Спускаемый аппарат с несущим корпусом и способ его посадки
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием космических кораблей. Задачей изобретения является уменьшение нагружения корпуса спускаемого аппарат (СА) при посадке, расширение функциональных возможностей, повышение эксплуатационных качеств и надежности СА. Сущность изобретения: СА содержит несущий ТК с носовой и кормовой частями, парашютную систему, систему управления спуском (ПС), (СУС), устройство амортизации аппарата. Корпус выполнен составным в виде герметичного отсека и нижней несущей части, шарнирно закрепленной с носовой частью корпуса и связанной телескопическими штангами-ограничителями с герметичным отсеком с возможностью углового поворота нижней несущей части в плоскости симметрии аппарата относительно носовой части. При этом между нижней частью корпуса и герметичным отсеком размещено устройство амортизации аппарата, причем на кормовой части корпуса установлен двигатель прижатия. Устройство амортизации аппарата выполнено в виде расположенных симметрично относительно плоскости симметрии аппарата надувных емкостей с системой подачи и регулирования давления, а двигатель прижатия выполнен в виде твердотопливного ракетного двигателя. Способ посадки СА на Землю включает ввод в поток ПС, стабилизацию аппарата, отделение ПС в момент касания с Землей. После ввода ПС разворачивают СА по вектору скорости в направлении ветра с помощью СУС, отклоняют нижнюю часть корпуса в плоскости симметрии на заданный угол, реализуя наддув емкостей, а в момент касания с Землей включают двигатель прижатия одновременно с отделением ПС. Технический результат - обеспечение устойчивой посадки на все виды грунта, повышение надежности СА и упрощение функционирования ПС. 2 с. и 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием космических кораблей, в состав которых входят спускаемые аппараты (СА), предназначенные для спуска в атмосфере и посадки на Землю.
Известен СА баллистического типа пилотируемого космического корабля серии "Союз", имеющий теплозащищенный корпус (ТК) с лобовым экраном, который перед посадкой отделяют от корпуса СА и сбрасывают. Для обеспечения посадки СА на Землю с заданными скоростями в момент соприкосновения с поверхностью Земли, а также перегрузок, действующих на экипаж и конструкцию, он имеет также парашютную систему (ПС), систему управления спуском (СУС), механические амортизаторы кресел космонавтов, двигатели мягкой посадки (ДМП) [1]. Известен также способ посадки этих СА на Землю, включающий стабилизацию аппарата, уменьшение вертикальной скорости СА в атмосфере с помощью ПС до 7
10 - двигатель прижатия;
11 - шарнир поворота нижней, несущей части корпуса. СА с несущим корпусом для посадки на Землю содержит несущий теплозащищенный корпус 1 с носовой 2 и кормовой 3 частями, ПС 4, СУС 5, устройство амортизации аппарата 9. Корпус 1 выполнен составным в виде герметичного отсека 6 и нижней, несущей части 7, шарнирно закрепленной к носовой части корпуса. Нижняя, несущая часть корпуса 7 связана телескопическими штангами-ограничителями 8 с герметичным отсеком в кормовой части 3 с возможностью ее углового поворота в плоскости симметрии аппарата относительно носовой части 2. Между нижней, несущей частью корпуса 7 и герметичным отсеком 6 размещено устройство амортизации аппарата 9, выполненное, например, в виде расположенных симметрично относительно плоскости симметрии аппарата надувных емкостей с системой подачи и регулирования давления, например, в виде дренажных клапанов. На кормовой части корпуса 3 установлен двигатель прижатия 10, выполненный, например, в виде твердотопливного ракетного двигателя (ТТРД), вектор тяги которого направлен к Земле. В носовой части корпуса 2 установлен шарнир поворота 11 нижней, несущей части корпуса 7. Посадку СА на поверхность Земли осуществляют следующим образом. На расчетной высоте вводится ПС 4, которая снижает вертикальную скорость спуска до 7-8 м/с. Затем СУС 5 разворачивает СА по направлению ветрового сноса и стабилизирует его. После этого, срабатыванием, например, пирозамков, нижнюю, несущую часть корпуса 7 отделяют от герметичного отсека 6 и одновременно производят наддув емкостей устройства амортизации 9, которые в процессе наддува отклоняют несущую часть корпуса на угол, ограничиваемый штангами-ограничителями 8, относительно шарнира 11 (фиг.2). В момент касания с Землей включают ТТРД 10, который прижимает СА к Земле, и одновременно отделяют ПС, обеспечивая устойчивость СА в процессе скольжения по грунту (фиг.3). В результате этого демпфируется вертикальная скорость парашютирования и рассеивается горизонтальная скорость ветрового сноса. Достижение технических результатов обусловлено следующим. 1. С Землей контактирует нижняя, несущая часть корпуса 7 с существенно большей площадью поверхности, чем суммарная площадь "лыж" шасси. Удельное давление на грунт соответственно меньше, а прижатие СА к Земле ТТРД 10 улучшает устойчивость аппарата. Это обеспечивает посадку СА и на мягкий грунт, т.е. расширяются функциональные возможности СА по сравнению с прототипом. 2. Сжатие надувных емкостей при демпфировании вертикальной скорости создает распределенную нагрузку на корпус СА, что уменьшает нагружение конструкции корпуса, в отличие от прототипа, где нагрузка сосредотачивается в трех точках в местах крепления стоек шасси. 3. Ненаддув емкостей не влияет на поворот несущей части корпуса 7 на требуемый угол и существенно не влияет на амортизационные характеристики СА в целом, что повышает надежность и эксплуатационные качества СА, в отличие от прототипа, где возможность отказа механизма одной из стоек шасси приводит к аварийной посадке. 4. При спуске СА исключается возможность протока горячих газов к герметичному отсеку 6, так как нижняя, несущая часть 7 выполнена в виде монолитной конструкции, в отличие от прототипа, где в несущей части имеются открывающиеся створки. Это также повышает надежность и эксплуатационные качества СА. 5. Нижняя, несущая часть корпуса 7 после посадки не контактирует с герметичным отсеком 6, что исключает передачу тепла от несущей части внутрь отсека, в отличие от прототипа, где несущая часть после посадки остается закрепленной на корпусе СА. Изготовление отдельных элементов и комплектующих, входящих в состав СА с несущим корпусом не требует разработки новой технологической базы, что сокращает сроки изготовления СА для решения задачи посадки на Землю. Технические преимущества предлагаемого решения создают возможность многократного использования СА. Литература
1. Космонавтика, энциклопедия. /Под ред. В.П. Глушко, из-во "Советская энциклопедия", М., 1985, стр. 302, 378. 2. Ad. Wagner, NASA X-38 Landing Gear Development, Daimler Chrysler Aerospace (1-ая конференция по возвращаемым аппаратам, г. Аркашон, Франция, март 1999). 3. E. D. Graf, X-38 and Crew Return Vehicle Programmes, eesa bulletin 101-february 2000.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3