Способ определения цикловой подачи топлива в дизельном двигателе
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технике диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения цикловой подачи топлива в двигателе топливным насосом высокого давления как при испытании двигателя, так и при проверке его технического состояния, в том числе в эксплуатационных условиях. Способ определения цикловой подачи топлива в дизельном двигателе по фазовому сдвигу между началом импульса повышения давления топлива в надплунжерном пространстве топливного насоса двигателя и началом импульса повышения давления топлива в головке топливного насоса заключается в том, что указанный фазовый сдвиг определяют на режиме свободного ускорения двигателя при частоте вращения его коленчатого вала, отличающейся не более чем на 1% от номинального значения частоты вращения. Режим свободного ускорения создают путем первоначального обеспечения работы двигателя на минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода и последующего резкого перемещения органа управления регулятором частоты вращения коленчатого вала двигателя в положение, соответствующее максимальной подаче топлива 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к технике диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано для определения цикловой подачи топлива в двигателе топливным насосом высокого давления (ТНВД) как при испытании двигателя, так и при проверке его технического состояния, в том числе в эксплуатационных условиях.
Цикловая подача q топлива является одним из важных параметров, характеризующих техническое состояние дизельного ДВС, в частности состояние ТНВД. Выход указанного параметра за пределы допускаемых значений приводит к ухудшению работы двигателя, закоксовыванию деталей цилиндропоршневой группы, снижению мощности дизеля, увеличению удельного расхода топлива. Поэтому измерение цикловой подачи топлива крайне важно как при эксплуатации, так и при ремонте дизельного ДВС. Известны способы определения цикловой подачи топлива, основанные на суммарном замере количества впрыскиваемого топлива в мерные стаканы за определенный период времени ("Технология диагностирования тракторов". - М.: ГОСНИТИ, 1973, с.81-86) или за определенное число циклов, устанавливаемых по числу оборотов кулачкового вала ТНВД или коленчатого вала ДВС (П.М.Кривенко, И. М. Федосов "Дизельная топливная аппаратура". - М.: "Колос", 1970, с.192-195). Указанные способы измерения цикловой подачи дают большую погрешность в связи с тем, что число циклов определяется недостаточно точно. Эти способы трудоемкие, так как требуют осуществления большого объема разборочно-сборочных работ, связанных с отводом подаваемого плунжерными парами топлива в мерные стаканы, снятия топливного насоса с дизеля и установки его на испытательный стенд. Наиболее близким к изобретению является способ определения цикловой подачи топлива в дизельном двигателе по фазовому сдвигу между началом импульса повышения давления топлива в надплунжерном пространстве топливного насоса двигателя и началом импульса повышения давления топлива в головке топливного насоса (RU 2161725, МПК F 02 M 65/00, 2001). В известном способе цикловую подачу измеряют при определенных (пусковых) постоянных оборотах коленчатого вала дизеля. Для того чтобы обороты коленчатого вала были постоянными и регулятор ТНВД удерживал рейку подачи топлива на постоянной цикловой подаче, необходимо создать устойчивый режим работы дизеля. В противном случае с изменением частоты вращения коленчатого вала дизеля регулятор ТНВД, действуя на указанную рейку, изменяет цикловую подачу топлива. Однако, чтобы измерить цикловую подачу топлива при постоянных оборотах коленчатого вала дизеля, необходимо использовать дополнительные средства для стабилизации этих оборотов. Это выполнимо в определенных стационарных условиях, например при установке дизеля или машины с используемым на ней дизелем на соответствующем стенде с тормозным устройством для нагружения дизеля, что связано с трудоемкими операциями. Поэтому известный способ неприменим для оперативного определения цикловой подачи топлива в эксплуатационных условиях. Кроме того, в процессе эксплуатации дизельный двигатель работает на пусковых оборотах в течение непродолжительных промежутков времени, поэтому измеренная на пусковых оборотах цикловая подача топлива не будет характеризовать достаточно полно и достоверно техническое состояние двигателя. Задачей настоящего изобретения является создание способа определения цикловой подачи топлива в дизельном двигателе, обеспечивающего довольно точное и оперативное определение с минимальной трудоемкостью, в том числе в условиях эксплуатации, величины цикловой подачи q топлива, по которой можно достаточно полно и достоверно оценить техническое состояние двигателя. Указанная задача достигается тем, что в способе определения цикловой подачи топлива в дизельном двигателе по фазовому сдвигу между началом импульса повышения давления топлива в надплунжерном пространстве топливного насоса двигателя и началом импульса повышения давления топлива в головке топливного насоса согласно настоящему изобретению указанный фазовый сдвиг определяют на режиме свободного ускорения двигателя при частоте вращения его коленчатого вала, отличающейся не более чем на 1% от номинального значения частоты вращения, причем режим свободного ускорения создают путем первоначального обеспечения работы двигателя на минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода и последующего резкого перемещения органа управления (ОУ) регулятором частоты вращения (РЧВ) коленчатого вала двигателя в положение, соответствующее максимальной подаче топлива. Преимущество измерения цикловой подачи q топлива в области номинальной частоты nном вращения коленчатого вала объясняется следующим. Основное время эксплуатации дизелей происходит именно при номинальном режиме их работы, т. е. при номинальной частоте ном вращения коленчатого вала двигателя, максимальной эффективной мощности Ne, максимальном часовом расходе G топлива и минимальном удельном расходе g топлива (расходе топлива на единицу мощности двигателя), когда при прочих равных условиях происходит наиболее полное сгорание топлива в цилиндрах двигателя. Вследствие этого сравнение величины q, измеренной при nном, с нормируемой номинальной цикловой подачей qном будет наиболее достоверно и полно отражать техническое состояние дизеля. Кроме того, неоднократными исследованиями, проведенными на ряде дизельных двигателей, таких как Д-37Е, Д-37М, Д-48, Д-50, Д-65Н, Д-240, Д-240Л, Д-240Г и Д-240ЛГ, в которых могут быть использованы ТНВД серии УТН-5, установлено, что в области номинальных оборотов коленчатого вала этих двигателей, ограниченной диапазоном (0,99





Формула изобретения
1. Способ определения цикловой подачи топлива в дизельном двигателе по фазовому сдвигу между началом импульса повышения давления топлива в надплунжерном пространстве топливного насоса двигателя и началом импульса повышения давления топлива в головке топливного насоса, отличающийся тем, что указанный фазовый сдвиг определяют на режиме свободного ускорения двигателя при частоте вращения его коленчатого вала, отличающейся не более чем на 1% от номинального значения частоты вращения, причем режим свободного ускорения создают путем первоначального обеспечения работы двигателя на минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода и последующего резкого перемещения органа управления регулятором частоты вращения коленчатого вала двигателя в положение, соответствующее максимальной подаче топлива.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что указанный фазовый сдвиг определяют не ранее чем через 0,8 с после достижения указанным органом управления положения, соответствующего максимальной подаче топлива, и не позднее момента срабатывания указанного регулятора на уменьшение подачи топлива.3. Способ по п.2, отличающийся тем, что указанный фазовый сдвиг определяют не позднее момента прерывания контакта основного рычага указанного регулятора с головкой болта установки указанной номинальной частоты вращения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2