Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания
Изобретение относится к устройствам для измерения параметров систем двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания. Технический результат заключается в расширении числа диагностируемых параметров систем двигателя без его пуска. Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания содержит детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты, блок совпадения, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы минимального и максимального значения амплитуды тока стартера и индикатор разности напряжений. Причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора. Умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора. Пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, а индикатор среднего значения тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания. Кроме того, в анализатор работы систем двигателя дополнительно введены вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока, причем вольтметр подключен параллельно входу детектора тока стартера, а датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами. 2 ил.
Изобретение относится к устройствам для измерения параметров систем двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания.
Известен анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания (авторское свидетельство СССР 1239546, МПК G 01 N 15/00 от 29.06.1986 г.), содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, умножитель частоты тока стартера, блок совпадения с двумя входами, компаратор, индикатор среднего значения тока, два пиковых детектора максимального и минимального значений амплитуды тока стартера с индикатором разности напряжений. Недостатком данного устройства является малое число диагностируемых параметров, а именно: установочный угол опережения зажигания, угол замкнутого состояния контактов прерывателя и процентную разность компрессий в цилиндрах двигателя. Технический результат направлен на расширение числа диагностируемых параметров систем двигателя внутреннего сгорания без его пуска. Технический результат достигается тем, что в анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания, содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов зажигания, компаратор, умножитель частоты тока стартера, блок совпадения с двумя входами, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы максимального и минимального значений амплитуды тока стартера и индикатор разности напряжений, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, а индикатор среднего значения тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, дополнительно введены вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока, причем вольтметр подключается параллельно входу детектора тока стартера, а датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство отличается введением дополнительных элементов и схемой их подключения к системам двигателя, а именно: вольтметра постоянного тока, подключенного параллельно входу детектора тока стартера, и амперметра с датчиком тока, причем датчик устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами. Введение указанных элементов позволяет при диагностировании дополнительно контролировать состояние аккумуляторной батареи и стартера без пуска двигателя при его полном торможении, что расширяет число диагностируемых параметров и позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства критерию "существенные отличия". Устройство поясняется чертежами. На фиг. 1 представлена блок-схема анализатора; на фиг.2 - вольтамперная характеристика батареи. Анализатор содержит детектор тока стартера 1, генератор 2 импульсов момента зажигания, выходы которых прямо и через инверторы 21 и 32 соединены со входами компаратора 3, умножитель 4 частоты тока стартера, блок 5 совпадения с двумя входами, соединенными соответственно с выходами компаратора и умножителя частоты, причем вход умножителя частоты соединен с одним из выходов детектора 1 тока стартера, и входами пиковых детекторов 7 и 8 максимального и минимального значений амплитуды тока стартера, выходы которых соединены с индикатором 9 разности напряжений, индикатор 6 среднего значения тока, вход которого соединен с одним из выходов генератора 2 импульсов момента зажигания, вольтметр 10 постоянного тока, подключенный параллельно входу детектора 1 тока стартера, амперметр 11 с датчиком 12 тока, устанавливаемым на провод, соединяющим плюсовой вывод батареи 13 со стартером 14 и обхватывающим его своими зажимами. В состав детектора 1 тока стартера входит операционный усилитель 15, амплитудный детектор 16 и амплитудный компаратор 17. Генератор импульсов момента зажигания состоит из входного транзистора 18 с резистором 33 нагрузки, формирующего усилителя 19, двух инверторов 20 и 21 и одновибратора 22. Выход одновибратора 22 соединен с отсекающим входом амплитудного детектора 16, вход компаратора 3 образован двумя логическими элементами "И" 23 и 24 и индикаторами 25 и 26 знака угла зажигания. Контакты 27 и 28 связаны с батареей 13 и соответственно со стартером 14 и системой зажигания, состоящей из резистора 29, катушки зажигания 30, контактов прерывателя 31. Система содержит инвертор 32 и резистор 33. Анализатор работает в двух режимах: режиме полного торможения двигателя и режиме прокручивания коленчатого вала стартером. На первом режиме работы двигатель при включении прямой передачи в коробке передач затормаживается стояночным и рабочим тормозом. И при подключении анализатора вольтметр 10 показывает ЭДС батареи 13 (Еб). При замыкании контактов 27 и 28 включаются стартер и системы зажигания. В этом случае через стартер 14 протекает ток полного торможения Inт, который регистрируется амперметром 11, вольтметр 10 в этом случае показывает напряжение на стартере 14 (Uст). По полученным результатам оцениваются максимальная электромагнитная мощность стартера Рэлм, полное сопротивление стартерной цепи Rст и строится вольтамперная характеристика аккумуляторной батареи по двум точкам (фиг.2), которая позволяет определить ток короткого замыкания Iкз батареи и ее внутреннее сопротивление Rб. Расчеты проводятся по формулам:


Формула изобретения
Анализатор работы систем двигателя внутреннего сгорания, содержащий детектор тока стартера, генератор импульсов момента зажигания, компаратор, умножитель частоты, блок совпадения, индикатор среднего значения тока, инвертор, пиковые детекторы минимального и максимального значений амплитуды тока стартера и индикатор разности напряжений, причем первый выход детектора тока стартера прямо и через инвертор и первый и второй выходы генератора импульсов момента зажигания соединены со входами компаратора, умножитель частоты включен между вторым выходом детектора тока стартера и входом блока совпадения, другой вход которого соединен с выходом компаратора, пиковые детекторы включены между вторым выходом детектора тока стартера и индикатором разности напряжений, а индикатор среднего тока подключен к третьим выходам детектора тока стартера и генератора импульсов момента зажигания, отличающийся тем, что в него дополнительно введены вольтметр постоянного тока и амперметр с датчиком тока, причем вольтметр подключен параллельно входу детектора тока стартера, а датчик тока устанавливается на провод, соединяющий плюсовой вывод батареи со стартером двигателя, обхватывая провод своими зажимами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2