Пилотируемый космический корабль
Изобретение относится к ракетно-космической технике и более конкретно - к космическим кораблям, имеющим в своем составе спускаемый аппарат с несущим корпусом для доставки экипажа в космос и его возвращения на Землю. Предлагаемый космический корабль содержит помимо спускаемого аппарата двигательный отсек и стыковочный агрегат. При этом спускаемый аппарат установлен носовой частью на двигательном отсеке, а стыковочный агрегат - на донной части спускаемого аппарата. Указанные агрегат, отсек и спускаемый аппарат расположены соосно друг другу. Кресла экипажа расположены в корпусе спускаемого аппарата, обращены к кормовой части спускаемого аппарата и имеют возможность поворота на сравнительно небольшой угол относительно поперечной плоскости аппарата в направлении к его носовой части. Изобретение позволяет улучшить компоновку корабля на носителе, повысить его эксплуатационные качества и расширить функциональные возможности. 8 ил.
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием космических кораблей (КК), предназначенных для исследовательских целей, транспортных операций и монтажных работ в космосе и выводимых ракетами-носителями (РН).
Известны КК одноразового использования серий "Восток", "Восход", Союз", американские КК серий "Меркурий", "Джемини", экспедиционные КК "Аполлон" [1] . Эти пилотируемые КК содержат спускаемый аппарат (СА) одноразового использования с малым аэродинамическим качеством, в котором размещены кресла космонавтов. КК содержат также двигательный отсек (ДО) с тормозной двигательной установкой, двигательной установкой для маневрирования и коррекции траектории полета на орбите искусственного спутника Земли (ОИСЗ) и другие элементы функционирования КК. Они позволяют проводить исследовательские работы на ОИСЗ, расстыковку на орбите с ДО и спуск с орбиты СА. Космические корабли серий "Союз", "Аполлон", содержат также стыковочный агрегат (СтА), который размещают либо вне СА ("Союз") [2], либо на сужающейся носовой части СА ("Аполлон") [3]. Эти КК позволяют проводить операции стыковки с другими космическими объектами, например с орбитальной станцией (ОС) или лунным модулем. Поскольку СА, входящие в состав этих КК, имеют низкое аэродинамическое качество (К=0


6 - кормовая часть спускаемого аппарата,
7 - донная часть спускаемого аппарата,
8 - торцевой шпангоут двигательного отсека,
9 - кабина космонавтов,
10 - аэродинамический обтекатель,
11 - иллюминатор,
12 - ракета-носитель,
13 - механизм поворота кресел,
14 - маршевый двигатель,
15 - двигательная установка. На фиг.5, 6, 7, 8 (см. также [5] и [7]) иллюстрируются аналогичные схемы для КК "CTV", выбранного в качестве прототипа, с указанием идентичных позиций. Пилотируемый КК (фиг. 1) содержит СА 1 с несущим корпусом. СА 1 установлен на ДО корабля 2 с возможностью отделения от СА 1 на орбите, например, с помощью пиросредств. ДО корабля 2 содержит двигательную установку 15 для изменения скорости и траектории полета КК на ОИСЗ. КК содержит СтА 3, установленный на СА 1, с возможностью проведения операций стыковки с другими объектами на ОИЗС. В СА 1 корабля установлены кресла космонавтов 4. В пилотируемом КК (фиг.1, 2, 3 и 4), в отличие от прототипа (фиг.5, 6, 7 и 8), СА 1 установлен на ДО корабля 2 носовой частью спускаемого аппарата 5 (а не кормовой частью, как на прототипе) соосно с ДО корабля 2, а СтА 3 размещают на донной части 7 СА 1 (а не на верхней части корпуса СА 1, как на прототипе) соосно с последним. Кресла космонавтов 4 (фиг.1, 2) устанавливают для посадки космонавтов лицом к донной части спускаемого аппарата 7, а не к носовой части 5 СА 1, как в прототипе (фиг.5), с возможностью их поворота перед спуском относительно поперечной плоскости СА 1 в направлении к носовой части 5 СА 1 на угол 60o (фиг. 3). При отклонении кресел космонавтов 4 на угол 60o требуется меньший размер кабины космонавтов 9, чем при отклонении кресел на угол ~90o, как принято в прототипе (фиг.6, 7). Масса и размер СА 1 соответственно уменьшаются, упрощается компоновка оборудования СА 1 и механизм поворота кресел 13. При этом обеспечивают оптимальное положение космонавтов на спуске с орбиты относительно действующей на СА 1 перегрузки. На двигательном отсеке корабля 2 смонтирован торцевой шпангоут 8 ДО 2, посредством которого КК устанавливают на РН 12 (фиг.1). Перед запуском КК торцевым шпангоутом 8 ДО 2 устанавливают на РН 12, донную часть 7 СА 1 закрывают аэродинамическим обтекателем 10, который после прохождения плотных слоев атмосферы отделяют от корабля (фиг.4). Полет КК и проведение операций осуществляют следующим образом. В процессе выведения на орбиту космонавты обращены лицом к донной части 7 спускаемого аппарата 1 (фиг.1, 2). На космонавтов воздействуют перегрузки в благоприятном направлении "грудь-спина". На орбитальном участке полета космонавты, находясь в креслах космонавтов 4, обращены лицом к СтА 3 (фиг.1, 2), что обеспечивает удобство управления, визуальный контроль через иллюминатор 11 процессом стыковки с другими объектами и удобство перехода космонавтов из КК в другие космические объекты, например, ОС или МКС, что является следствием установки СтА 3 на донной части 7 СА 1 с высвобождением объема кабины космонавтов 9, в отличие от прототипа, в котором управление и контроль процесса стыковки усложняется (фиг. 5). Так как СтА 3 уставлен соосно с маршевым двигателем 14, возможна коррекция орбиты пристыкованных объектов маршевым двигателем 14 корабля. Кроме того, поскольку двигательная установка 15 находится с противоположной стороны от СтА 3, повышается безопасность проведения операций сближения и стыковки с другими объектами. После выполнения работ в космосе производят торможение КК маршевым двигателем 14, ДО 2 отделяют от СА 1, который затем осуществляет спуск на Землю. В процессе спуска СА 1 совершает полет на балансировочном угле атаки. Кресла космонавтов 4 отклоняют в сторону носовой части СА 1 на угол 60o (фиг. 3), чем обеспечивают оптимальное положение экипажа при спуске относительно действующей на СА 1 перегрузки. Таким образом, улучшают эксплуатационные качества и расширяют функциональные возможности КК. После спуска СА 1 в заданный район и уменьшения скорости, соответствующей числу М~0,8, вводят средства обеспечения посадки аппарата. Литература
1. Космонавтика: Энциклопедия. / Под редакцией В.П. Глушко. М.: Советская энциклопедия, 1985, с.189. 2. Там же, с.370. 3. Там же, с.26. 4. Там же, с.40. 5. Х-38, CRU and CRU Evolution - Program Overview and European Role. D. Sygylla. 51st International Astronautical Congress, 2-6 Oct. 2000/Rio de Janeiro, Brasil, page 9. 6. Космонавтика: Энциклопедия. / Под редакцией В.П.Глушко. М.: Советская энциклопедия, 1985, с.208. 7. The X-38 and Crew Return Vehicle Programmes, ESA Bulletin 101, February, 2000.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8