Редуктор
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных приводных механизмах. Редуктор содержит корпус с двумя ступенями ременных передач с переменным межосевым расстоянием, входной и выходные валы с установленными на них шкивами соответственно ведущим - первой ступени и ведомым - второй, промежуточный вал со шкивами и натяжное устройство. Корпус выполнен шарнирно-сочлененным, в одной его части (несущей) выполнены центрирующие поверхности для соосной установки входного и выходного валов, в другой части (выносной) помещен параллельно им промежуточный вал. Части корпуса связаны цилиндрическим шарниром, ось которого параллельна осям валов, с возможностью взаимного поворота на угол max, при этом
max=arcsinr/R, так что межосевое расстояние а изменяется в пределах от amin = Rcos
max+rsin
max до amах, где amах=R+r, где R и r - расстояния от оси шарнира до осей валов, расположенных соответственно в несущей и выносной частях корпуса, при этом передачи (линия центров) имеют возможность перемещения в плоскости шкивов на угол
от
= 0 до
max =arcsinr/R. Ремни в обеих ступенях передач имеют одинаковую продольную податливость. Технический результат заключается в обеспечении высокой плавности хода, демпфирующей способности редуктора, электромагнитного, акустического и теплового разделения обоих валов. 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения (станкостроение, подъемно-транспортное, технологическое машиностроение и приборостроение). Редуктор предназначен для использования в электро- и пневмомеханическом приводе машин, в механизмах машин и приборов, когда скорость приводного (рабочего) вала требует редуцирования (или мультиплицирования) вращательного движения ведущего вала с передаточным отношением средней величины (до 25... 30).
Известные редукторы выполняются с передачами зацеплением, в том числе зубчатыми, с параллельными валами, двухступенчатыми, соосными [1]. Зубчатые редукторы, являясь наиболее компактными, имеют следующие недостатки. Они имеют высокую крутильную жесткость, из-за чего в привод для демпфирования колебаний нагрузки и скорости вводятся дополнительные устройства - ременная передача, упругая муфта и др. Для уменьшения шумности передач (особенно быстроходной ступени) приходится повышать степень точности передач, жесткость корпуса и валов, чистоту поверхностей зубьев, что требует высокой и дорогостоящей технологии. Осуществление магнитного, электрического, акустического и теплового разделения между двигателем и приводным валом машины не может быть осуществлено с помощью зубчатого редуктора, все основные детали которого выполнены из металла и сопрягаются между собой непосредственно. В составе механического привода в условиях, когда необходимы плавность хода, демпфирование колебаний нагрузки и скорости рабочих органов машины, бесшумность привода, электрическое, магнитное, акустическое или тепловое разделение входного и выходного валов редуктора (ведущего и ведомого валов привода) целесообразно использовать ременные передачи. Известен двухступенчатый соосный редуктор с ременными передачами, в котором эти достоинства передач с неметаллическими ремнями могли бы быть реализованы. Однако, судя по описанию [2], получению полезного эффекта от его использования препятствуют следующие существенные недостатки: 1. "Размещенные параллельно" входной и выходной валы не обеспечивают взаимно-соосного расположения передач. При этом "общее для обеих передач натяжное устройство" не может обеспечить в них одинаковое натяжение ремней равной длины, что отрицательно сказывается на их работоспособности. 2. Взаимная соосность передач неосуществима и потому, что непонятно, какую функцию выполняет выходной вал редуктора, если "ведомый шкив второй передачи установлен на корпусе снаружи" и не связан с выходным валом. 3. Промежуточный вал редуктора установлен в головке натяжной штанги "с возможностью колебания", что недопустимо, так как колебания вызывают неустойчивое движение ремней и их сцепление со шкивами, а также могут вызвать разрушительный резонанс. 4. Одной из особенностей редуктора, не отмеченной в описании [2], является угловое перемещение промежуточного вала со штангой при изменении межосевого расстояния с помощью натяжного устройства. Отсутствие признаков, связывающих размеры межосевого расстояния, длины штанги и угла поворота промежуточного вала (а значит, и всех передач) относительно корпуса редуктора, делает невозможным его практическое применение в условиях определенности реального монтажного пространства, свойственных размещению механизмов в современных машинах. 5. Использование в обеих передачах (быстроходной - первой и тихоходной - второй) одинаковых ремней представляет собой частный случай, когда передаточное отношение редуктора (U) может быть разбито по ступеням поровну














межосевое расстояние изменяется от amin до amax:
amin = Rcos


amax=R+r (см. фиг.1),
где R и r - расстояния от оси шарнира до осей валов, расположенных в несущей и выносной его частях, соответственно;
ременные передачи обеих ступеней выполнены ремнями одинаковой продольной податливости;
ведущий шкив - первой и ведомый - второй ступеней передач могут располагаться как внутри, так и снаружи корпуса;
передаточное отношение редуктора может быть разбито по ступеням как угодно, причем типы ремней и шкивов в ступенях могут различаться по типу и размерам при соблюдении условия одинаковой продольной податливости всех ремней. Предлагаемое устройство изображено на чертежах: фиг.1 - вид спереди (передачи показаны наложенным контуром), фиг.2 - вид сбоку (промежуточный вал показан схематично). Сочлененный корпус редуктора состоит из несущей 1 и выносной 2 частей, связанных между собой цилиндрическим шарниром 3 и натяжным устройством 4. В несущей части выполнены центрирующие поверхности 5 и 6 для соосной установки соответственно входного 7 и выходного 8 валов со шкивами: ведущим первой ступени 9 и ведомым второй ступени передач 10. Выносная часть корпуса 2 с промежуточным валом 11 имеет возможность поворачиваться вокруг оси шарнира 3 на угол


Для ограждения передач к корпусу может крепиться защитный кожух (на чертеже не показан). Редуктор допускает три других модификации: с опорой на корпус и фланцевым двигателем, с опорой на этот двигатель и с опорой на приводной вал (навесной редуктор). Устройство работает следующим образом. Вращающий момент от входного вала 7 передается с помощью первой ступени передач на промежуточный вал 11 и с него ремнями второй ступени - на выходной вал 8. Предварительное натяжение ремней 12 обеих ступеней осуществляется путем изменения межосевого расстояния а за счет поворота выносной части корпуса 2 вокруг оси шарнира 3 с помощью натяжного устройства 4. Положительный эффект от реализации нашего предложения заключается в том, что машиностроение получает для изготовления приводов машин и приборов редуктор нового типа - редуктор, обладающий достоинствами ременных передач: свойствами демпфирования, электрического, магнитного, акустического и теплового разделения, редуктор, который можно изготовить в условиях механических мастерских, имеющий неограниченную ремонтопригодность и предельно простой в комплектации, так как допускает использование однотипных ремней и ободов, шкивов в обеих передачах. Литература
1. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Решетова Д.Н. М., 1988, 370 с. 2. Заявка 93-046721/11, опубл. БИ 9704, кл. В 60 К 17/04 от 10.02.97. 3. Тимошенко С.П., Гере Дж. Механика материалов. М.: Мир, 1978. 4. Решетов Д.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1974, 518 с.
Формула изобретения






РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2