Устройство для контроля прямолинейности, скрученности и разновысотности рельсов
Устройство относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного измерения пространственных отклонений рельсов в одной или нескольких плоскостях от прямой линии, а также скрученности и разновысотности рельсов. Устройство содержит механическую часть для крепления измерительных датчиков, механизмы перемещения рельса через зону контроля, импульсные датчики пути на входе и выходе измерительной установки, операционный блок, радиочастотные датчики для бесконтактного измерения расстояния до поверхности рельса и маркеры для автоматической разбраковки продукции, причем операционный блок автоматически выполняет регулярную проверку параметров радиочастотных датчиков с целью минимизации погрешности измерения, а прямолинейность, скрученность и разновысотность движущегося рельса рассчитывается аналитически в зависимости от величины текущих зазоров между неподвижными радиочастотными датчиками и контролируемыми поверхностями рельса. Технический результат - возможность измерения скрученности и разновысотности рельсов по длине при их поступательном перемещении по транспортному рольгангу на скорости до 3 м/с в условиях запыленности и загазованности атмосферы в зоне контроля, загрязненности поверхности рельса окалиной металлургического происхождения, маслами после их термической обработки и т.п. 7 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного измерения отклонений рельса в одной или нескольких плоскостях от пряной линии с одновременным измерением скрученности и разновысотности рельса.
Известно устройство для измерения прямолинейности и геометрических размеров рельсов Mesameter P SW фирмы МЕSАСОN GeselIschaft Fur Messtechnik MBH (Германия) (Реферативный журнал. Металлургия. 1997, N4, 4Д69). Устройство содержит механическую часть с измерительной балкой для крепления измерительных датчиков, механизмы перемещения и фиксации измерительной балки по высоте, механизмы перемещения рельса через зону контроля, импульсные датчики пройденного рельсам пути на входе и выходе измерительной установки, щеточную машину для грубой очистки поверхности рельса от окалины, лазерные датчики для бесконтактного измерения расстояния до контролируемой поверхности и операционный блок для ввода, анализа и отображения информации. Полученная с датчиков информация анализируется по методу Фурье, в результате чего определяются пространственные длины волн и их амплитуды. Недостатками данного устройства являются обязательность очистки рельсов от окалины и прочих загрязнений поверхности, необходимость образцового рельса с жесткими допусками по отклонениям от идеальной плоскости, высокие требования, предъявляемые к механизмам перемещения рельса через зону контроля, низкая скорость контроля (до 1 м/с). Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство для контроля прямолинейности рельсов (заявка на изобретение 9B100628/28(000233) от 6 января 1999 г. , положительное решение на выдачу патента от 29 апреля 1999г.), содержащее механическую часть для крепления измерительных датчиков, механизмы перемещения рельса через зону контроля, операционный блок, импульсные датчики пути на входе и выходе измерительной установки, три и более радиочастотных датчика для бесконтактного измерения расстояния до поверхности рельса в каждой из контролируемых плоскостей и маркеры для автоматической разбраковки продукции. Каждый из радиочастотных датчиков представляет собой последовательно соединенные катушку индуктивности и высокочастотный генератор, выход которого соединен с соответствующим входом операционного блока, причем операционный блок автоматически выполняет регулярную проверку параметров радиочастотных датчиков с целью минимизации погрешности измерения, а прямолинейность движущегося рельса рассчитывается аналитически в зависимости от величины текущих зазоров между неподвижными радиочастотными датчиками и контролируемыми поверхностями рельса. Недостатками данного устройства является отсутствие возможности замера таких важных геометрических параметров, как скрученность и разновысотность рельса по длине. Задачей, на решение которой направлена заявляемое изобретение, является получение достоверной информации о геометрических характеристиках контролируемых рельсов, а именно прямолинейности, скрученности и разновысотности для оптимального управлений технологическими режимами правки рельсов при их поступательном перемещении по транспортному рольгангу на высоких скоростях в условиях поточного прокатного производства, для которых характерны запыленность атмосферы в зоне контроля, загрязненность поверхности рельса окалиной металлургического происхождения, маслами после их термической обработки и т.п. Технический результат достигается тем, что устройства для контроля прямолинейности, скрученности и разновысотности рельсов, содержащее механическую часть для крепления измерительных датчиков, механизмы перемещения рельса через зону контроля, импульсные датчики пути на входе и выходе измерительной установки, операционный блок, соответствующие входы которого соединены с выходами импульсных датчиков пути, маркеры для автоматической разбраковки продукции, входы которых соединены с соответствующими выходами операционного блока, и не менее трех радиочастотных датчиков для анализа прямолинейности в каждой контролируемой плоскости, бесконтактно измеряющих расстояния до поверхности катания и боковой поверхности головки рельса, каждый радиочастотный датчик представляет собой последовательно соединенные катушку индуктивности и высокочастотный генератор, выход которого соединен с соответствующим входом операционного блока, автоматически выполняющего регулярную проверку параметров всех радиочастотных датчиков с целью минимизации погрешности измерения, снабжена двумя дополнительными радиочастотными датчиками для бесконтактного измерения расстояний до нижней поверхности подошвы рельса и расположенными со стороны подошвы под одним из радиочастотных датчиков, который измеряет расстояние до поверхности катания головки рельса, причем дополнительные радиочастотные датчики сориентированы по пряной, перпендикулярной продольной оси рельса и проходящей через плоскость, параллельную плоскости подошвы рельса, а прямолинейность, скрученность и разновысотность рельса рассчитывается аналитически в зависимости от величины текущих зазоров между неподвижными радиочастотными датчиками и соответствующими поверхностями рельса в ходе поступательного движения последнего через зону контроля. Сопоставительный анализ с прототипам показывает, что заявляемое устройства отличается наличием новых блоков, а именно двумя дополнительными радиочастотными датчиками для бесконтактного измерения расстояния до нижней поверхности подошвы рельса, включенными в вышеуказанные связи с операционным блоком. Дополнительные радиочастотные датчики расположены на одной прямой, перпендикулярной продольной оси рельса и проходящей через плоскость, параллельную плоскости подошвы рельса. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями показывает, что радиочастотные датчики для бесконтактного измерения расстояния до контролируемой поверхности. (Справочник по средствам автоматики /Под ред. В. Э. Низэ и И.В.Антика. M.: Энергоатомиздат, 1983 г., с. 90, с. 93) широко известны. Известно также, что применяемый в прототипе принцип регулярной проверки параметров радиочастотных датчиков с целью минимизации погрешности измерений позволяет применять эти датчики для контроля прямолинейности рельсов в условиях повышенной загрязненности, в частности, в заявляемом устройстве указанное свойства позволяет разместить дополнительные радиочастотные датчики под подошвой, с поверхности которой в ходе транспортировки рельса непрерывно осыпается отслоившаяся окалина. Однако после того, как дополнительные радиочастотные датчики были сориентированы в пространстве указанным образом и включены в указанные связи с остальными элементами схемы, устройство приобрело новые свойства, а именно благодаря размещению дополнительных радиочастотных датчиков по прямой, перпендикулярной продольной оси рельса, появилась возможность измерять текущий угол наклона подошвы рельса в поперечной плоскости, а связав полученные таким образом замеры с информацией, поступившей от импульсных датчиков пути, оценить величину скрученности рельса по его длине. Кроме того, одновременно обрабатывая операционным блоком информацию о рабочем зазоре одного из радиочастотных датчиков прямолинейности вертикальной плоскости и информацию о зазорах, расположенных под ним с противоположной стороны рельса дополнительных радиочастотных датчиков, можно оценить текущее значение высоты рельса, а связав это значение с информацией, поступившей от импульсных датчиков пути, оценить величину разновысотности рельса. Полученные таким образом синергетические эффекты позволяют сделать вывод о соответствии технического решения условию "изобретательского уровня". На фиг.1 представлена блочная функциональная электрическая схема устройства, на фиг.2 - вариант расположения элементов устройства в зоне контроля (соответственно виды сбоку и прямо), на фиг.3 и 4 - примеры зависимости частот радиочастотных датчиков от величины рабочего зазора в различных плоскостях контроля, на фиг.5 и 6 - графические пояснения к проявлениям скрученности рельса и к алгоритмам ее оценки, на фиг.7 - примеры графиков скрученности нескольких рельсов, полученных с помощью заявляемого устройства. Устройство для контроля прямолинейности, скрученности и разновысотности рельса содержит механическую часть для крепления измерительных датчиков 1, механизмы перемещения рельса через зону контроля 2, импульсные датчики пути 3 на входе и выходе измерительной установки, операционный блок 4, соответствующие входы которого соединены с выходами импульсных датчиков пути 3, радиочастотные датчики для бесконтактного измерения расстояния до контролируемой поверхности 5-10, маркеры для автоматической разбраковки продукции 11, входы которых соединены с соответствующими выходами операционного блока 4, дополнительные радиочастотные датчики 12 и 13 для бесконтактного измерения расстояния до поверхности подошвы рельса), выход каждого из радиочастотных датчиков 5










где HRj - оценка высоты текущего сечения рельса, мкм;
HB - расстояние между радиочастотным датчиком 7 и линией установки радиочастотных датчиков 12 и 13, мкм;
HZ - зазор между радиочастотным датчиком 7 и поверхностью катания рельса. После выхода очередного рельса из зоны контроля операционный блок 4 усредняет полученные замеры по формулам


где RT - величина систематической погрешности при оценке скрученности рельса, которая связана с непараллельностью линии расстановки дополнительных радиочастотных датчиков па отношению к плоскости механизмов перемещения рельса через зону контроля, мкм;
RН - средняя высота рельса, мкм;
N - количество выполненных замеров на проконтролированном рельсе. Заключительным этапам является окончательное уточнение полученных результатов по формулам (7) и (В), при этом из замеров скрученности убирается систематическая погрешность T, а из замеров разновысотности - неопределенность значений НB и

Tj*=Tj-RT (7);
HRj*=HRj-RH,
где Tj* - уточненное значение j-го элемента массива скрученности для данного рельса, мкм (j меняется от 1 да N);
HRj* - величина разновысотности в j-ом элементе массива разновысотности для данного рельса, мкм (j меняется от 1 до N). Полученные уточненные значения скрученности и разновысотности, a также непрямолинейности рельса сравниваются с заданными предельными уровнями, после чего операционный блок 4 с помощью маркеров 11 производит разбраковку рельсов по сортам. На фиг. 7 представлены диаграммы скрученности объемнозакаленных рельсов типа Р65 длиной 25 м, полученные на заявляемом устройстве с применением приведенного выше алгоритма. По горизонтальной оси отложена координата текущего сечения рельса в мм, по вертикальной оси - скрученность рельса относительно виртуальной идеальной поверхности, в мкм (микронах). Скорость транспортировки каждого рельса в ходе контроля изменялась от 1,3 м/с (на входе) до 2,5 м/с (на выходе). Межосевое расстояние b (фиг.6) для повышения точности и чувствительности контроля должно быть соизмеримо с шириной подошвы контролируемого рельса, однако его верхнее значение ограничивается амплитудой возможных случайных поперечных смещений рельса вдоль оси Y (фиг.2) и определяется неравенствам
b




где r - радиус катушек радиочастотных датчиков 12, 13, мкм;
Ay - максимально-возможная амплитуда поперечных смешений рельса во время контроля, мкм. Радиочастотным датчикам присущ такой серьезный недостаток, как медленный дрейф "частотно-зазорной" характеристики при изменении внешних условий (температура окружающей среды, влажность, атмосферное давление, старение элементов электрической схемы т.п.). Для устранения влияния этого фактора в предлагаемой устройстве, также как и прототипе, предусмотрена возможность автоматической регулярной проверки параметров радиочастотных датчиков с целью минимизации погрешности измерения. Указанная задача решается следующим образом. После того, как очередной рельс покидает зону контроля, операционный блок измеряет у каждого радиочастотного датчика значение асимптотической частоты F, соответствующей бесконечному удалению рельса от соответствующего радиочастотного датчика, и сравнивает измеренное значение с соответствующей величиной Fa (фиг.3), которая была получена при калибровке данного датчика. Если в результате сравнения этих двух величин появляется разница



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7