Индивидуальное спасательное средство для поддержания летчика на плаву при приводнении
Изобретение относится к области спасательных средств на воде и может быть использовано в качестве штатного снаряжения для летного состава в условиях аварийного приводнения. Индивидуальное спасательное средство для поддержания летчика на плаву при приводнении содержит наполняемую газом эластичную плавучесть, выполненную в виде двух надувных баллонов-подков, закрепленных на комбинезоне летчика, систему газонаполнения, размещенную в подмышечном пространстве комбинезона. Плавучесть выполнена в виде тора с днищем, герметично соединенным через два отверстия со штанинами комбинезона. В исходном (сдутом состоянии) плавучесть выполнена в виде баллона и укладывается на поясной части посредством замков в виде пакета на поясную часть комбинезона. На поверхности плавучести, выполненной в виде тора, закреплен теплозащитный тент-накидка и автоматическая стяжка. Достигается создание комфортных условий и выживаемости летчика в условиях аварийного приводнения и последующего длительного пребывания в воде. 3 ил.
Изобретение относится к области спасательных средств на воде и может быть использовано в качестве штатного снаряжения для летного состава в условиях аварийного приводнения.
Известны спасательные средства (патенты RU №2526556, 27.08.2014 [1], №2494913, 10.10.2013 [2], №2477241, 10.03.2013 [3], №2472668, 20.01.2013 [4], №2472667, 20.01.2013 [5], патент №2448016, 20.04.2012 [6], №2433063, 10.11.2011 [7], №2392175, 20.06.2010 [8], №2373480, 20.11.2009 [9], №2299832, 27.05.2007 [10], №2521456, 27.06.2014 [11], №2463202, 10.10.2012 [12], №2458815, 20.08.2012 [13], №2449917, 10.05.2012 [14], №2448017, 20.04.2012 [15], №2444461, 10.03.2012 [16], №2418714, 20.05.2011 [17], №2381138, 10.02.2010 [18], №2374598, 27.11.2009 [19], №2372245, 10.11.2009 [20], RU №2525502, 20.08.2014 [21].
Известны также многочисленные конструкции индивидуальных спасательных средств, предназначенных для поддержания летчика на плаву при приводнении и имеющих промышленную применимость, в частности, отечественные авиационные спасательные жилеты типа АСЖ-63П, лодки, плоты типа ПСН-1, МЛАС10Б, морской спасательный комплект «МСК-05», а также зарубежные авиационные гидротермокостюмы VIKING PS 4003; 4043; 4045, а также индивидуальные плавсредства FAA, TSO-S72, модель ISPL R. Существенным недостатком плавсредства FAA и спасательного снаряжения подводника SEIE, Mk 10 является прогиб под тяжестью сидящего человека днища, принимающего форму корыта. Это ухудшает гидродинамику плавсредства и создает неудобства от его скрюченной формы, особенно при длительном плавании.
Основным недостатком перечисленных индивидуальных спасательных средств [1-21] является их конструктивная самостоятельность как экипировки летчика. Отдельное размещение плавсредства от летчика требует от него выполнения ряда необходимых операций, чтобы закрепиться в плавсредстве. В штормовых условиях, в условиях низких температур воздуха или травмирования летчика эти действия часто малоэффективны.
Этот недостаток частично устранен в известном специальном снаряжении летного состава ВВС России - «Индивидуальный авиационный спасательный пояс АСП-74В» (Фирма Динофорс, Москва [22] - прототип).
Пояс имеет две независимые камеры плавучести в виде подков, систему газонаполнения. Пояс закреплен на поясном отделе гидрокостюма. При попадании в воду камеры плавучести заполняются газом и размещаются в районе подмышек летчика. Однако при длительном пребывании человека в таком подвешенном состоянии кровеносные сосуды рук неизбежно пережимаются и их работоспособность практически прекращается. И после пребывания в таком состоянии в течение 12 часов (как это гарантировано комплектом ВМСК4 или морским спасательным комплектом «МСК-5») человек становится недееспособным. Для арктических условий (температура воздуха до -50°С, воды 6-7°С, ветер до 25 м/сек) такие средства практически непригодны.
Задачей изобретения является создание комфортных условий и выживаемости летчика в условиях аварийного приводнения и последующего длительного пребывания в воде. Поставленная задача достигается тем, что плавучесть выполнена в виде баллона тороидальной формы с днищем, что образует надувную лодку. Днище лодки-тора снабжено двумя отверстиями, края которых герметично соединены (склеены, сварены) со штанинами гидрокомбинезона. В исходном сдутом состоянии тор и днище складываются в пакеты и закрепляются на комбинезоне. Крепления пакетов высвобождает сборку, и сдутый тор, как юбка, развертывается. При попадании в воду система газонаполнения надувает тор, вследствие чего человек автоматически размещается в надувной лодке. Сидеть стоя очень удобно. Это как раз тот комфорт, когда руки человека освобождаются. Кроме того, устраняется положение человека в висе, как в прототипе. Как следствие человек, находящийся в лодке, работоспособен. Для защиты от внешней среды на торе закреплен тент-накидка металлизированный в сторону человека и снабжен светоотражающими элементами. Металлизированный тент представляет эффективную цель для судовых и авиационных РЛС. Чтобы продемонстрировать отличительные особенности заявляемого средства, в качестве примера, не имеющего какого либо ограничительного характера, описан предпочтительный вариант его реализации. Пример реализации иллюстрируется на чертежах (фиг. 1, 2, 3).
На фиг. 1 представлен общий вид индивидуального спасательного средства закрепленного на летном комбинезоне.
Спасательное средство имеет наполняемую газом эластичную камеру, имеющую в плане форму тора 1. Тор выполнен из газоводонепроницаемого материала, например нейлона с полимерным покрытием. На торе герметично закреплено днище 2 с двумя отверстиями 3. Края двух отверстий также герметично скреплены соответственно со штанинами 4. Возможно крепление на герметичных молниях. Диаметр днища для исключения опрокидывания на волнении выбран таким образом, чтобы центр величины тора находился выше центра тяжести человека. На внешней поверхности тора уложен теплозащитный тент-накидка 5. Тор заполняется через систему газонаполнения 6. На фиг. 2 показано размещение (укладка) сложенного пакета спасательного средства в исходном (сдутом) состоянии. При попадании летчика в воду и освобождении от подвесной парашютной системы пакет распадается за счет автоматической или ручной стяжки 7. После чего система газонаполнения 6 надувает тор 1 (фиг. 1). Летный комбинезон может быть выполнен в виде гидрокостюма. На фиг. 3 показано размещение человека в спасательном средстве. Человек укрыт тентом 5.
Положительный эффект предлагаемого изобретения заключается в том, что при приводнении летчик автоматически размещен в индивидуальном плавсредстве, которое закреплено на летном комбинезоне как его единый составной элемент, обеспечена защита человека от внешних неблагоприятных условий.
Источники информации
1. Патент RU №2526556, 27.08.2014.
2. Патент RU №2494913, 10.10.2013.
3. Патент RU №2477241, 10.03.2013.
4. Патент RU №2472668, 20.01.2013.
5. Патент RU №2472667, 20.01.2013.
6. Патент RU №2448016, 20.04.2012.
7. Патент RU №2433063, 10.11.2011.
8. Патент RU №2392175, 20.06.2010.
9. Патент RU №2373480, 20.11.2009.
10. Патент RU №2299832, 27.05.2007.
11. Патент RU №2521456, 27.06.2014.
12. Патент RU №2463202, 10.10.2012.
13. Патент RU №2458815, 20.08.2012.
14. Патент RU №2449917, 10.05.2012.
15. Патент RU №2448017, 20.04.2012.
16. Патент RU №2444461, 10.03.2012.
17. Патент RU №2418714, 20.05.2011.
18. Патент RU №2381138, 10.02.2010.
19. Патент RU №2374598, 27.11.2009.
20. Патент RU №2372245, 10.11.2009.
21. Патент RU №2525502, 20.08.2014.
22. Индивидуальный авиационный спасательный пояс АСП-74В» (Фирма Динофорс, Москва).
Индивидуальное спасательное средство для поддержания летчика на плаву при приводнении, содержащее наполняемую газом эластичную плавучесть, выполненную в виде двух надувных баллонов-подков, закрепленных на комбинезоне летчика, систему газонаполнения, размещенную в подмышечном пространстве комбинезона, отличающееся тем, что плавучесть выполнена в виде тора с днищем, герметично соединенным через два отверстия со штанинами комбинезона соответственно, причем в исходном (сдутом состоянии) плавучесть, выполненная в виде баллона, укладывается на поясной части посредством замков в виде пакета на поясную часть комбинезона, на поверхности плавучести, выполненной в виде тора, закреплен теплозащитный тент-накидка и автоматическая стяжка.