Многофункциональное спасательное устройство
Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения на воде людей, терпящих бедствие судов в морях и океанах с низкой температурой воды и людей, находящихся в зоне пожаров вблизи рек. Многофункциональное спасательное устройство содержит водонепроницаемую оболочку, утеплители из материала с низкой теплопроводностью и плотностью, меньшей плотности воды. Корпус выполнен из утеплителя в форме полого цилиндра, к передней части которого прикреплен полый конус из прозрачного водонепроницаемого материала. В передней и задней части цилиндра установлены дисковые утеплители. Устройство имеет верхний и нижний листовые утеплители с оболочкой и трубку жесткости. Крепление двигателя обеспечивается соединительной деталью. Дыхание человека обеспечивается верхней трубкой для дыхания. Достигается защита от холодного воздуха и воды, повышение устойчивости устройства при воздействии больших волн, обеспечение лучшей обтекаемости конструкции для уменьшения времени эвакуации, обеспечение защиты от воздействия угарных газов и сохранение защитных функциональных возможностей при перевороте спасательного устройства. 3 ил.
Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения на воде людей, терпящих бедствие пассажирских и рыболовецких судов в водах морей и океанов, и людей, находящихся в зоне пожара вблизи рек, а также для защиты человека от воздействия холода и для обеспечения эвакуации по воде с низкой температурой.
Из существующего уровня техники известны индивидуальные спасательные средства в виде жилетов, спасательных кругов, нагрудников, бушлатов для спасения человека, попавшего в воду (Одинцов Л.Г., Курсаков А.В., Хапалов Е.А., Чурсин В.Ф., Чумак С.П. Справочник спасателя. Книга 8. Надводные и подводные спасательные работы.- М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2006, 204 с.).
Эти индивидуальные средства имеют ограниченные функциональные возможности для спасения человека, в частности, не обеспечивают защиту всего тела человека от холода, т.к. имеются части тела человека, не защищенные от воды и холодной воздушной среды, и не могут обеспечить защиту от вредных газовых сред в течение даже недолгого времени из-за отсутствия запасов воздуха в этих индивидуальных средствах спасения.
Известны надувные лодки, например лодка «Айгуль», разработанная Уфимским заводом РТИ (Королев А.Н., Жохов В.П. «Надувные лодки», библиотека журнала «Катера и яхты», изд. «Судостроение», Л., 1989).
Недостатком надувных лодок является невозможность защиты человека от холода и воды при переворачивании лодки, а также незащищенность даже на короткое время от вредных газов, например, при сильных лесных пожарах вблизи берегов рек.
Известно «Средство спасения на воде «Поплавок Никулина»» (патент РФ №2112693 С1, МПК В63С 009/08, опубл. 10.06.1998), содержащее герметичную камеру с лазом для размещения в ней человека и спасательные надувные резиновые круги, закрепленные на наружной стенке герметичной камеры, внутри которой расположены эластичный насос для удаления из нее воды и продуктов жизнедеятельности человека, а также эластичный насос для подачи в камеру атмосферного воздуха.
Недостатками данного технического решения являются ограниченные функциональные возможности для спасения человека, обусловленные зависимостью от работоспособности устройств подачи воздуха и накачки надувных кругов. Кроме того, реально получение травм при наличии волн из-за особенностей конструкции этого устройства, т.к. сверху и снизу расположены деревянные круги.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является изобретение «Многофункциональное походное спасательное устройство», содержащее водонепроницаемую оболочку, размещенные на ней ободья и диски из утеплителя, выполненного из материала с плотностью, меньшей плотности воды, причем устройство выполнено в форме усеченного конуса и имеется трубка для дыхания человека, находящегося внутри помещения, закрытого со всех сторон утеплителями (Патент РФ №2508894, МПК А47С 9/08, опубл. 10.03.2014).
Недостатком этого устройства является затрудненная буксировка устройства из зоны бедствия из-за большого погружения его в воду и в этом устройстве отсутствует перекрывающее приспособление в трубке для дыхания, из-за чего не исключается возможность попадания во внутреннюю полость вредных газов, возникающих при пожарах.
Таким образом, известные технические решения не позволяют одновременно сохранить защиту от воздействия холода и воды, обеспечить хорошую устойчивость устройства на воде при воздействии больших волн и при перевороте устройства сохранить все защитные функции. В настоящее время массово выпускаемые спасательные плавательные средства в ситуациях, приводящих к переворотам, не защищают человека от опасного для жизни переохлаждения в холодной воде.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание многофункционального спасательного устройства с расширенными функциональными возможностями при комбинированных воздействиях окружающей среды: защита от холодного воздуха и холодной воды, повышение устойчивости спасательного устройства на водной поверхности при воздействии больших волн, обеспечение лучшей обтекаемости конструкции для уменьшения времени эвакуации при катастрофе морских судов или при эвакуации по реке из зоны пожаров с обеспечение защиты от воздействия угарных газов и сохранение защитных функциональных возможностей при перевороте спасательного устройства.
Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является расширение функциональных возможностей при воздействии совокупности внешних факторов:
- защита от холодного воздуха и холодной воды;
- обеспечение высокой устойчивости спасательного устройства на водной поверхности при воздействии больших волн;
- обеспечение обтекаемости конструкции и небольшой глубины погружения устройства в воду, что позволяет уменьшить время эвакуации из зоны бедствия;
- обеспечение защиты от воздействия вредных газов в течение определенного времени;
- сохранение защитных функциональных возможностей спасательного устройства (защита от воздействия холодного воздуха и холодной воды, сохранение плавучести, обеспечение дыхания) при переворотах спасательного устройства.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что в заявляемом спасательном устройстве, содержащем оболочку, утеплители из материала с низкой теплопроводностью и плотностью, меньшей плотности воды, трубку для дыхания, водонепроницаемое разъемное соединение, согласно изобретению предусмотрены следующие отличия в том, что устройство содержит дополнительную трубку для дыхания, эластичный утеплитель, выполненный в форме полого цилиндра, к передней части которого герметично прикреплен полый конус из прочного прозрачного водонепроницаемого материала, на внутреннем диаметре переднего торца цилиндра выполнено утолщение в виде кольцевого буртика для упора съемного обруча, к которому прикреплен передний дисковый утеплитель, к заднему торцу цилиндра герметично прикреплен задний дисковый утеплитель, в горизонтальной плоскости, проходящей через осевую линию цилиндра, расположена упругая трубка жесткости в виде кольца, внутри которого располагается цилиндр с конусом, на концах трубки жесткости прикреплены две втулки с внешней резьбой, на которые навинчена соединительная деталь из прочного материала с внутренней резьбой и фиксацией от выворачивания резьбовых соединений, соединительная деталь выполнена с отверстиями для крепления двигателя, причем верхняя и нижняя поверхности цилиндра и конуса, а также часть плоского пространства между ними и трубкой жесткости покрыты верхним и нижним эластичным листовым утеплителем, исключая сегмент за задним торцом цилиндра, контактные поверхности утеплителя имеют клеевое соединение, кроме этого оболочка из прочного водонепроницаемого материала прикреплена клеевым соединением ко всей поверхности утеплителей устройства, оболочка охватывает по периметру трубку жесткости и имеет два отверстия в местах соприкосновения концов сегмента с торцом цилиндра, причем оболочка и трубка жесткости при вывинченной соединительной детали выполнены с возможностью извлечения трубки жесткости из устройства через эти отверстия, на конусной поверхности в листовом утеплителе и оболочке сверху и снизу имеются два круглых выреза для ведения наблюдения человеком, находящимся во внутренней полости устройства, для входа в которое в верхней половине цилиндра имеется частичный разрез под углом относительно плоскости, проходящей через трубку жесткости, на разрезе размещено водонепроницаемое разъемное соединение, для фиксации в отогнутом положении разрезанной части на нем имеется наружняя петля, которая соединяется с одним концом тесьмы, другой конец которой прикрепляется к цилиндрической поверхности, а также с обеих сторон внутренней поверхности цилиндра вдоль плоскости, проходящей через трубку жесткости, прикреплены петля для рук и петля для ног для фиксации положения человека, в передней части цилиндра в сквозных отверстиях сверху и снизу герметично установлены две трубки для дыхания с перекрывающими приспособлениями.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:
на фиг. 1 показан вид сверху на многофункциональное спасательное устройство;
на фиг. 2 показан разрез по линии А-А на фиг. 1.
на фиг. 3 показан вид спереди на многофункциональное спасательное устройство;
Многофункциональное спасательное устройство (фиг. 1, фиг. 2 и фиг. 3) содержит полый цилиндр 1 из эластичного утеплителя. В качестве утеплителя используются, например, нетканые материалы типа двухслойного пенополиэтилена, изолона, выпускаемого серийно ОАО Ижевским заводом пластмасс. Все далее указанные в описании утеплители изготавливаются из этого или аналогичного по свойствам материала.
К передней части цилиндра 1 герметично прикрепляется полый конус 2 из прочного прозрачного водонепроницаемого материала. На внутреннем диаметре переднего торца полого цилиндра 1 выполнено утолщение в виде кольцевого буртика, в который упирается съемный обруч 3. К съемному обручу 3 прикрепляется передний дисковый утеплитель 4, а к заднему торцу цилиндра герметично прикреплен задний дисковый утеплитель 5. В горизонтальной плоскости, проходящей через осевую линию цилиндра, расположена упругая трубка жесткости 6 в виде кольца, внутри которого располагается цилиндр 1 с конусом 2. На концах трубки жесткости 6 прикреплены две втулки с внешней резьбой 7. На эти втулки навинчена соединительная деталь 8 из прочного материала с внутренней резьбой. Эти резьбовые соединения выполнены с фиксацией от выворачивания резьбовых соединений (Справочник техника-конструктора. Самофалов Я.А., Левицкий М.Я., Григораш В.Д., Киев: Техшка, 1975, стр. 225, п. 4 «Стопорение резьбовых соединений»).
Для обеспечения крепления двигателя, например, с гребным винтом или баллонами со сжатым воздухом соединительная деталь 8 выполнена с отверстиями (двигатель условно не показан). Управление двигателем, в том числе и для обеспечения поворотов спасательного устройства на воде, производится известными средствами дистанционного управления двигателем.
Верхняя и нижняя поверхности цилиндра 1 и конуса 2, а также часть плоского пространства между ними и трубкой жесткости 6 покрыты верхним и нижним эластичным листовым утеплителем, исключая сегмент за задним торцом цилиндра. Этот сегмент остается не покрытым утеплителем и оболочкой, т.к. он находится в зоне установки двигателя с его элементами крепежа на соединительной детали 8. Контактные поверхности утеплителя имеют клеевое соединение.
Оболочка 10 из прочного водонепроницаемого материала (капрон и т.п.) прикреплена клеевым соединением ко всей поверхности утеплителей 9 спасательного устройства, при этом оболочка 10 охватывает по периметру трубку жесткости 6 и имеет два отверстия в местах соприкосновения концов сегмента с торцом цилиндра 1. Для обеспечения хранения спасательного устройства в компактном виде оболочка 10 и трубка жесткости 6 при вывинченной соединительной детали 8 выполнены с возможностью извлечения трубки жесткости 6 из устройства через имеющиеся эти два отверстия.
На конусной поверхности в листовом утеплителе сверху и снизу имеются два круглых выреза для ведения наблюдения человеком, находящимся во внутренней полости спасательного устройства. Для обеспечения этого обруч 3 с прикрепленным к нему передним дисковым утеплителем 4 выполнен съемным. Для входа человека внутрь спасательного устройства в верхней половине цилиндра 1 имеется частичный разрез под углом относительно плоскости, проходящей через трубку жесткости 6. На разрезе размещено водонепроницаемое разъемное соединение 11. Для фиксации в отогнутом положении частично разрезанной части на нем имеется наружняя петля 12, которая соединяется с одним концом тесьмы 13, другой конец которой прикрепляется к цилиндрической поверхности.
На обеих сторонах внутренней поверхности цилиндра 1 вдоль плоскости, проходящей через трубку жесткости 6, прикреплены петля для рук и петля для ног (на фиг. 1 и 2 условно не показаны), выполненные из прочного материала, для обеспечения при необходимости фиксации положения человека при наличии больших волн.
В передней части цилиндра 1 в сквозные отверстия сверху и снизу герметично установлены, например, на резьбе две трубки для дыхания 14 с перекрывающими приспособлениями для регулируемого человеком поступления атмосферного воздуха из верхней или нижней трубки при переворотах спасательного устройства. В случае необходимости трубка для дыхания, находящаяся внизу, заменяется на герметично установленную заглушку (условно не показана). Во внутренней полости цилиндра, например, при его диаметре 90 см и длине цилиндрической части 180 см имеется запас воздуха для дыхания человека на время эвакуации из зоны пожара и перекрытом доступе внешнего воздуха с помощью перекрывающего приспособления.
Таким образом, новая совокупность признаков устройства позволяет решить поставленную задачу и обеспечить достижение заявленного технического результата:
- защита от холодного воздуха и холодной воды;
- обеспечение высокой устойчивости спасательного устройства на водной поверхности при воздействии больших волн на морях и океанах вследствие конструктивных особенностей заявляемого устройства и наличия боковых листовых поверхностей утеплителей и трубки жесткости, выполняющих функцию стабилизаторов положения, причем при этом достигается устойчивость выше, чем у лодок-катамаранов, у которых наличие больших закругленных бортов облегчает переворот за счет создания большего крутящего момента, чем в заявляемом изобретении;
- обеспечение обтекаемости передней части конструкции, выполненной в виде конуса, и небольшой глубины погружения в воду, не большей, чем для обычных лодок, позволяет уменьшить время эвакуации по воде из зоны бедствия, например, с помощью двигателя или буксировочного троса;
- обеспечение защиты от воздействия вредных газов во время проведения эвакуации из зоны пожара благодаря наличию запаса воздуха во внутренней полости спасательного устройства и перекрывающего приспособления на трубке для дыхания;
- сохранение защитных функциональных возможностей спасательного устройства (защита от воздействия холодного воздуха и холодной воды, сохранение плавучести, обеспечение дыхания) при переворотах, например, в зоне тайфунов и плавающих льдин.
Спасательное устройство, содержащее оболочку, утеплители из материала с низкой теплопроводностью и плотностью, меньшей плотности воды, трубку для дыхания, водонепроницаемое разъемное соединение, отличающееся тем, что устройство содержит дополнительную трубку для дыхания, эластичный утеплитель, выполненный в форме полого цилиндра, к передней части которого герметично прикреплен полый конус из прочного прозрачного водонепроницаемого материала, на внутреннем диаметре переднего торца цилиндра выполнено утолщение в виде кольцевого буртика для упора съемного обруча, к которому прикреплен передний дисковый утеплитель, к заднему торцу цилиндра герметично прикреплен задний дисковый утеплитель, в горизонтальной плоскости, проходящей через осевую линию цилиндра, расположена упругая трубка жесткости в виде кольца, внутри которого располагается цилиндр с конусом, на концах трубки жесткости прикреплены две втулки с внешней резьбой, на которые навинчена соединительная деталь из прочного материала с внутренней резьбой и фиксацией от выворачивания резьбовых соединений, соединительная деталь выполнена с отверстиями для крепления двигателя, причем верхняя и нижняя поверхности цилиндра и конуса, а также часть плоского пространства между ними и трубкой жесткости покрыты верхним и нижним эластичным листовым утеплителем, исключая сегмент за задним торцом цилиндра, контактные поверхности утеплителя имеют клеевое соединение, кроме этого оболочка из прочного водонепроницаемого материала прикреплена клеевым соединением ко всей поверхности утеплителей устройства, оболочка охватывает по периметру трубку жесткости и имеет два отверстия в местах соприкосновения концов сегмента с торцом цилиндра, причем оболочка и трубка жесткости при вывинченной соединительной детали выполнены с возможностью извлечения трубки жесткости из устройства через эти отверстия, на конусной поверхности в листовом утеплителе и оболочке сверху и снизу имеются два круглых выреза для ведения наблюдения человеком, находящимся во внутренней полости устройства, для входа в которое в верхней половине цилиндра имеется частичный разрез под углом относительно плоскости, проходящей через трубку жесткости, на разрезе размещено водонепроницаемое разъемное соединение, для фиксации в отогнутом положении частично разрезанной части на нем имеется наружняя петля, которая соединяется с одним концом тесьмы, другой конец которой прикрепляется к цилиндрической поверхности, а также с обеих сторон внутренней поверхности цилиндра вдоль плоскости, проходящей через трубку жесткости, прикреплены петля для рук и петля для ног для фиксации положения человека, в передней части цилиндра в сквозных отверстиях сверху и снизу герметично установлены две трубки для дыхания с перекрывающими приспособлениями.