Быстроразъемный агрегат
Изобретение относится к ракетной технике, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение криогенных магистралей, и может быть использовано в машиностроении. Быстроразъемный агрегат содержит бортовую и наземную колодки, соединенные пневмозамками, состоящими каждый из захватывающего механизма в виде цанги, запирающего поршня и пневмопривода. Между торцами каждой цанги и контактирующего с ней запирающего поршня установлена регулировочная втулка, длина которой определяется по формуле: где L - длина регулируемой части втулки; N - расчетное усилие раскрытия замка; К - коэффициент, зависящий от геометрических и прочностных параметров цанг. В изобретении обеспечена надежность расстыковки быстроразъемного агрегата за счет принудительного раскрытия цангового замка при приложении растягивающего усилия определенной величины. 3 ил.
Изобретение относится в области ракетно-космической техники, а точнее для расстыковки гидромагистралей при разделении блоков ракеты-носителя.
Известен быстроразъемный агрегат (патент СССР 1825406 кл. F 16 В 2/16, 1991 г. ) содержащий стянутые пневмозамком колодки, причем пневмозамок состоит из захватывающего механизма, содержащего цангу с подвижной запирающей втулкой, соединенного с пневмоприводом, и захватывающего механизма, содержащего упор. Недостатком известного устройства является невысокая надежность из-за одностороннего подвода управляющего газа, т.е. пневмосистем одного блока. Наиболее близким по технической сущности является известный быстроразъемный агрегат (патент РФ 2118735 С1 кл. F 16 L 39/100 от 18.07.96), содержащий стянутые пневмозамком бортовую и наземную колодки, причем пневмозамок снабжен бортовым и наземным взаимно захватывающими механизмами в виде цанг, бортовым и наземным пневмопоршнями. Недостатком данного устройства, несмотря на двойной пневмопривод с подводом управляющего давления от разных источников, является недостаточная надежность при использовании в криогенных системах. При захолаживании такой системы и прохождении криогенной рабочей среды, например жидкого кислорода с температурой порядка минус 190o, на поверхности (снаружи и внутри пневмозамка) из окружающей воздушной среды образуется лед. Наличие льда во внутренней полости пневмозамка может привести к отказу в его раскрытии. Техническим результатом предлагаемого технического решения является повышение надежности расстыковки быстроразъемного агрегата за счет принудительного раскрытия цангового замка при приложении растягивающего усилия определенной величины. Сущность изобретения заключается в том, что в быстроразъемном агрегате, включающем бортовую и наземную колодки, соединенные пневмозамками, состоящим каждый из захватывающего механизма в виде цанги с запирающим поршнем пневмопривода, между торцами каждой цанги и контактирующего с ней запирающего поршня установлена регулировочная втулка, длина которой определяется по формуле:





Зазор

При известном N коэффициент К определяется (см. фиг 2 и 3) в результате решения задачи изгиба цанги как защемленной балки (Сопротивление материалов. В.И. Феодосьев, Физматгиз, 1960).

В результате:

где

Е - модуль упругости материала цанги;


J1 - момент инерции тонкой части цанги;
J2 - момент инерции утолщенной части цанги;
l1, l2, bl, b2 - геометрические параметры. Таким образом, изменяя длину регулировочной втулки, устанавливаем необходимое усилие (аварийное) раскрытия замка и расстыковки быстроразъемного агрегата. Быстроразъемный агрегат работает следующим образом:
При состыкованных блоках ракеты-носителя пневмогидромагистрали их соединены, т. е. штуцеры 4 и 22 состыкованы, цанги 10 и 27 находятся в зацеплении. Жесткость агрегата обеспечивается затяжкой расчетным моментом гайки 18. При подводе управляющего давления со стороны наземной колодки 1 давление через штуцер 13 попадает в полости 12 и подпоршневую полость поршня 16, при этом гильза 8, сжимая пружину 7, перемещается в сторону от бортовой колодки 2 и освобождает цангу 10, выступы 11 которой имеют возможность выйти из зацепления с выступами 34 и цанги 27. Шток поршня 16 перемещается в сторону бортовой колодки 2, сжимая пружину 15, упирается чашкой 17 в торец цанги 27 и начинает расталкивать колодки 1 и 2, выводя штуцера 4 и 21 из зацепления. Управляющее давление со стороны бортовой колодки 2 подводится к штуцеру 29. Поршень 31, сжимая пружину 28, перемещается в сторону наземной колодки 1, освобождает цангу 27, при этом выступы 34 ее выходят из зацепления с выступами 11 цанги 10. Поршень 31 перемещается до упора в донышко чашки 17. Глубина чашки 17 равна ходу поршня 31 до выхода его из зацепления с цангой 27. Дальнейшим ходом поршень обеспечивает расталкивание обеих колодок 1 и 2. При подаче управляющего давления к штуцерам 13 и 29 происходит одновременное взаимное расталкивание колодок. В случае зависания, например, от попадания льда в полости 12 и 30 бортового и наземного поршней привода под действием растягивающего усилия расходящих блоков происходит изгиб цанг, например цанги 10 относительно опоры А (торец гильзы 8) до величины зазора

Формула изобретения

где L - длина регулируемой части втулки;
N - расчетное усилие раскрытия замка;
К - коэффициент, зависящий от геометрических и прочностных параметров цанг.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3