Распределительное устройство повышенногонапряжения
т
O n И C А"H-i Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
246663
Союз Советских
Социалистических
Респуолик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 28.!!.1966 (№ 1058288/24-7) с присоединением заявки № 1207577/24-7
Приоритет по п. 2 02.1.1968
Опубликовано 20.Ч!.1969. Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 25.XI.1969
Кл. 21d.-, 42/01
МПК Н 02j
УДК 621.316.3.061 (088.8) Ко|китет по делахт иаобретеиий и открытий при Совете ктииистров
СССР
Авторы изобретения
В. М. Гектин, И. Н. Баль и P. С. Ханин
Заявитель Харьковское отделение Всесоюзного государственного ордена Ленина проектного института «Теплоэлектропроект»
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕННОГО
НАП РЯ)КЕНИЯ
Изобретение относится к распределительным устройствам повышенного напряжения с двумя основными и обходными системами шин с обходным и шиносоединительными выключателями. Причем основная система шин может быть как несекционирована, так и секционирована, и с большим количеством цепей, присоединенных к сборным шинам.
Известна схема электрических соединений распределительных устройств повышенного напряжения с двумя основными и одной обходной системами шин при большом количестве присоединений к сборным шинам с установкой отдельных обходного и шиносоединительного выключателей.
В нормальном режиме работы распределительного устройства в работе находятся обе системы шин с фиксированным присоединением к ним цепей.
Для исключения возможности потери обеих систем шин при повреждении шиносоединительного выключателя в цепи этого выключателя установлен дополнительный разъединитель, позволяющий соединить обе системы шин через последовательно включенные шиносоединительный и обходной выключатели и обходную систему шин.
В известной схеме наблюдается снижение надежности распределительного устройства при отключении шиносоединительного выключателя для вь вода его в ревизию или ремонт, так как в этом случае необходимо либо переходить на работу распределительного устройства с одной системой сборных шин с подключе5 нием к ней всех присоединений, что может привести к тяжелой аварии с отключением всей установки чри повреждении оставшейся в работе системы шин; либо продолжать работу распределительного устройства на двух систе10 мах сборных шин, электрически не связанных между собой в пределах данной установки, что крайне нежелательно, так как может привести к отсутствию возможности перераспределения токов между двумя системами шин и наруше1s нию баланса между нагрузками и генерирующими источниками или к дополнительным потерям мощности за счет появления уравнительных токов в сети.
Замена обходным выключателем цепи, кото20 рая в нормальном режиме работы подключена не к той системе шин, к которой подключен обходной выключатель, приводит к необходимости выполнения дополнительных операций с разъединителями, что усложняет эксплуата2s цию и может привести к ошибке, которая вызовет аварию в распределительном устройстве.
Целью предполагаемого изобретения является создание схемы электрических соединений, позволяющей повысить надежность и упро30 стить эксплуатацию распределительных уст246663
55 ройств повышенного напряжения с двумя основными и одной обходной системами шин, предусматривающих наличие отдельных обходного и шиносоединительного выключателей.
Эта цель достигается благодаря тому, что, в отличие от известных схем, вместо совмещенного шиносоединительно-обходного и отдельного обходного выключателей в распределительном устройстве предусматривается установка двух идентичных совмещенных выключателей, которые взаимозаменяемы при использовании их в качестве шиносоединительных и являются обходными для цепей, присоединяемых к разным системам сборных шин.
Кроме того, при секционированип основных шин в месте секционирования устанавливается дополнительный шиносоединительно-обходной выключатель, что в ремонтном режиме при замене выключателя любого присоединения ооходным обеспечивает незначительное количество операций без нарушения фиксированного присоединения цепей к секциям сборных шин.
На фиг. 1 показано распределительное устройство с двумя совмещенными шиносоединительно-обходными выключателями 1 и 2, ко торые при помощи разъединителей 8 — б могуг подключаться к первой 7 и второй 8 системам основных шин, а при помощи разъединителей
9 и 10 — к обходной 11 системе шин.
В нормальном режиме работы все цепи распределительного устройства имеют фиксированное присоединение к обеим системам шин, так, например, цепь с выключателем 12 подключена ко второй 8 системе шип, при этом разъединители 13 и 14 включены, а разъединители 15 и 1б отключены.
Обе системы шин соединяются между собой через обходную систему шин путем включения совмещенных выключателей 1 и 2 и разъединителей 4, 9, 10 и б; разъединители 8 и б разомм кнуты.
При необходимости замены выключатели 12 обходным, следует включить разъединители 3 и 1б, а:разъединители 9, 18 и 14 отключить.
В этом случае совмещенный зыключатель 1 служит в качестве шиносоединительного, а выключатель 2 — в качестве обходного. Отмечается, что выключатель 1 является обходным для цепей, присоединенных в нормальном ре- жиме работы к первой 7 системе шин, а выключатель 2 является обходным для цепей, присоединенных в нормальном режиме работы ко второй 8 системе шин. Поскольку совмещенные выключатели 1 и 2 взаимозаменяемы при ис5
35 пользовании их в качестве шиносоединитель: ных, то вывод в ревизию или ремонт любого из нпх не нарушает электрической связи между системами шин в пределах данной установки.
На фиг. 2 показано распределительное устройство с секционированием основных систем шин на три секции J, 11 и III благодаря установке трех совмещенных секционно обходных выключателей 17 — 19, которые при помощи разьединителей 20 — 28 могут подключаться к разным системам основных шин, а при помощи разъединителей 2б — 28 — к обходной 11 системе шин.
Б нормальном режиме сборные шины распределительного устройства разделены на три секции, связанные между собой через обходную систему шин при помощи включенных совмещенных выключателей 17 — 19 и разъединителей 20, 22, 24, 2б — 28. Разъединители 21, 28, 2б при этом отключены и все цепи имеют фиксированное присоединение к систем ам сборных шин соответствующих секций.
При необходимости замены выключателя какого-либо присоединения, например, выключателя 29, нормально подключенного к секции
Ill, следует включить разъединитель 80, а разъединители 31 — 83 отключить.
В этом случае, указанное присоединение оказывается подсоединенным через обходную систему шин одновременно к трем секциям сборных шин, что позволяет сохранить фиксированное подключение к секции ill.
Вышеописанные схемы соединений распределительных устройств повышенного напряжения позволяют повысить надежность работы устройств.
Предмет изобретения
1. Распределительное устройство повышенного напряжения с двумя основными и одной обходной системами шин, с обходными и шиносоединительными выключателями и с цепями, присоединенными к сборным шинам, отличаюи1ееся тем, что, с целью повышения надежности, к указанным шинам через разъединители подключены два шиносоединительнообходных выключателя.
2. Устройство по п. 1, отличаюшееся тем, что при секционпровании основных систем шин в месте секционирования установлен дополничельный шиносоединительно-обходной выключатель.
246б63
Составитель Дементьева
Техред Т. П. Курнлко Корректоры; В. Йетровй и А. Абрамова
Редактор Э. Рубан
Типографии, пр. Сапунова, 2
Заказ 3045j9 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совезе Министров СССР
Москва OK-35, Раушская иас., д. 4!5


