Метод и устройство непрерывного функционального диагностирования топливной аппаратуры высокого давления
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам и способам испытания и диагностирования топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить надежность и обеспечить непрерывное функциональное диагностирование топливной аппаратуры высокого давления в процессе эксплуатации транспортного средства. Способ непрерывного функционального диагностирования топливной аппаратуры высокого давления заключается в том, что сопоставляют попеременно регистрируемые сигналы различных линий нагнетания с учетом их фазового сдвига. Сравнение происходит в процессе функционирования топливной аппаратуры высокого давления и производится поочередно. Разность между попеременно сравниваемыми сигналами при этом является диагностируемым параметром. Допустимая разность значений сравниваемых сигналов определяется нагрузкой, скоростным и переходными режимами работы дизеля. Устройство состоит из датчиков, устанавливаемых в каждой линии нагнетания, усилителей сигнала, коммутатора, инвертирующего сумматора, блока уставок, компаратора, блока вычисления задержки сигнала, блока задержки сигнала, сигнализатора, датчиков нагрузки, начала геометрической подачи и датчика импульсов, схем определения переходного режима по нагрузке, начала геометрической подачи, вычисления частоты вращения вала топливного насоса высокого давления, двух аналого-цифровых преобразователей, двух запоминающих устройств. Коммутатор имеет два выхода, соединенных с аналого-цифровыми преобразователями, связанными с инвертирующим сумматором, а ко входам компаратора подключены инвертирующий сумматор и блок уставок. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области автоматики, а именно к контрольно-измерительным приборам и устройствам сигнализации для транспорта, и может использоваться для постоянного контроля технического состояния топливной аппаратуры высокого давления (ТАВД) дизелей транспортных машин.
ТАВД представляет собой сложную систему, параметры, конструкция и техническое состояние которой оказывают существенное влияние на протекание рабочего процесса дизеля, а следовательно, на все эксплуатационные характеристики двигателя, его надежность. Вместе с тем доля отказов ТАВД от общего числа отказов дизеля составляет до 50%. При этом наиболее частыми дефектами являются соответственно износ и заклинивание плунжера, снижение давления начала подъема иглы, ее зависание, износ деталей привода и т.д. [1, 2]. Сложность процесса диагностирования определяется периодичностью протекающих процессов, их высокой цикличностью, изменением параметров в соответствии с нагрузкой дизеля, скоростным режимом его работы, а также конструктивными особенностями каждой из линий нагнетания, фазовыми сдвигами каждой топливоподачи [1, 3]. Ограничение информационных возможностей штатных контрольно-измерительных приборов, а также периодичность углубленного диагностирования технического состояния автомобиля не позволяют своевременно обнаруживать развивающиеся отказы и неисправности. Объективная оценка технического состояния может быть получена только по результатам диагностирования ТАВД с применением специальных технических средств. Известны следующие методы функциональной диагностики ТАВД: - метод сопоставления реализации сигнала с эталонным; - метод выделения из сигнала признаков, характеризующих техническое состояние составных частей объекта [3]. Данный метод обладает высокой информативностью при достаточной точности. Недостатком данного метода является поочередное диагностирование приборов каждой линии, необходимость идентичности режима работы эталонного образца или учет значительного количества факторов, влияющих на точность математической модели, необходимость учета задержки и очередности подачи топлива секциями ТНВД, трудность регистрации стабильности цикловой подачи каждой секцией ТНВД. Эти недостатки значительно снижают эффективность процесса диагностирования, повышают трудоемкость и сложность приборов. Проверка технического состояния возможна непосредственно на дизеле, однако это требует высокой производительности и большой оперативной памяти бортового компьютера. Быстродействие даже мощных профессиональных станций при расчете процесса топливоподачи с учетом всех управляющих факторов на порядок ниже необходимой и больше продолжительности топливоподачи, что заставляет проводить диагностирование периодически или снижать точность расчетов. Метод выделения из сигнала признаков, характеризующих техническое состояние составных частей объекта, позволяет проводить непрерывное диагностирование на двигателе, однако представляет трудности процесс выделения из сигнала признаков, характеризующих техническое состояние объекта. При этом не исключена возможность ложного срабатывания схем в случае наложения нескольких сигналов и требуется наличие сложных схем анализа сигнала, различных фильтров. Недостатком также является то, что техническое состояние объекта определяется по состоянию отдельных составных частей. Настоящее изобретение направлено на обеспечение непрерывного функционального диагностирования ТАВД в процессе эксплуатации транспортного средства. Наиболее близким в части метода (способа) является способ непрерывного функционального диагностирования топливной аппаратуры (см. Клюев В.В., Пархоменко П. П. , Абрамчук В.Е. и др. Технические средства диагностирования. Справочник, Машиностроение, 1982, стр. 207-208). Наиболее близким в части устройства является устройство, реализующее данный способ и состоящее из датчиков, устанавливаемых в каждой линии нагнетания, усилителей сигнала, коммутатора, инвертирующего сумматора, блока уставок, компаратора, блока вычисления задержки сигнала, блока задержки сигнала, сигнализатора, датчиков нагрузки, начала геометрической подачи и датчика импульсов, схем определения переходного режима по нагрузке, начала геометрической подачи, вычисления частоты вращения вала топливного насоса высокого давления (см. там же, стр. 339-342). Задача в части метода (способа) достигается за счет того, что в способе непрерывного функционального диагностирования топливной аппаратуры высокого давления сопоставляют попеременно регистрируемые сигналы различных линий нагнетания с учетом их фазового сдвига, причем сравнение происходит в процессе функционирования топливной аппаратуры высокого давления и производится поочередно, разность между попеременно сравниваемыми сигналами при этом является диагностируемым параметром, допустимая разность значений сравниваемых сигналов определяется нагрузкой, скоростным, а также переходными режимами работы дизеля. Задача в части объекта изобретения устройства достигается за счет того, что устройство, реализующее данный способ и состоящее из датчиков, устанавливаемых в каждой линии нагнетания, усилителей сигнала, коммутатора, инвертирующего сумматора, блока уставок, компаратора, блока вычисления задержки сигнала, блока задержки сигнала, сигнализатора, датчиков нагрузки, начала геометрической подачи и датчика импульсов, схем определения переходного режима по нагрузке, начала геометрической подачи, вычисления частоты вращения вала топливного насоса высокого давления, снабжено двумя аналого-цифровыми преобразователями, двумя запоминающими устройствами, причем коммутатор имеет два выхода, соединенных с аналого-цифровыми преобразователями, связанными с инвертирующим сумматором, а ко входам компаратора подключены инвертирующий сумматор и блок вставок. Устройство, реализующее данный метод, периодически записывает сигнал и сравнивает его с записью сигнала предшествующего процесса топливоподачи в другой линии нагнетания с учетом фазового сдвига по углу поворота кулачкового вала ТНВД. Затем происходит сравнение с последующим сигналом, записанным вместо предыдущего. В последующем очередной сигнал записывается в память устройства вместо уже сравненного, и сравнение продолжается. Таким образом происходит сравнение записываемых в память устройства сигналов друг с другом, их несовпадение в случае превышения определенного для каждого установившегося или переходного режимов работы дизеля значения регистрируется и выдается информация водителю в виде оптического или звукового воздействия. С целью упрощения устройства без снижения достоверности диагностирования возможна регистрация части сигнала за короткий промежуток времени, например, максимального давления топливоподачи у штуцера форсунки, или давления топлива у форсунки в строго определенный момент времени по углу поворота кулачкового вала ТНВД после предполагаемого подъема иглы распылителя. Сопоставительный анализ заявленных решений и выбранных в качестве прототипов показывает, что предполагаемые решения обеспечивают непрерывное функциональное диагностирование за счет попеременной регистрации сигналов различных линий нагнетания с учетом их фазового сдвига с оценкой разности между ними. Допустимая разность значений сравниваемых сигналов определяется нагрузкой, скоростным, а также переходными режимами работы дизеля. Техническая реализация данного метода осуществляется тем, что кратковременное подключение одного из аналого-цифровых преобразователей к очередному датчику линии нагнетания с учетом фазового сдвига процесса топливоподачи по отношению к предыдущему и характерной точки замера осуществляет коммутатор по сигналам со схем определения начала геометрической подачи и вычисления частоты вращения вала ТНВД. Следующее подключение очередного датчика давления коммутатор производит к другому аналого-цифровому преобразователю. Сигналы с обоих аналого-цифровых преобразователей в промежутке между подключениями к измерительным линиям поступают в инвертирующий сумматор, после которого их разность сравнивается с допустимой. Допустимая разность определяется блоком уставок (ПЗУ) в соответствии с нагрузочным, скоростным режимами, а также скоростью перемещения регулировочного органа ТНВД. Превышение по модулю значения разности давлений смежных по очередности функционирования линий нагнетания регистрируется через блок задержки сигнала сигнализатором. Отключение сигнализатора и возвращение схемы в исходное состояние производится сигналом, который вырабатывается блоком вычисления задержки сигнала сброса с учетом скоростного режима работы дизеля и комфортности восприятия сигнала устройства. При реализации предлагаемого метода осуществляются непрерывный функциональный контроль технического состояния ТАВД, переход на обслуживание транспортных средств по техническому состоянию с повышением эффективности их использования при низкой трудоемкости диагностирования и простоты устройства. Заявляемые решения отличаются от прототипа тем, что в предлагаемом методе эталонным сигналом являются попеременно регистрируемые сигналы различных линий нагнетания с учетом их фазового сдвига. Разность между попеременно сравниваемыми сигналами при этом является диагностическим параметром. Допустимая разность значений сравниваемых сигналов определяется нагрузкой, скоростным, а также переходными режимами работы дизеля. Для устройства отличие от прототипа заключается в том, что коммутатор, управляемый схемами определения начала геометрической подачи и вычисления частоты вращения вала ТНВД, соединен с аналого-цифровыми преобразователями независимыми каналами. Коммутатор по сигналам со схем определения начала геометрической подачи и вычисления частоты вращения вала ТНВД производит кратковременное подключение одного из аналого-цифровых преобразователей к очередному датчику линии нагнетания с учетом фазового сдвига процесса топливоподачи по отношению к предыдущему сигналу и характерной точки замера. Следующее подключение очередного датчика коммутатор производит к другому аналого-цифровому преобразователю. Сигналы с обоих аналого-цифровых преобразователей между их подключениями к измерительным линиям поступают в инвертирующий сумматор, после которого их разность сравнивается с допустимой, определяемой блоком уставок (ПЗУ) в соответствии и с нагрузочным, и скоростным режимами, а также скоростью перемещения регулировочного органа ТНВД. Превышение по модулю значения разности сигналов смежных по очередности функционирования линий нагнетания регистрируется через блок задержки сигнала сигнализатором. Отключение сигнализатора и возвращение схемы в исходное состояние производится сигналом, который вырабатывается блоком вычисления задержки сигнала сброса с учетом скоростного режима работы дизеля и комфортности восприятия. Таким образом, отличия, связанные с попеременной регистрацией сигнала каждой из линий нагнетания и их сравнением между собой с оценкой степени несовпадения, позволяют сделать вывод о соответствии заявляемых решений критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемые решения, не выявлены в других решениях при изучении данной области техники и, следовательно, обеспечивают заявляемым решениям соответствие критерию "существенные отличия". На фиг.1 изображены совмещенные диаграммы давлений в линиях нагнетания и карты сигналов (для четырехцилиндрового дизеля). На фиг.1 изображены: а) совмещенные диаграммы давлений в линиях нагнетания; б) диаграмма уровня сигналов датчиков давления на оперативно-запоминающих устройствах; в) диаграмма сигналов на сравнивающем устройстве; г) диаграмма управляющих сигналов сигнализатором, где

Формула изобретения
1. Способ непрерывного функционального диагностирования топливной аппаратуры высокого давления, отличающийся тем, что сопоставляют попеременно регистрируемые сигналы различных линий нагнетания с учетом их фазового сдвига, причем сравнение происходит в процессе функционирования топливной аппаратуры высокого давления и производится поочередно, разность между попеременно сравниваемыми сигналами при этом является диагностируемым параметром, допустимая разность значений сравниваемых сигналов определяется нагрузкой, скоростным, а также переходными режимами работы дизеля. 2. Устройство, реализующее данный способ и состоящее из датчиков, устанавливаемых в каждой линии нагнетания, усилителей сигнала, коммутатора, инвертирующего сумматора, блока уставок, компаратора, блока вычисления задержки сигнала, блока задержки сигнала, сигнализатора, датчиков нагрузки, начала геометрической подачи и датчика импульсов, схем определения переходного режима по нагрузке, начала геометрической подачи, вычисления частоты вращения вала топливного насоса высокого давления, отличающееся тем, что снабжено двумя аналого-цифровыми преобразователями, двумя запоминающими устройствами, причем коммутатор имеет два выхода, соединенных с аналого-цифровыми преобразователями, связанными с инвертирующим сумматором, а ко входам компаратора подключены инвертирующий сумматор и блок уставок.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2