двигателем постоянного тока, содержащее задающий потенциометр, тахогенератор, нереверсивный регулирующий усилитель с корректирующей обратной связью и реверсивным мостом на входе, блок логики, формирователи управляющих импульсов двух вентильных групп преобразователя и блок ограничения тока двигателя, отличающееся тем, что, с целью
276218
17 18 33 32
Составитель О. Коссов
Текред T. П. Курилко Корректор Л. И. Гаврилова
Редактор А. Пейсоченко
Заказ 2669117 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2 меньшения бестоковой паузы при реверсироiàHèH электропривода, в нем применен допол1ительный транзистор, входная цепь которого
1одключена через резистор к выходу реверсив1ого моста, а коллектор присоединен к входу
1ромежуточного каскада усилителя вместе с редыдущим каскадом по схеме «ИЛИ».
2. Устройство по п. 1, отлича ощееся тем, что, с целью улучшения работы блока ограничения тока при торможении и реверсировании двигателя, конденсатор корректирующей
5 RC-цепи указанного блока дополнительно присоединен через диод параллельно выходным зажимам регулирующего усилителя.


