Твердосмазочная трибокомпозиция и способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих (трущихся) поверхностей с ее использованием
Использование: в машиностроении. Сущность: композиция содержит связующее и абразивоподобный компонент на основе природного гидросиликата магния, содержащего антигорит и благородный серпентин (офит) с игольчатой формой частиц при соотношении поперечника и длины 1:25-1:40 при следующем соотношении ингредиентов в абразивоподобном компоненте, мас. %: антигорит - 10-20; благородный серпентин (офит) - 80-90 и при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. %: абразивоподобный компонент 0,5-5,0; связующее - остальное. Способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих (трущихся) поверхностей заключается в том, что между трущимися поверхностями размещают твердосмазочную композицию, описанную выше. Технический результат - уменьшение поверхностного коэффициента трения, повышение износостойкости узлов трения, а также снижение энергозатрат и улучшение виброшумовых характеристик опорных узлов механизмов и машин. 2 с.п. ф-лы.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к твердосмазочным композициям для металлических узлов трения и способу формирования антифрикционного покрытия контактирующих (трущихся) поверхностей с ее использованием, и может быть применено в энергосберегающих технологиях в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.
В последние годы появился ряд технических решений (см., например, RU 2001323 C1, опубл. 15.10.1993, RU 2093719C1, опубл. 20.10.1997), согласно которым для формирования антифрикционного покрытия контактирующих (трущихся) поверхностей используют твердосмазочные композиции, содержащие диспергированные минералы, в т.ч. природные гидросиликаты магния - абразивоподобные частицы, необходимые как на этапе приработки, так и в процессе эксплуатации узлов трения. Размещение твердосмазочной композиции между трущимися поверхностями и последующая ее приработка приводит к образованию на трущихся металлических поверхностях покрытий, существенно уменьшающих коэффициент трения. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является твердосмазочная композиция для металлических узлов трения, содержащая связующее и абразивоподобный компонент на основе природного гидросиликата магния и дополнительно содержащий оксиды металлов, имеющих меньшее, чем железо, сродство к кислороду, а также магнитный твердый раствор этих оксидов со структурой шпинели и/или граната при следующем соотношении компонентов, мас. %: природный гидросиликат магния - 65-95; оксиды металлов - 0,5-10; магнитный твердый раствор - 4,5-25 (см. RU 2127299 С1, 10.03.1999). В качестве природного гидросиликата магния известная твердосмазочная композиция может содержать антигорит, серпентин, серпентинит, тальк, при массовом соотношении компонентов, %: абразивоподобный компонент - 7; связующее - 93. Использование известной твердосмазочной композиции обусловливает протекание в зоне трения топохимических реакций, обеспечивающих формирование сервовидной пленки, уменьшающей износ элементов трения. Ближайшим к заявленному способу формирования антифрикционного покрытия по технической сущности и достигаемому результату является способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих (трущихся) поверхностей, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного, формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим (RU 2160856 С1, 20.12.2000). В качестве формирующего антифрикционное покрытие вещества используют композицию природных минералов, содержащую, мас. %: Mg3Si2O5(OH)4 - 10-60, MgFe2О4 - 10-60, MoS2 - 1-20, сопутствующие редкоземельные элементы - 0,1-10, Н2О - не более 5,0. Известный способ позволяет увеличить механическую прочность антифрикционного покрытия. Однако, как показали эксперименты авторов предлагаемого изобретения, известные решения не обеспечивают формирование прочносвязанного с поверхностью трения слоя, стало быть задача повышения прочности и долговечности покрытия, ускорения приработки узлов трения и снижения начального износа деталей по-прежнему сохраняет актуальность. Для решения поставленной задачи предложена твердосмазочная композиция для металлических узлов трения, содержащая связующее и абразивоподобный компонент на основе природного гидросиликата магния, содержащего антигорит и благородный серпентин (офит) с игольчатой формой частиц при соотношении поперечника к длине, равном 1:25 - 1:40, при следующем соотношении ингредиентов абразивоподобном компоненте, мас.%: антигорит - 10-20, благородный серпентин (офит) - 80-90, и при следующем соотношении компонентов в твердосмазочной композиции, мас.%: абразивоподобный компонент - 0,5-5,0, связующее - остальное. Предложенный способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих (трущихся) поверхностей заключается в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного, формирующего антифрикционное покрытие вещества, в качестве которого используют абразивоподобный компонент на основе природного гидросиликата магния, содержащий антигорит и офит с игольчатой формой частиц при соотношении поперечника и длины, равном 1:25-1:40, при следующем соотношении ингредиентов в абразивоподобном компоненте, мас.%: антигорит - 10-20, офит - 80-90, со связующим, при следующем соотношении, мас.%: абразивоподобный компонент - 0,5-5,0, связующее - остальное. Предлагаемый способ предусматривает использование связующего на любой основе: масла моторного, индустриального топлива, минеральных масел, жидких смесей высококипящих углеводородов, синтетических масел, кремнийорганических жидкостей, эфиров фосфорной, адипицовой и других кислот, солидолов. Механохимический эффект предлагаемого способа достигается в равной мере на различных связующих благодаря качественному и количественному составу твердосмазочной композиции. Эмпирическим путем подобрана сравнительно редкая по форме роста и структуре "карандашная" разновидность благородного серпентина (офита), оптимальная с точки зрения кристаллофизики. Офит - минерал подкласса слоистых гидросиликатов магния Mg6[Si4О10] (OН)8, твердостью 2,5-3. Под действием механических нагрузок при температурах порядка 750oС его кристаллическая решетка трансформируется (с потерей воды) в оливинообразное состояние Mg2SiО4, твердостью 6,5-7. Авторам удалось с применением кристаллографического анализа установить, что в процессе трения под действием высоких нагрузок и температур в контактных зонах происходит самоактивация равновесного процесса замещения свободных внутрикристаллических связей (в моменты дегидратационных разрывов последних) атомами углерода. После осмысления сущности процесса дегидратации - карбонатизации (ДГК-процесс) удалось вплотную подойти к воссозданию искусственного ДГК-процесса и добиться его более-менее устойчивого течения в условиях, напоминающих реалии современной трибомеханики. Другими словами, удалось блокировать трибохимический процесс саморазрушения кристаллогидратной структуры офита (мягкого минерала с неявными антифрикционными свойствами) путем активации обратной (восстановительной) карбонатизации. Как следствие, вместо выделения оливина - абразива с примесью свободной воды, в процессе трения происходит синтез новой комплексной структурной разновидности стеклоуглерода с уникальными противоизносными свойствами. ДГК-устойчивость мелкодисперсной (3


Формула изобретения
1. Твердосмазочная трибокомпозиция, содержащая связующее и абразивоподобный компонент на основе природного гидросиликата магния, включающего антигорит, отличающаяся тем, что абразивоподобный компонент дополнительно содержит благородный серпентин (офит) с игольчатой формой частиц при соотношении поперечника и длины, 1: 25-1: 40, соответственно, при следующем соотношении ингредиентов в абразивоподобном компоненте, маc. %: Антигорит - 10 - 20 Благородный серпентин (офит) - 80 - 90 и при следующем соотношении компонентов в твердосмазочной композиции, маc. %: Абразивоподобный компонент - 0,5 - 5,0 Связующее - Остальное 2. Способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих (трущихся) поверхностей, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим, отличающийся тем, что в качестве формирующего антифрикционное покрытие вещества используют абразивоподобный компонент на основе природного гидросиликата магния, содержащий антигорит и благородный серпентин (офит) с игольчатой формой частиц при соотношении поперечника и длины 1: 25-1: 40 при следующем соотношении ингредиентов в абразивоподобном компоненте, маc. %:Антигорит - 10 - 20
Благородный серпентин (офит) - 80 - 90
и массовом соотношении компонентов, %:
Абразивоподобный компонент - 0,5 - 5,0
Связующее - Остальное