Устройство для исследования влияния перекосов колец на осевую вибрацию шарикоподшипника
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 42k, 38/02
Заявлено 28.111.1968 (№ 1228632/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22.1Х.1969. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 5.II.1970
МПК G 011
УДК 620.178.16.05 (088.8) Комитет по Лелем изсбретеииб и открытий при Ca-„.ë е iЯии стрсз
СССР
Авторы изобретения
И. Ф. Антонов, И. А. Баранов и Т. Г. Журавская
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПЕРЕКОСОВ
КОЛЕЦ НА ОСЕВУЮ ВИБРАЦИЮ ШАРИКОПОДШИПНИКА
Изобретение может быть использовано в приборостроении.
Известны устройства для исследования влияния перекосов колец на осевую вибрацию шарикоподшипника, содержащие ротор с двумя опорами, одна из которых — аэродинамический подшипник, фиксируемый в стакане, а другая — исследуемый шарикоподшипник с неподBH)KHbIM кольцом, который жестко связан с вибродатчиком; устройство снабжено упором, расположенным в стакане, Однако такое устройство не позволяет выявить влияние возможных в процессе изготовления машин перекосов колец шарикоподшипников на изменение уровня вибрации.
Особенность описываемого устройства состоит в том, что между наружным кольцом подшипника и стаканом установлена эксцентричная втулка, а между внутренним его кольцом и ротором помещены две входящие одна в другую конические втулки, причем ось втулок расположена под углом к осям ротора и внутреннего кольца .исследуемого подшипника.
Такое выполнение устройства расширяет диапазон исследования влияния перекоса как наружного, так и внутреннего колец исследуемого подшипника.
На фиг. 1 показана схема расположения исследуемого шарикоподшипника; на фиг. 2— общая схема описываемого устройства.
Исследуемый шарикоподшипник 1 служит верхней опорой ротора 2. Ни>княя опора 8 ротора 2 является сферической аэродинамической, Ротор 2 вращается двигателем, статор 4
5 которого укреплен в корпусе 5 устройства.
Внутреннее кольцо подшипника крепится на ,роторе 2 с помощью двух втулок 6 и 7, входящих одна в другую, сопрягаемых по конической поверхности. При этом ось внутренней цн10 линдрической поверхности втулки 6 расположена под углом Ла к оси наружной конической поверхности, а ось внутренней конической поверхности втулки 7 расположена под углом
Ла к оси наружной цилиндрической поверхно15 стп, на которую устанавливается внутреннее кольцо подшипника 1. В начальньш момент исследования оси конических поверхностей втулок б и 7 совпадают, в результате чего ось внутреннего кольца подшипника 1 совпадает
20 с осью вращения ротора 2. Штифты 8 позволяют производить относительное смещение втулок б и 7. Наружное кольцо подшипника 1 закреплено с помощью втулки 9 в стакане 10.
Оси внутренней и наружной цилиндрических
25 поверхностей втулки 9 не совпадают на величину Л1. На такую же величину не совпадает ось цилиндрической поверхности, .по которой садится втулка 9 в стакане 10, с осью симметрии устройства. B начале исследований ось
30 внутренней цилиндрической поверхности втул252691
1J
8 Puz.2
С оста витель Г. 3 апольски и
Редактор М. В. Афанасьева Текред А. А. Камышникова Корректор А. П. Васильева
Заказ 162/14 Тира>к 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 7I(-35, Раушская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2 ки 9 совпадает с осью симметрии устройства.
Штцфты 11 нужны для вращения втулки 9 в стакане 10„который на плоских пружинах 12 подвешен в гйузе И.- Груз 18 с помощью гаек
14 и.,1о может перемещаться в вертикальном направлении.относительно корпуса 5. На грузе" 18 крепЫтпя индикатор. 16, ножка которого упирается в стакан 10, в последнем укреплен вибродатчик 17.
При опускании груза 18 на исследуемом шарикоподшипнике 1 создается небольшая осевая нагрузка. При включении двигателя и после набора ротором 2 рабочих оборотов создают требуемую осевую нагрузку на подшипник 1, что контролируется индикатором 16.
Перемещая с помощью штифтов 11 втулку
9 в стакане 10, осуществляют перекос наружного кольца подшипника 1 относительно оси вращения внутреннего кольца.
Для перекоса оси внутреннего кольца относительно оси вращения ротора 2 необходимо повернуть втулку 7 с помощью штифтов 8 относительно втулки 6. Этот поворот необходимо производить при невращающемся роторе.
Вибрация шарикоподшипника 1 измеряется вибродатчиком 17.
Предмет изобретения
Устройство для исследования влияния перекосов колец на осевую вибрацию шарикоподшипника, состоящее из ротора, имеющего две опоры, одна из которых — аэродинамический подшипник, а другая — исследуемый шарикоподшипник, с неподвижным кольцом которого связан вибродатчик, и упора, расположенного в стакане, причем внутренняя обойма аэродинамического подшипника насажена на вал ротора, а наружная опирается на упомянутый упор, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона исследования влияния перекоса как наружного, так и внутреннего колец исследуемого подшипника, между наружным кольцом этого подшипника и стаканом установлена эксцентричная втулка, а между внутренним его кольцом и ротором помещены две входящие одна в другую конические втулки, причем ось втулок расположена под углом к осям ротора и внутреннего кольца исследуе25 мого подшипника,

