Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД заключается в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки. Контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний до и после демонтажа двигателя со стенда проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем его обогреве. Изобретение позволяет сократить длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего после проведения огневых контрольно-технологических испытаний.
Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при производстве кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Одним из видов испытаний, применяемых для контроля качества изготовления ЖРД, являются огневые контрольно-технологические испытания (КТИ). КТИ являются кратковременными огневыми испытаниями, которым подвергается каждый изготовленный двигатель. Задача проведения КТИ - контроль качества изготовления и сборки конкретного двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Наиболее полно поставленной задаче отвечают КТИ без последующей переборки.
Известен способ проведения контрольно-технологических огневых испытаний ЖРД, работающих на любых компонентах топлива, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки (А.Е. Жуковский, B.C. Кондрусев и др. Испытания жидкостных ракетных двигателей. Учеб. пособие для авиац. специальностей вузов. М. : Машиностроение, 1981. С. 26 - прототип).
Указанным способом проводят КТИ ЖРД, работающих на любых компонентах топлива. Применительно к кислородно-керосиновым ЖРД он обладает важной особенностью. После испытаний требуется сложная и дорогостоящая технологии обработка двигателей для удаления остатков керосина из магистралей и агрегатов двигателей. Для этих целей применяют глубокое вакуумирование внутренних полостей двигателя на дорогостоящем оборудовании, обеспечивающем вакуум до 1

10
-4 кгс/см
2. Кроме того, данный способ не обеспечивает удаление остатков в виде тяжелых фракций керосина. Эти остатки могут оказать вредное влияние на конструкционные материалы и на функционирование агрегатов после длительного хранения двигателя.
Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков известного способа контрольно-технологических испытаний.
Это достигается тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, производят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.
КТИ предлагаемым способом производят следующим образом. Из стендового бака на вход в магистраль горючего ЖРД вместо керосина подводят бензин. В виду малых отличий термодинамических характеристик бензина и керосина процессы, протекающие в двигателе при КТИ с использованием бензина в качестве горючего, позволяют контролировать функционирование агрегатов и параметры двигателя в условиях, близких к рабочим.
После испытаний производят очистку полостей двигателя от остатков бензина. В виду легкой испаряемости бензина используют относительно простую и недорогую технологию очистки двигателя.
На испытательном стенде до демонтажа двигателя производят предварительную очистку полостей двигателя от остатков бензина. Вначале остатки бензина удаляют через сливные штуцеры, расположенные в нижних частях агрегатов и магистралей двигателя. После этого производят продувку полостей двигателя газообразным азотом. Далее производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05...0,01 кгс/см
2 и продувки азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют из условия обеспечения пожаробезопасности при демонтажных работах.
После демонтажа двигателя со стенда производят окончательную очистку его внутренних полостей. Полости двигателя продувают горячим азотом с температурой 60. . .90
oС. Далее осуществляют наружный обогрев двигателя путем подачи горячего азота под специальный чехол, укрывающий двигатель. После того как температура конструкции двигателя достигнет 45...75
oС, производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05...0,01 кгс/см
2 и продувки горячим азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют по результатам проб состава внутренней среды двигателя. На этом очистку двигателя заканчивают и дальнейшую подготовку двигателя к отправке заказчику ведут по типовой для ЖРД технологии.
Предлагаемый способ контрольно-технологических огневых испытаний является эффективным методом контроля качества и стабильности изготовления кислородно-керосиновых ЖРД. Данный способ сокращает длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего. Для очистки двигателя не требуется дорогостоящее оборудование.
При проведении КТИ кислородно-керосинового ЖРД с дожиганием по предлагаемому способу подтверждена эффективность контроля качества изготовления и сборки двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Подтверждено качество и невысокая стоимость очистки внутренних полостей от остатков при использовании для КТИ бензина в качестве горючего.
Формула изобретения
Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки, отличающийся тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.