Способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, установленного на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу
Использование: при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств полуаналитического типа. Сущность: предварительно устанавливают гироскоп на платформу, управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта таким образом, чтобы плоскость измерительных осей гироскопа совпадала с горизонтальной плоскостью платформы. Устанавливают платформу на объект так, чтобы ось стабилизации по крену совпадала с продольной осью объекта, ось стабилизации по тангажу была направлена перпендикулярно плоскости симметрии объекта к правому борту. Выставляют платформу в горизонте и в азимуте так, чтобы одна горизонтальная ось платформы была направлена на север, другая на восток, поворачивают относительно платформы корпус гироскопа вокруг оси собственного вращения. Проводят гирокомпасирование и определение погрешностей гирокомпасирования после поворота. Определяют азимутальный угол поворота корпуса гироскопа относительно платформы, при котором погрешность гирокомпасирования минимальна. Затем при рабочем гирокомпасировании определяют азимутальный угол поворота объекта относительно платформы. Вычисляют с помощью аналитического выражения угол истинного курса объекта, используя информацию об азимутальном положении объекта и гироскопа относительно платформы. Технический результат: возможность гирокомпасирования при наличии угловых скоростей основания, повышение точности. 4 ил.
Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств полуаналитического типа.
Известны способы определения истинного курса с помощью гироскопического датчика угловой скорости (см., например, книгу Б.И.Назарова и Г.А.Хлебникова "Гиростабилизаторы ракет" М. , 1975, стр.193-196 и патент RU 2098766 С1 по кл. G 01 С 21/14 от 10 декабря 1997 г.), согласно которым курсовое направление горизонтально расположенной измерительной оси гироскопа на неподвижном основании определяют аналитически с использованием результатов показаний с гироскопа, полученных на разных азимутальных углах. За прототип взят способ определения истинного курса с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости (см. патент RU 2176708 по кл. G 01 C 21/12 от 10 декабря 2001 г.). В этом способе определения истинного курса с помощью одного гироскопа предварительно привязывают измерительные оси гироскопа к осям, связанным с объектом, применяют гироскоп в режиме обратной связи по току датчика момента, определяют сигналы с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости, затем при операции предварительной настройки проводят фазировку системы измерения напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа, обеспечивающую отрицательное приращение сигналов с первого и второго каналов гироскопа при азимутальном повороте его корпуса против часовой стрелки на 90o из положения, при котором измерительная ось Y первого канала направлена на север, а измерительная ось Х второго канала на восток, определяют коэффициенты модели дрейфа гироскопа, а при гирокомпасировании в искомом курсовом положении объекта определяют углы наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, угол широты местоположения объекта, напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, а затем определяют значение истинного курса измерительной оси первого канала гироскопа по следующей формуле K=2











Kн11, Kн12 - крутизна гироскопа по напряжению для первого и второго каналов,





где
















Kн11=Kн12=3,5

























Kн11=Kн12=3,5
















На фиг. 3 показана погрешность гирокомпасирования с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости в зависимости от азимутальной ориентации гироскопа. Из зависимости, представленной на фиг.3, видно, что в известном способе азимутальная ориентация гироскопа влияет на погрешность гирокомпасирования. При этом погрешность имеет синусоидальный характер. Так как в известном способе предполагается бесплатформенная установка гироскопа на объекте, то на различных курсах объекта в этом случае будут различные погрешности гирокомпасирования, которые могут достигать существенных величин на курсовых углах 90 и 270o. Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении настоящего изобретения, является обеспечение возможности гирокомпасирования с применением гироскопических датчиков угловой скорости при наличии угловых скоростей основания и повышение точности гирокомпасирования за счет устранения зависимости погрешности гирокомпасирования от курсового угла. Технический результат достигается тем, что в известном способе определения истинного курса с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости, включающем использование гироскопа в режиме обратной связи по току датчиков момента, предварительное согласование знаков изменения напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа с направлением поворота корпуса вокруг оси собственного вращения, определение модели дрейфа гироскопа, а при гирокомпасировании определение напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа по первому и второму каналам, дополнительно предварительно устанавливают гироскоп на платформу, управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта таким образом, чтобы плоскость измерительных осей гироскопа совпадала с горизонтальной плоскостью платформы, устанавливают платформу на объект так, чтобы ось стабилизации по крену совпадала с продольной осью объекта, ось стабилизации по тангажу была направлена перпендикулярно плоскости симметрии объекта к правому борту, после этого выставляют платформу в горизонте и в азимуте так, чтобы одна горизонтальная ось платформы была направлена на север, другая на восток, поворачивают относительно платформы корпус гироскопа вокруг оси собственного вращения, проводят гирокомпасирование и определение погрешностей гирокомпасирования после поворота, определяют азимутальный угол поворота корпуса гироскопа относительно платформы, при котором погрешность гирокомпасирования минимальна, а затем при рабочем гирокомпасировании определяют азимутальный угол поворота объекта относительно платформы и вычисляют угол истинного курса объекта по следующей формуле
K = 2



K =



-arctg(b1b-12)-


1b-12)-


где b1 = -U12Kн12+

b2 = U11Kн11+



U11, U12 - напряжения с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости соответственно по первому и второму каналам,
Kн11, Kн12 - крутизна гироскопа по напряжению для первого и второго каналов,









Гироскоп работает в режиме обратной связи по токам датчиков момента и является двухканальным датчиком угловой скорости. Первый канал гироскопа содержит датчик угла 1, измеряющий поворот корпуса гироскопа относительно измерительной оси Yг1, усилитель 2, эталонное сопротивление 3, датчик момента 4, создающий момент вокруг оси Xг1. Второй канал содержит датчик угла 5, измеряющий поворот корпуса гироскопа относительно измерительной оси Xг1, усилитель 6, эталонное сопротивление 7, датчик момента 8, создающий момент вокруг оси Yг1. Напряжения U11 и U12, снимаемые с эталонных сопротивлений по первому и второму каналам, подаются в вычислитель 9. Гироскопический датчик угловой скорости установлен на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу, кинематическая схема которой показана на фиг.1. Устройство имеет трехосный подвес, состоящий из наружного и внутреннего колец. Во внутреннем кольце установлена стабилизируемая платформа. Ось вращения наружного кольца укреплена в подшипниках, жестко связанных с объектом, и ориентируется параллельно продольной оси объекта. Ось вращения внутреннего кольца укреплена в подшипниках, жестко связанных с наружным кольцом. Стабилизированная платформа имеет свободу вращения по отношению к внутреннему кольцу вокруг оси платформы. Ось вращения платформы укреплена в подшипниках, связанных с внутренним кольцом. Платформа обладает относительно объекта тремя степенями свободы, и поэтому установленный на ней датчик угловой скорости развязан от угловых движений объекта, то есть имеет полную трехосную стабилизацию. С помощью управляющих воздействий обеспечивается угловая скорость платформы относительно инерциальной системы координат. При согласовании осей платформы с осями системы Дарбу и отсутствием линейного движения объекта проекции абсолютной угловой скорости платформы на ее оси можно представить в виде







В установившемся режиме для изодромной обратной связи напряжения с эталонных сопротивлений гироскопического датчика угловой скорости можно представить в следующем виде
U11 = (-


U12 = (


где











Подставив выражение (6) в (5), можно получить выражения для определения sin


cos




sin




В практике определения курсового угла с помощью датчика угловой скорости его вычисление проводят через функцию арктангенс. Тогда аналитическое выражение для определения азимутального угла


где b1 = -U12Kн12+

b2 = U11Kн11+

При использовании функции тангенса квадрант, в котором расположен азимутальный угол

Kr1=2

Kr1=

r1=

r1=-arctg(b1b2 -1), если b1<0, b2>0. (9)
Учитывая, что угол истинного курса К объекта есть угол, отсчитываемый по часовой стрелке, между осью ОдХд, направленной на север, и проекцией продольной оси объекта сХс на горизонтальную плоскость, то есть между направлением оси О2Х2, этот угол можно представить в виде
K = 2



K =



-arctg(b1b-12)-


1b-12)-


где







где


















Kн11=Kн12=3,5











- в операции предварительной настройки устанавливают гироскопический датчик угловой скорости на платформу, управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта,
- в операции предварительной настройки находят азимутальное положение гироскопа относительно платформы, при котором погрешность гирокомпасирования минимальна,
- в операции гирокомпасирования определяется новая информация об азимутальном угле поворота объекта относительно платформы,
- определение угла истинного курса объекта производится по новой аналитической зависимости, в которой используется информация об углах, характеризующих азимутальные положения гироскопа и объекта относительно платформы. На фиг.1 показана схема для гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, установленного на управляемую в азимуте и стабилизированную в плоскости местного горизонта платформу. На фиг.2 показаны погрешности гирокомпасирования с помощью двухканального гироскопического датчика угловой скорости в зависимости от скорости рыскания, скоростей изменения углов тангажа и крена. На фиг.3 показана погрешность гирокомпасирования с помощью двухканального гироскопиченского датчика угловой скорости в зависимости от азимутальной ориентации гироскопа. Из зависимостей, представленных на фиг.2, видно, что в известном способе угловые скорости объекта, на котором установлен гироскопический датчик угловой скорости, существенно снижают точность гирокомпасирования, делая ее практически невозможной при угловых скоростях по тангажу, крену и азимуту более чем 1 град/ч. В предлагаемом способе на датчик угловой скорости угловые скорости объекта в азимуте, по тангажу и крену не действуют, так как он находится на платформе, обеспечивающей трехосную стабилизацию. Из сравнения зависимостей, представленных на фиг.3 и фиг.4, видно, что в известном способе имеется зависимость погрешности гирокомпасирования от азимутальной ориентации объекта, так как гироскоп бесплатформенным способом жестко связан с объектом. При этом имеются курсовые углы объекта, при которых возникает существенное увеличение погрешности гирокомпасирования. В предлагаемом способе определяется азимутальная ориентация гироскопа в пространстве, которая обеспечивает минимальную погрешность гирокомпасирования, которая сохраняется во время рабочего гирокомпасирования за счет применения управляемой в азимуте и стабилизированной в плоскости местного горизонта платформы. Поэтому применение предлагаемого способа позволяет проводить гирокомпасирование с повышенной точностью с применением гироскопического датчика угловой скорости в условиях угловых движений объекта, что невозможно при применении известного способа. Применение предлагаемого способа позволяет расширить область использования гирокомпасных устройств на основе гироскопического датчика угловой скорости за счет возможности определять истинный курс объекта, подверженного воздействию колебаний грунта, волнения водной поверхности, ветровых нагрузок.
Формула изобретения
K = 2



K =



-arctg(b1b-12)-


1b-12)-


где b1 = -U12Kн12+

b2 = U11Kн11+



U11, U12 - напряжения с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости соответственно по первому и второму каналам;
Кн11, Кн12 - крутизна гироскопа по напряжению для первого и второго канала;


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4