Многоштуцерный разъёмный агрегат
Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки магистралей летательного аппарата и наземного комплекса. Многоштуцерный разъемный агрегат содержит бортовую плату, установленную на летательном аппарате, переходную плату, взаимодействующую герметизируемой плоскостью разделения с бортовой платой и соединенную с ней цанговым замком, имеющим цангу с пояском, снабженным внутренним выступом, и шток с буртиком, отрывную плату, скрепленную кожухом с переходной платой, магистрали с компенсаторами, отжимные клапаны с уплотняемыми по торцу тарелями, размещенные в магистралях бортовой платы, приводной механизм, имеющий корпус и поршень с хвостовиком, тягу и втулку. Агрегат снабжен дополнительными отжимными клапанами, размещенными в магистралях переходной платы, стопором, демпфером, переходником и фиксатором. Отжимные клапаны магистралей переходной платы выполнены с уплотняемыми по торцу тарелями, установленными с возможностью взаимодействия с осевыми сферическими законцовками нажимных элементов упомянутых клапанов. Каждый отжимной клапан магистралей бортовой и переходной плат снабжен подпружиненным сферическим упором, установленным в осевом цилиндрическом гнезде тарели с диаметром, равным диаметру сферического упора, и глубиной, большей его радиуса. Корпус приводного механизма закреплен на бортовой плате со стороны летательного аппарата. Стопор установлен в корпусе приводного механизма с возможностью взаимодействия с хвостовиком поршня, торец хвостовика поршня выполнен сферическим с возможностью взаимодействия с торцом штока цангового замка. Демпфер расположен во внутренней полости корпуса приводного механизма между внутренней поверхностью дна и поршнем. Внутренняя полость корпуса приводного механизма сообщена с полостью цангового замка и герметизирована относительно внутренней полости летательного аппарата. Переходник закреплен на отрывной плате посредством фиксатора. Тяга выполнена с зафиксированными на ее концах сферическими наконечниками с возможностью их взаимодействия со сферическими опорными поверхностями, выполненными на внутренних поверхностях втулки и переходника, и с установленным осевым компенсационным зазором относительно упомянутых сферических опорных поверхностей. Каждый нажимной элемент отжимного клапана магистралей бортовой платы выполнен с осевой сферической законцовкой и установлен с возможностью осевого контакта ею с тарелью. Зазор между поршнем и демпфером больше величины зазора расфиксации цангового замка и не меньше величины зазора между буртиком штока и внутренним выступом пояска цанги. Технический результат - повышение надежности конструкции. 1 ил.
Предлагаемое изобретение относится к космической технике и может быть использовано для стыковки и последующей расстыковки магистралей летательного аппарата и наземного комплекса.Наиболее близким к заявленному агрегату является агрегат, содержащий бортовую плату, установленную на летательном аппарате, переходную плату, взаимодействующую герметизируемой плоскостью разделения с бортовой платой и соединенную с ней цанговым замком, имеющим цангу с пояском, снабженным внутренним выступом, и шток с буртиком, отрывную плату, скрепленную кожухом с переходной платой, магистрали с компенсаторами, отжимные клапаны с уплотняемыми по торцу тарелями, размещенные в магистралях бортовой платы, приводной механизм, имеющий корпус и поршень с хвостовиком, тягу и втулку (патент Российской Федерации RU №2190798 С1, кл. F 16 L 39/00, приоритет 22.11.2001 г.).Однако возможность пролива компонентов при расстыковке, инерционность приводного механизма при разделении, установка его на отрывной плате, обусловившая увеличение габаритов агрегата и длины его магистралей, способствующих появлению дополнительных утечек, снижает надежность конструкции.Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции.Указанный результат достигается тем, что многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую плату, устанавливаемую на летательном аппарате, переходную плату, взаимодействующую герметизируемой плоскостью разделения с бортовой платой и соединенную с ней цанговым замком, имеющим цангу с пояском, снабженным внутренним выступом, и шток с буртиком, отрывную плату, скрепленную кожухом с переходной платой, магистрали с компенсаторами, отжимные клапаны с уплотняемыми по торцу тарелями, размещенные в магистралях бортовой платы, приводной механизм, имеющий корпус и поршень с хвостовиком, тягу и втулку, в соответствии с предлагаемым изобретением снабжен дополнительными отжимными клапанами, размещенными в магистралях переходной платы, стопором, демпфером, переходником и фиксатором, при этом отжимные клапаны магистралей переходной платы выполнены с уплотняемыми по торцу тарелями, установленными с возможностью взаимодействия с осевыми сферическими законцовками нажимных элементов упомянутых клапанов, каждый отжимной клапан магистралей бортовой и переходной плат снабжен подпружиненным сферическим упором, установленным в осевом цилиндрическом гнезде тарели с диаметром, равным диаметру сферического упора, и глубиной, большей его радиуса, корпус приводного механизма закреплен на бортовой плате со стороны летательного аппарата, стопор установлен в корпусе приводного механизма с возможностью взаимодействия с хвостовиком поршня, торец хвостовика поршня выполнен сферическим с возможностью взаимодействия с торцом штока цангового замка, демпфер расположен во внутренней полости корпуса приводного механизма между внутренней поверхностью дна и поршнем, внутренняя полость корпуса приводного механизма сообщена с полостью цангового замка и герметизирована относительно внутренней полости летательного аппарата, переходник закреплен на отрывной плате посредством фиксатора, тяга выполнена с зафиксированными на ее концах сферическими наконечниками, установленными с возможностью взаимодействия со сферическими опорными поверхностями, выполненными на внутренних поверхностях втулки и переходника, и с осевым компенсационным зазором относительно упомянутых сферических опорных поверхностей, причем каждый нажимной элемент отжимного клапана магистралей бортовой платы выполнен с осевой сферической законцовкой и установлен с возможностью осевого контакта ею с тарелью, а зазор между поршнем и демпфером больше величины зазора расфиксации цангового замка и не меньше величины зазора между буртиком штока и внутренним выступом пояска цанги.На чертеже изображен общий вид многоштуцерного разъемного агрегата.Многоштуцерный разъемный агрегат содержит бортовую 1, закрепленную на летательном аппарате 2, и переходную 3 платы, взаимодействующие по плоскости разделения 4, герметизированной уплотнением 5. Платы соединены цанговым замком, содержащим шток 6 с буртиком 7, размещенный в цанге 8, которая имеет поясок 9, снабженный внутренним выступом 10, и наружными поверхностями лепестков входит в зацепление с бортовой платой 1. Конец штока 6 взаимодействует с внутренними поверхностями лепестков цанги на величине










Формула изобретения
Многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий бортовую плату, устанавливаемую на летательном аппарате, переходную плату, взаимодействующую герметизируемой плоскостью разделения с бортовой платой и соединенную с ней цанговым замком, имеющим цангу с пояском, снабженным внутренним выступом, и шток с буртиком, отрывную плату, скрепленную кожухом с переходной платой, магистрали с компенсаторами, отжимные клапаны с уплотняемыми по торцу тарелями, размещенные в магистралях бортовой платы, приводной механизм, имеющий корпус и поршень с хвостовиком, тягу и втулку, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными отжимными клапанами, размещенными в магистралях переходной платы, стопором, демпфером, переходником и фиксатором, при этом отжимные клапаны магистралей переходной платы выполнены с уплотняемыми по торцу тарелями, установленными с возможностью взаимодействия с осевыми сферическими законцовками нажимных элементов упомянутых клапанов, каждый отжимной клапан магистралей бортовой и переходной плат снабжен подпружиненным сферическим упором, установленным в осевом цилиндрическом гнезде тарели с диаметром, равным диаметру сферического упора, и глубиной, большей его радиуса, корпус приводного механизма закреплен на бортовой плате со стороны летательного аппарата, стопор установлен в корпусе приводного механизма с возможностью взаимодействия с хвостовиком поршня, торец хвостовика поршня выполнен сферическим с возможностью взаимодействия с торцем штока цангового замка, демпфер расположен во внутренней полости корпуса приводного механизма между внутренней поверхностью дна и поршнем, внутренняя полость корпуса приводного механизма сообщена с полостью цангового замка и герметизирована относительно внутренней полости летательного аппарата, при этом переходник закреплен на отрывной плате посредством фиксатора, тяга выполнена с зафиксированными на ее концах сферическими наконечниками, установленными с возможностью взаимодействия со сферическими опорными поверхностями, выполненными на внутренних поверхностях втулки и переходника, и с установленным осевым компенсационным зазором относительно упомянутых сферических опорных поверхностей, причем каждый нажимной элемент отжимного клапана магистралей бортовой платы выполнен с осевой сферической законцовкой и установлен с возможностью осевого контакта ею с тарелью, а зазор между поршнем и демпфером больше величины зазора расфиксации цангового замка и не меньше величины зазора между буртиком штока и внутренним выступом пояска цанги.РИСУНКИ
Рисунок 1