Способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при управлении легкими летательными аппаратами (массой до 1 тонны), запускаемыми на межконтинентальную дальность с помощью легких ракет-носителей. Такими ракетами являются, например, баллистические ракеты подводных лодок. Согласно изобретению аппарат разгоняют в восточном направлении до круговых скоростей в апогее траектории полета высотой до 100 км. После прохождения апогея вводят аппарат в режим плоского рикошетирования при крутизне траектории не более 2° соответственно при пикировании и кабрировании. Последние чередуют в областях, где достигается равенство измеряемого на борту кажущегося ускорения и кориолисова ускорения в системе вращающейся Земли. Изобретение обеспечивает достижение межконтинентальной дальности полета легким летательным аппаратом при минимальном нагреве и уровне перегрузок. 2 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано в процессе эксплуатации гиперзвуковых летательных аппаратов типа "Земля-земля" при полете их на межконтинентальную дальность.
Аппараты этого типа отличаются большим разнообразием конструкций. Известно, что в зависимости от конструкции выбирается наиболее оптимальный для полета данного аппарата вид траектории. При этом вид траектории (баллистическая, планирующая, рикошетирующая, настильная) определяет, как правило, характер движения аппарата на пассивном участке траектории (см., например, Н. Ф. Краснов, В.Н.Кошевой. Управление и стабилизация в аэродинамике. М., "Высшая школа", 1978 г., стр. 129). Одной из важных характеристик летательного аппарата является величина располагаемого (максимального) аэродинамического качества, определяющая возможность аэродинамического управления траекторией (см., например, В.В.Андреевский. Динамика спуска космических аппаратов на Землю. М., "Машиностроение", 1970, стр. 15-19). Баллистические траектории используются в основном для неуправляемых летательных аппаратов с нулевым аэродинамическим качеством (К=0). На планирующих траекториях летательные аппараты движутся в плотных слоях атмосферы с максимальным аэродинамическим качеством (Kmax=1,5-2,0) с целью достижения наибольшей дальности, при этом для гиперзвуковых аппаратов из-за длительности снижения возрастает общая доля подведенной к поверхности аппарата тепловой энергии. Настильные траектории нашли преимущественное применение для до- и сверхзвуковых крылатых аппаратов. Государственный ракетный центр (ГРЦ) КБ имени академика В.П. Макеева является головным разработчиком легких баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ), способных обеспечить полет на межконтинентальную дальность аппаратов с массой до 1т (см., например, И.И. Величко "Мечи - на орала". Авиация и космонавтика, N 5, 1993 г. ISSN 0373-9821, стр. 42-43). По своим маневренным возможностям на пассивном участке траектории летательные аппараты этого типа занимают промежуточное положение между полубаллистическими (Kmax=0,5-0,6) и крылатыми аппаратами (Kmax=1,5-2,0). В силу этого и с учетом недостатков известных траекторий движения на межконтинентальную дальность (баллистической, планирующей и настильной) для аппаратов, разрабатываемых ГРЦ, наиболее целесообразно использовать траектории рикошетирующего типа. Наиболее близким аналогом заявленного способа является способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом, в котором осуществляют полет на межконтинентальную дальность и на пассивном участке траектории вводят аппарат в режим многократного рикошетирования, при котором пребывание в плотных слоях атмосфер чередуется с движением в разреженной среде и в период времени, когда рикошетирующий аппарат находится в плотных слоях атмосферы, органы управления обеспечивают аппарату максимальное аэродинамическое качество (см. Н.Ф. Краснов, В.Н.Кошевой. Управление и стабилизация в аэродинамике. М., "Высшая школа", 1978 г., стр. 130). Известно, что с увеличением глубины погружения аппарата в атмосферу возрастают перегрузки и интенсивность нагрева поверхности снижающегося аппарата. Эти факторы ограничивают предельную крутизну траектории аппарата. Для пологих рикошетирующих траекторий при движении в атмосфере уровень перегрузок и интенсивность нагрева ниже, однако из-за длительности времени движения аппарата на межконтинентальную дальность возрастает общая доля подведенной к поверхности аппарата тепловой энергии, которая, например, для легких летательных аппаратов, разрабатываемых в ГРЦ, достигает на этих траекториях недопустимых (по условиям эксплуатации) значений. Невозможность использования крутых и пологих рикошетирующих траекторий для доставки на межконтинентальную дальность легких (выводимых с помощью БРПЛ) летательных аппаратов, разрабатываемых в ГРЦ, снижает функционально-эксплуатационные возможности известного способа и является его недостатком. Техническим результатом при использовании предложенного способа является расширение функционально-эксплуатационных возможностей способа управления гиперзвуковым летательным аппаратом путем обеспечения минимального нагрева и уровня перегрузок аппарата с сохранением управляемости и устойчивости полета на межконтинентальную дальность. Сущность изобретения состоит в том, что в способе управления гиперзвуковым летательным аппаратом, в котором осуществляют полет на межконтинентальную дальность и на пассивном участке траектории вводят аппарат в режим многократного рикошетирования с максимальным аэродинамическим качеством, в нем разгоняют аппарат в восточном направлении до круговой скорости в апогее траектории высотой не более 100 км, при крутизне траектории не более - 2o вводят аппарат в пикирование с максимальным аэродинамическим качеством, в процессе пикирования по параметрам движения аппарата определяют его кориолисовое ускорение, при равенстве кориолисова и поперечного ускорения переводят аппарат в кабрирование, удерживают аппарат в режиме кабрирования с максимальным аэродинамическим качеством до формирования траектории с крутизной не более +2o, осуществляют циклическое повторение режима "пикирование-кабрирование" в процессе рикошетирующего движения аппарата на межконтинентальную дальность. Для реализации предлагаемого способа управления гиперзвуковым летательным аппаратом предполагается следующая последовательность действий: - разгоняют аппарат в восточном направлении до круговой скорости при апогее траектории не более 100 км; - по прохождении аппаратом апогея (при крутизне траектории не более - 2o) вводят аппарат в пикирование с максимальным аэродинамическим качеством; - в процессе пикирования по параметрам движения аппарата (скорости, широте и курсу) определяют текущую величину кориолисова ускорения; - сравнивают текущую величину кориолисова и кажущегося поперечного ускорения аппарата; - переводят аппарат из пикирования в кабрирование при равенстве (с заданной точностью) кориолисова и кажущегося поперечного ускорения аппарата; - удерживают аппарат в режиме кабрирования с максимальным аэродинамическим качеством до углов наклона траектории не более 2o; - осуществляют циклическое повторение режима "пикирование-кабрирование" (в процессе рикошетирующего движения аппарата) до достижения максимальной дальности полета. По сравнению с ближайшим способом-аналогом предлагаемый способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом обеспечивает (при полете на межконтинентальную дальность) плоское рикошетирующее движение аппарата в разреженной среде (высоты 70-100 км), где нагрев аппарата по сравнению со способом-аналогом в процессе его движения снижается на порядок, а скорость в конце движения падает ~ на 6% при уровне перегрузок (0,1-0,01) g. Для пояснения технической сущности предлагаемого изобретения на фиг. 1а, б показана схема сил при пикировании (фиг. 1а) и кабрировании (фиг. 1б), действующих при рикошетировании разрабатываемого в ГРЦ легкого аппарата, разгоняемого с помощью БРПЛ до круговых скоростей движения. На фиг. 2 показан вид рикошетирующей траектории аппарата (h, L), угол атаки (









m - масса аппарата;




(см. , например, В.В.Андреевский. Динамика спуска космических аппаратов на Землю. М.,"Машиностроение", 1970, стр. 49-87). При движении аппарата вектор гравитационного ускорения























Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3