Способ оценки состояния рельсового пути с построением трехмерной спектральной карты
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для контроля и оценки состояния рельсовых путей. Измерительное устройство перемещают вдоль рельсового пути и регистрируют очертания рельсов. Осуществляют скользящий спектральный анализ регистрируемых очертаний. Определяют интенсивности гармонических составляющих как функции от скользящей координаты пути и длины волны. По ним выявляют скорости вагонов при различной их загрузке и координаты пути, для которых возможно возникновение резонанса. Регистрацию очертаний осуществляют для обеих рельсовых нитей, а скользящий спектральный анализ производят по гармонически сопряженным функциям путем получения спектра комплексной координаты пар рельсов и/или пар параметров очертаний одной рельсовой нити. Технический результат - обеспечение резонансной безопасности движения железнодорожных транспортных средств за счет ранней диагностики пути и "скоростной маршрутизации" движения на протяженных участках пути. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и предназначено для контроля и оценки состояния рельсовых путей.
Известен способ контроля неровностей рельсового пути, предусматривающий, в частности, использование для каждой рельсовой нити установленных на раме тележки вагона датчиков вертикальных ускорений рамы и вертикальных перемещений букс относительно рамы, по параметрам сигналов которых вычисляют сначала вертикальные траектории букс, а затем - вертикальные неровности рельсового пути (RU 2134319 С1, Е 01 В 35/06, 10.08.1999; RU 2035534 C1, E 01 В 35/06, 20.05.1995). Недостаток известного способа определяется невысокой точностью оценки, обусловленной существенными погрешностями производимых линейных измерений. Известен также способ контроля состояния рельсового пути, заключающийся в определении географических координат места старта вагона-путеизмерителя по данным спутниковой навигационной системы и запоминании их совместно с априорным значением, а также измерении в процессе движения вагона-путеизмерителя циклически и асинхронно значений пройденного пути, силовых факторов динамического взаимодействия подвижного состава и рельсового пути, высоты неровностей на поверхности катания рельсов, углов ориентации вагона-путеизмерителя в географической системе координат и ускорений в направлении осей связанной системы координат этого вагона (RU 2114950 C1, E 01 В 35/00, 10.07.1998). Известный способ позволяет измерять истинные геометрические параметры рельсового пути с повышенной точностью и достоверностью при движении вагона-путеизмерителя со скоростью до 250 км/ч. Однако его недостаток связан со сложностью практической реализации. Наиболее близким к предложенному является способ оценки состояния рельсового пути, при котором перемещают вдоль рельсового пути измерительное устройство, регистрируют очертания рельсовых нитей и определяют дефектность пути статистико-коррелляционным методом (Балух Хенрик, Диагностика верхнего строения пути, М., Транспорт, 1981, с.146-193). Недостаток указанного способа состоит в том, что он не позволяет определять резонансно-опасные участки рельсового пути. Следует отметить, что железнодорожный экипаж, являясь подрессоренной массой и, следовательно, представляя из себя сложный механический колебательный контур, обладает ансамблем собственных колебательных частот, зависящих как от механических характеристик этого экипажа (т.е. его типа, степени износа основных механических узлов и т.п.), так и от его загрузки. При движении по неровностям пути, в спектре которых кроме "белого" шума могут присутствовать гармонические составляющие очертаний рельсовых нитей, этот экипаж на определенной скорости движения может попасть в резонанс с этими гармониками, что, в свою очередь, может привести к таким неприятным явлениям, как интенсивное килевое и бортовое раскачивание экипажа, его галлопирование, сапорасцеп и, в худшем случае, - самосход. Задачей изобретения является обеспечение резонансной безопасности движения железнодорожных составов за счет спектрального исследования неровностей протяженного участка пути (скользящего спектрального анализа для локализации таких гармонических составляющих и их интенсивностей как по месту (км, километропикет), так и длине волны (в метрах). Поставленная цель достигается тем, что в способе оценки состояния рельсового пути, при котором перемещают вдоль рельсового пути измерительное устройство и регистрируют очертания рельсовых нитей, осуществляют скользящий спектральный анализ регистрируемых очертаний, при этом определяют интенсивности гармонических составляющих как функции от скользящей координаты пути и длины волны и по ним выявляют скорости вагонов при различной их загрузке и координаты пути, для которых возможно возникновение резонанса, и формируют трехмерную спектральную карту исследуемого участка пути. Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения. В качестве измерительного устройства используют вагон-путеизмеритель, а в качестве скользящей координаты - координату перемещающегося вагона-путеизмерителя. Регистрацию очертаний осуществляют для обеих рельсовых нитей, а скользящий спектральный анализ производят по гармонически сопряженным функциям путем получения спектра комплексной координаты пар рельсов и/или пар параметров очертаний одной рельсовой нити. Спектральную карту исследуемого участка пути формируют в цвете. С помощью спектральной карты строят скоростные профили участка пути, оптимальные с точки зрения резонансной безопасности. На фиг.1 представлена общая структура реализации предложенного способа, включающая в себя последовательно соединенные измерительное устройство (вагон-путеизмеритель) 1, анализатор спектра 2 регистрируемых очертаний рельсовых нитей, узел формирования 3 трехмерной спектральной карты исследуемого участка пути, узел вычисления 4 резонансных скоростей и узел скоростной маршрутизации 5. На фиг.2 приведена спектральная карта участка пути. Предложенный способ осуществляется следующим образом. Вдоль рельсового пути перемещают вагон-путеизмеритель 1 и регистрируют очертания рельсовых нитей. Далее с помощью анализатора спектра 2 осуществляют скользящий спектральный анализ регистрируемых очертаний и определяют интенсивности I гармонических составляющих как функции от скользящей координаты пути (x) и длины волны (


Формула изобретения
1. Способ оценки состояния рельсового пути, при котором перемещают вдоль рельсового пути измерительное устройство и регистрируют очертания рельсов, отличающийся тем, что осуществляют скользящий спектральный анализ регистрируемых очертаний, при этом определяют интенсивности гармонических составляющих как функции от скользящей координаты пути и длины волны и по ним выявляют скорости вагонов при различной их загрузке и координаты пути, для которых возможно возникновение резонанса, и формируют трехмерную спектральную карту исследованного участка пути. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве измерительного устройства используют вагон-путеизмеритель, а в качестве скользящей координаты - координату перемещающегося вагона-путеизмерителя. 3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что регистрацию очертаний осуществляют для обеих рельсовых нитей, а скользящий спектральный анализ производят по гармонически сопряженным функциям путем получения спектра комплексной координаты пар рельсов и/или пар параметров очертаний одной рельсовой нити. 4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что спектральную карту исследуемого участка пути формируют в цвете. 5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что с помощью спектральной карты строят скоростные профили участка пути, оптимальные с точки зрения резонансной безопасности.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Мельник Игорь Дмитриевич
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Квадро"
Характер внесенных изменений (дополнений):Срок действия продлен до 01.09.2009. Изменен объем предоставляемых прав - неисключительная лицензия.
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 17.04.2007 № РД0020960
Извещение опубликовано: 10.06.2008 БИ: 16/2008
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия
QZ4A Государственная регистрация изменений в зарегистрированный договор
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения: 17.04.2007 № РД0020960
Вид договора: лицензионный
Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Мельник Игорь Дмитриевич (RU)
Лицо, которому предоставлено право использования:
Общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (RU)
Дата и номер государственной регистрации изменений, внесенных в зарегистрированный договор:
28.11.2011 РД0090781
Изменения:
Срок действия договора РД0020960 продлен до 31.12.2013.
Дата публикации: 10.01.2012