Опора скольжения с газовой смазкой
Изобретение относится к точному приборостроению, в частности к прецизионным гироприборам с ротором на газовой смазке, и может быть использовано в командных приборах систем управления летательных аппаратов. Опора скольжения с газовой смазкой состоит из вращающейся и невращающейся частей, рабочие поверхности которых упрочнены износостойким покрытием. Вращающаяся и невращающаяся части выполнены из композитного материала на основе алюминия с добавками кремния, а между износостойким покрытием и композитным материалом выполнен слой из нержавеющей стали 12Х18Н10Т. Технический результат - обеспечение надежности и удешевления опоры скольжения с газовой смазкой. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к точному приборостроению, в частности к прецизионным гироприборам с ротором на газовой смазке, и может быть использовано в командных приборах систем управления летательных аппаратов.
Известно [1], что для повышения долговечности опор скольжения с газовой смазкой, связанной с обеспечением работоспособности при многократных пусках-остановах (сухое трение) при эксплуатации приборов, применяются прочные конструкционные материалы частей опоры, которые должны иметь хорошие характеристики трения и износа. Однако такие твердые материалы (инструментальные стали, керамика и т.п.) не отвечают современным требованиям по размерной стабильности в условиях их реальной эксплуатации в приборе. Кроме того, они обладают повышенными массовыми характеристиками, что ограничивает их широкое применение. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому изобретению является опора скольжения [2], принятая за прототип, содержащая вращающие и невращающие части, выполненные из бериллия, рабочие поверхности которых упрочнены износостойким покрытием. Применение в гироприборостроении и, в частности, для опор скольжения таких материалов, как бериллий, позволяет хорошо решить вопросы размерной стабильности, дает выигрыш в весовых параметрах прибора и, в конечном итоге, позволяет получить необходимые точности выходных сигналов гироскопа. Однако в настоящее время широкое применение таких материалов сдерживает их высокая стоимость и токсичность обработки. Техническим результатом предлагаемого изобретения является создание опоры скольжения с газовой смазкой, обладающей высокой размерной стабильностью, малым удельным весом и производство опор не является экологически вредным, что резко удешевляет их изготовление. Технический результат достигается благодаря тому, что вращающиеся и невращающиеся части опоры с упрочненными износостойким покрытием рабочими поверхностями в соответствии с предложенным техническим решением выполнены из композитного материала на основе алюминия с добавками кремния, а между слоем износостойкого покрытия и композитным материалом выполнен слой из нержавеющей стали. Сущность изобретения поясняется чертежом. На чертеже изображена полусферическая опора скольжения с газовой смазкой. Устройство содержит вращающуюся часть (ротор) 1 и невращающуюся часть (статор) 2, выполненные из композитного материала на основе алюминия (ОСТ 1.90048-77) с добавками кремния (ТУ 48-0107-42-80), полученного методом порошковой металлургии. Композитный материал обладает хорошей вакуумплотностью, малым удельным весом (не более 2,65 г/см3), имеет коэффициент линейного расширения (12-13)
Формула изобретения
1. Опора скольжения с газовой смазкой, содержащая вращающуюся и невращающуюся части, на рабочие поверхности которых нанесено покрытие из износостойкого материала, отличающаяся тем, что вращающаяся и невращающаяся части выполнены из композитного материала на основе алюминия с добавками кремния, а между слоем износостойкого покрытия и композитным материалом выполнен промежуточный слой из стали. 2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что промежуточный слой выполнен из нержавеющей стали 12Х18Н10Т.РИСУНКИ
Рисунок 1