Моделирующее устройство для расчета шатунно-кулачковых механизмов
ОГ1ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
274360
Сееа Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства—
Заявлено 11.Х1.1968 (№ 1282084 28-12) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 24.V1.1970. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 28.IX.1970
Кл. 42а, 14/01
МПК В 431 11/00
УДК 744.34(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобпетения
С. И. Гамрекели и К, Г. Илуридзе
Заявитель
МОДЕЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСЧЕТА
ШАТУ11НО-КУЛАЧКОВЬ!Х МЕХАНИЗМОВ
Предложенное моделирующее устройство для расчета шатунно-кулачковых механизмов содержит модель шарнирного четырехзвешшка с регулируемыми параметрами, подвижную бумажную ленту и два стержня, расположенных над лентой и перемещающихся в направлении, перпендикулярном ее движению. Чодель шарнирного четырехзвенника состоит из кривошипа, шатуна, имеющего паз по форме профиля кулачка, коромысла и шатуна.
Ведущий валик подвижной ленты кинематически связан с кривошипом.
Стержни несут пишущие штифты для раздельного вычерчивания графиков пути и угла передачи ведомого звена. Один из стержней имеет на конце ролик, входящий в паз шатуна и несущий на своей оси свободно надетое зубчатое колесо с пальцем, скользящим в пазу шатуна, а другой стержень представляет собой зубчатую рейку, находящуюся в зацеплении с этим колесом.
С помощью предлагаемого устройства можНо по заданному четырехзвеннику и профилю кулачка определить закон движения и угол передачи ведомого звена.
На чертеже показана кинематпческая схема устройства.
Оно содержит модель шарнирного четырехзвенника с регулируемыми параметрами. Модель состоит из кривошипа 1, свободно сидящего на оси О, шатуна 2, связанного с кривошипом в точке А>, имеющего паз 3 по профилю кулачка, поводка 4 и коромысла 5. Положение поводка 4 в системе координат ХУ устанавливается по углу сну и фиксируется винтом б. На поводке установлен ползун 7, закрепляемый винтом 8.
На коромысле 5 помещен ползун 9, связанный шарнирно в точке С, с ползуном 7. В точ10 ке В, коромысла закреплен ползун 10.
На ось О посажена зубчатая коническая шестерня 11, которая посредством второй конической шестерни 12 соединяется с валом 18, положение которого в системе координат Х1
15 устанавливается по углу р, при пОмощи направляющей 14 и фиксируется винтом 15.
На валу 18 укреплено зубчатое колесо 1б, ведущий транспортирующий валик 17 подвижной бумажной ленты 18 и коническая зубчатая
20 шестерня 19, ползун 20 и втулка 21, После установки параметра У> втулка 21 жестко фиксируется винтом 22.
В направляющих ползуна 20 помещена рама 28, в которой смонтирован синусный меха25 низм и самопишущее устройство.
В точке О, рамы 23 свободно вращается втулка 24, через которую проходит кривошип
25. Втулка 24 закрепляется винтом, и с ней жестко скреплена зубчатая коническая шес30 терня 26, которая при помощи конических
274360
3 шестерен 27 и 28 и промежуточного валика 29 соединена с конической шестерней 19.
Валик 29 состоит из двух частей, скрепляемых винтом 80.
Положение рамы 28 относительно ползуна
20 устанавливается по параметру Х1 и фиксируется винтом 81.
В раме 28 установлено ведомое звено— стержень 82 с горизонтальным пазом 88, в который входит палец .01 кривошипа 25.
На конце стержня 82 закреплен ролик 84, входящий в паз 8 шатуна 2. Кроме того, этот стержень несет свободно надетое зубчатое колесо 85 с пальцем 86, скользящим в пазу 8 шатуна 2.
В направляющих связи 87 свободно установлен второй стержень 88, параллельный стержню 82. Стержень 88 представляет собой зубчатую рейку, входящую в зацепление с зу.бчатым колесом 85.
Стержни 82 и 88 расположены над бумажной лентой 18 и несут пишущие штифты 89 и
40 для раздельного вычерчивания на ленте графиков пути и угла передачи ведомого звена при своем перемещении в направлении, перпендикулярном к движению ленты
Для подбора профиля шатуна-кулачка и размеров шарнирного четырехзвенного механизма по заданному закону движения ведомого звена и угла передачи между ведомым звеном и профилем шатуна к - предлагаемому устройству добавляются вспомогательная рейка 41, входящая в зацепление с зубчатым колесом 16 и перемещающаяся по стрелке а.
Рейка 41 связана с шатуном, имеющим профильный паз 42, в который входит ролик 48, расположенный на конце стержня 88.
Для определения закона движения ведомого звена и угла передачи задаются параметрами а, р>, О,В,, Х,, Уь Фиксируют длины
А В шатуна 2 и коромысла В,С,.
При вращении кривошипа 1 шатун 2 совершает плоско-параллельное движение и через ролик 84 сообщает движение стержню 82 с пишущим штифтом 89. При перемещении пальца
86 в пазу 8 зубчатое колесо 85 приводится во вращение, и стержень 88 с пишущим штифтом
40 также приводится в действие.
Пишущий штифт 40 фиксирует изменение угла передачи у, между подвижным профилем
5 шатуна 2.
Для определения профиля шатуна-кулачка и угла передачи фиксируют по заданным параметрам все размеры звеньев. По максимальному перемещению определяют длину 0,01
1р кривошипа 25. Палец D> кривошипа устанавливают в паз 88 ведомого звена, т. е. соединяют валик 29 с синусным механизмом. При этом палец 86 снимают с зубчатого колеса 85.
При вращении кривошипа 1 на подвижной плоскости шатуна 2 вычерчивается теоретический профиль шатуна-кулачка, т. е. кривая =fi(v).
Далее при закреплении пальца 86 с зубчатым колесом 85 и при вращении кривошипа 1 пишущие штифты 89 и 40 вычертят по ленте
18 функциональные кривые 5 =f (cp) и . у1 ——
12 (ч )
Предмет изобретения
Моделирующее устройство для расчета шатунно-кулачковых механизмов, отличающееся тем, что, с целью механизации построения функциональных кривых перемещения и углов передачи ведомого звена, оно содержит модель шарнирного четырехзвенника с регулируемыми параметрами, состоящего из кривошипа, шатуна, имеющего паз по форме профиля кулачка, коромысла и шатуна, подвижную бумажную ленту, ведущий валик которой кинематически связан с кривошипом, и два расположенных над лентой и перемещающихся в направлении, перпендикулярном ее движению, стержня с пишущими штифтами для раздель4О ного вычерчивания графика пути и угла передачи, при этом один из стержней имеет на конце ролик, входящий в паз шатуна и несущий на своей оси свободно надетое зубчатое колесо с пальцем, скользящим в пазу шатуна, а
45 другой стержень представляет собой зубчатую рейку, находящуюся в зацеплении с этим колесом.
Составитель M. Лиманова
Редактор А. Бер Корректор А. П. Васильева
Заказ 2634 1 Тираж 4od Подписное
Ы!ИИПИ Комитеты по делам изобретений и on.r.ûòèé прн Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская нгб., д. 4i5
Типография, пр. Сапунова, 2


