Устройство для спасения людей на воде и для скоростного плавания
Изобретение предназначено для спасения людей на воде при авариях судов или несчастных случаях как для спасателей, так и для спасаемых, а также для развлечений и спортивных целей. Устройство содержит стержень с лопастями по концам и поплавок посередине. Стержень, лопасти и поплавок выполнены плоскими, обтекаемыми, изготовленными из материалов типа пенопласта или из гибких пружинящих пластин типа поролона. Рядом с лопастями установлены дополнительные лопасти ковшевидной или воронкообразной формы. Обеспечивается спасение людей на воде за счет быстрого отплытия от места аварии, а также обеспечивается высокая скорость плавания. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Устройство предназначено для спасения людей на воде при авариях судов или несчастных случаях, как для спасателей, так и для спасаемых, а также для развлечений и спортивных целей.
Сейчас для спасения применяются пробковые круги и пояса /жилеты/, но они дают возможность только держаться на поверхности.
Для того, чтобы плыть с какой-либо скоростью применяются резиновые ласты, но они не являются средствами для спасения.
В одном из давних номеров журнала "Техника молодежи" была опубликована статья с рисунками предположительных устройств для плавания. Одно устройство выбранное в качестве ближайшего аналога могло бы быть освоено промышленностью, но этого не произошло. Оно состоит из щаровидного поплавка надетого на стержень короткого весла с лопастями по концам. Это устройство не вызвало интереса поскольку короткий стержень и небольшие по площади лопасти не обеспечивали достаточно сильного толчка, а гребля только руками при их взаимно близком расстоянии приводило быстрой утомляемости.
Задачами данного изобретения являются: обеспечение быстрого отплытия от места аварии спасающихся, при сохранении самоочевидности использования устройства, и обеспечения более высокой скорости плавания для спасателей.
Поставленные задачи решаются путем увеличения длины весла, увеличения размеров крайних лопастей, и выполнением их из более легких материалов, типа пенополаста, т.е. преобразования их в дополнительные поплавки, путем установки дополнительных ковшевидных лопастей, а также прицеплением к концам весла продольных стержней, тросов со стременами, или стержней с Г-образными подхватами, при этом стержни тоже могут быть снабжены ковшевидными лопастями, кроме того, к середине весла может быть прицеплен средний стержень с седловидным подхватом, который тоже может выполнять роль поплавка. Этот средний стержень с веслом образуют рычажную систему, позволяющую увеличить силу толчка при гребле; за счет более выгодного использования усилий рук и ног.Как вариант, упомянутые продольные стержни с закрепленными на них ковшевидными лопостями можно самостоятельно (без весла), использовать для ускорения плавания. Как вариант, весло с прицепленным средним стержнем может использоваться как гребное устройство на лодках, если концы среднего стержня шарнирно закрепить с веслом и дном лодки, при этом эффективность, т.е. сила толчка увеличивается за счет получившейся рычажной системы, а также ввода в действие дополнительных ковшевидных лопастей, отчего увеличивается путь разгона.
Общими признаками предлагаемого устройства с выбранным ближайшим аналогом являются: стержень с поплавком посредине и гребные лопасти по концам. Отличительными признаками являются: увеличенный по длине стержень, жестко закрепленные на концах стержня увеличенные по размерам лопасти и плоский обтекаемый поплавок, выполненные либо из гибких упругих, либо из жестких; материалов типа пенопласта, дополнительные ковшевидные или воронкообразные лопасти, жестко закрепленные на стержне и дополнительные поплавки. Таких признаков достаточно для устройства, предназначенного только для спасения. Для спасателей и для спортивных и развлекательных целей, можно добавить следующие признаки: шнуры (тросы) или стержни прицепляемые к концам весла, имеющие на концах кольцевидные стремена или ступенчатые, например Г-образные подхваты, ковшевидные или воронкообразные лопасти, выполненные из упругих пластин или пленочных материалов с веерным размещением упругих стрежней, средний стержень, прицеплены к середине весла, имеющий седловидный подхват, который, в свою очередь, может быть оснащен деталями типа крючков, для прикрепления, например, к днищу лодок или зацепления буксирного троса, сам седловидный подхват может выполнять функции поплавка, или к нему может быть прикреплен плоский поплавок.
На Фиг.1 схематически изображен вид на спасательное весло предназначенное преимущественно для спасения утопающих.
На Фиг.2 изображено устройство с различными вариантами стержней, подхватов и лопастей.
На Фиг.3 /лист 2/ изображен вид пловца с веслом с гибкими упругими лопастями, и с привязанными шнурами кольцевидными стременами.
На Фиг.4 изображен вид пловца с использованием только продольных стержней, оснащенных воронкообразными лопастями, либо плоскими упругими пластинами.
На Фиг.5 изображен вид пловца с использованием устройства содержащего весло с жесткими лопастями и плоским поплавком, и с прицепленными продольными стержнями, оснащенными ковшевидными лопастями. Изображен спасательный круг, который может быть прицеплен буксировочным тросом к среднему стержню.
На Фиг.6 изображено спасательное весло с прицепленным средним стержнем, в случае применения для гребли на лодке. Спасательное весло содержит стержень 1 круглого, прямоугольного или другого, удобного для захвата руками, сечения. На концах его жестко закреплены либо жесткие лопасти 2, выполненные из легких плит, типа пенопласта, либо из гибкого упругого материала. Из подобного же материала выполнены дополнительные ковшевидные лопасти 4. На средней части стержня 1 может быть закреплен плоский поплавок 5.
Для использования в процессе плавания силы ног, с целью увеличения скорости, к стержню 1 возле лопастей, прицепляются шнуры (тросы) с кольцевидными стременами 7, или стержни 8 с подхватами 9, например, Г-образной формы.
Стержни 8, в свою очередь, тоже могу быть оснащены ковшевидными или воронкообразными лопастями 10. Такие лопасти могут быть выполнены из пленочных материалов с веерным расположением спиц 11. Для создания рычажной системы, позволяющей увеличивать силу толчка, к середине весла прицепляется стержень 12 с седловидным подхватом 13, и к этому стержню 12 также можно прикреплять плоский поплавок 14. Как вариант, для развлекательного или спортивного плавания, можно использовать только стержни 8 с закрепленными лопастями различного типа и снабженными обтекаемыми поплавками 15, сплошными по длине, либо в виде отрезков 16, чтобы захватывать стержень руками можно было пловцам различного роста.
Работа спасательного весла, т.е. устройства самого простого, которое нужно бросать утопающему, содержащего элементы 1, 2 (3), 5 по фиг.1, состоит в том, чтобы при захвате руками стержня 1 попеременно грести лопастями, что будет происходить инстинктивно самопроизвольно, даже если человек не умеет плавать.
Работа устройства предназначенного для спасателей (фиг.2, 3, 5) а также для спортивных и развлекательных целей состоит также в попеременном погружении лопастей в воду с толчком назад с переносом второй лопасти вперед по поверхности воды. Для получения более сильного толчка длина боковых тросов 6 со стременами 7 или стержней 8 с подхватами 9 для ног подбирается с учетом места захвата руками стержня 1 ближе к лопастям так, чтобы в конце гребка, например, правая рука в локте, а левая нога в колене разгибались до прямой линии (угол 180°). Если установлены ковшевидные или воронкообразные лопасти, то весло можно толкать вдоль тела для увеличения пути разгона.
Устройство по фиг.4 (без весла) парные стержни 8 с лопастями 3, 10 и поплавками 15, 16 может быть использовано даже для преодоления трудно проходимых мест вроде, болот и камышей. Процесс плавания состоит в попеременном толкании сразу, например правыми рукой и ногой стержня 8 одновременно с переносом другого стержня 8 по поверхности воды, но возможно и перешагивание по мелководью.
Работа устройства преимущественно предназначенного для спасателей (по фиг.2 и 5), т.е. имеющего средний стержень 12 с подхватом 13 такая же, как устройства по фиг.3, но дополнительные ковшевидные лопасти 4 и 10 позволяют, еще и буксировать по воде какие-то грузы или спасательные круги.
В случае применения спасательного весла для гребли на лодке, плоту и т.д., то для получения более сильного толчка, нужно стержень 12 зацепить за какой-либо упор в днище лодки, а второй конец присоединить к середине весла, чтобы образовалась рычажная система из коромысла /весло/ и качающейся опоры. Тогда руки будут работать во взаимно противоположных направлениях, и сила толчка увеличиться. Присоединив к веслу тросы 6 со стременами 7, можно задействовать и силу ног.
1. Устройство для спасения людей на воде и для скоростного плавания, содержащее стержень с лопастями по концам и поплавок посередине, отличающееся тем, что стержень, лопасти и поплавок выполнены плоскими, обтекаемыми, изготовленными из материалов типа пенопласта или из гибких пружинящих пластин типа поролона, а рядом с лопастями установлены дополнительные лопасти ковшевидной или воронкообразной формы.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что к концам стержня прицеплены либо шнуры (тросы) с кольцевидными стременами, либо продольные стержни со ступенчатыми, например, Г-образными подхватами, при этом стержни могут быть оснащены дополнительными поплавками и лопастями как плоскими, так и ковшевидными или воронкообразными.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что к средней части стержня (весла) прицеплен стержень с седловидным подхватом, и к этому стрежню может быть прикреплен дополнительный плоский поплавок.