Способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний включает в себя заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха. В конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180oC, дают дополнительную наработку и дополнительные выходы на режим максимальной тяги при температуре tвx, количество которых рассчитывают исходя из защищаемых изобретением соотношений. Изобретение позволяет при минимальных временных и материальных затратах повысить достоверность результатов испытаний.
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно авиадвигателестроения.
Известен способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний, включающий заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха (Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. - М. : Машиностроение, с. 176-191).
Однако существующий способ не учитывает влияния температуры атмосферного воздуха на повреждаемость деталей ГТД, что значительно снижает достоверность полученных результатов. В связи со значительным ростом ресурсов не только двигателей гражданской, но и военной авиации испытания на заданный ресурс становятся очень длительными и проводятся при различных значениях t
H, а следовательно, при различных температурах газа (Т
г). Это в свою очередь приводит к изменению напряженного состояния деталей газогенератора двигателя в зависимости от
Н как на стационарных, так и на переменных режимах. В сезоны, когда температура ниже принятой стандартной величины +15
oС (особенно в зимний период), испытания проводятся в более легких условиях, чем при t
H = +15
oС (условия МСА).
Компенсация недостающей повреждаемости увеличением числа циклов и времени работы на стационарном режиме при существующей в период испытания температуре t
H<+15
С требует значительного увеличения газовой наработки двигателя и календарных сроков испытания. Обеспечение же в любое время года стандартной температуры на входе в двигатель (+15oС) связано с созданием специальных устройств, создающих столь низкий подогрев воздуха, что является чрезвычайно дорогостоящим. Задачей настоящего изобретения является повышение достоверности результатов испытания деталей и узлов ГТД на заданный ресурс, связанное с учетом влияния отклонений температуры атмосферного воздуха ниже стандартной величины (+15oС) на повреждаемость деталей, при минимальных временных и материальных затратах. Поставленная задача решается за счет того, что в известном способе испытаний газотурбинного двигателя (ГТД) с учетом сезона проведения испытаний, включающем заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха, в конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180o, и дают дополнительную наработку
доп ч, часов, а затем делают nдоп дополнительных выходов на режим максимальной тяги при температуре tвх исходя из следующих соотношений:
где
- запасы прочности за заданный ресурс наиболее повреждаемой детали ГТД при действующей в период испытания температуре атмосферного воздуха tH и при стандартной температуре tH = +15oС,
- напряжения в наиболее повреждаемой детали ГТД на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель tвх, С, m - постоянные материала наиболее повреждаемой детали,
C =
mдл1
P1,
дл1,
дл2 - пределы длительной прочности материала наиболее повреждаемой детали при времени до разрушения
P1 и
P2 и температуре детали (Т) на режиме максимальной тяги при tвх,
- циклическая повреждаемость детали за заданный ресурс при действующей в период испытания температуре tН и при принятой стандартной величине tH = +15oС,
- циклическая повреждаемость за один выход на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель (tвx). Температуру подогрева воздуха на входе в двигатель (tвх) целесообразно выбирать в диапазоне от 70oС до 200oС. Это связано с тем, что при tвx<70C повреждаемость становится соизмеримой с повреждаемостью при температуре +15oС, что потребует значительную по времени дополнительную наработку и большое число дополнительных выходов для компенсации недостающей повреждаемости. Следовательно, сроки испытания и материальные затраты существенно возрастут. Выбор верхней границы диапазона объясняется тем, что при эксплуатации реализуется температура воздуха на входе в двигатель не выше, чем 200oС. Поэтому превышение этой температуры свыше указанной величины не является целесообразным и может привести к дефектам деталей ГТД, несвойственным области применения. Обоснование выбора указанных соотношений вытекает из следующих соображений. Повреждаемость на стационарном режиме - есть величина, обратная запасу прочности К, т. е.
. Дополнительная наработка с подогревом воздуха на входе в двигатель должна быть такая, чтобы повреждаемость за эту наработку
в сумме с повреждаемостью за период испытания при существующей температуре атмосферного воздуха
должна быть равной повреждаемости при стандартной температуре
. Исходя из теории линейного суммирования повреждений можно записать

Запас прочности (К) есть отношение длительной прочности материала (
дл) к действующим напряжениям (
), т.е.
а величина
дл определяется из зависимости
mдл
дл = C, (см. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин. - М.: Машиностроение, 1979, с. 21), где С и m - постоянные материала. Подставив указанные зависимости в выражение (1), получим выражение дополнительной наработки для компенсации недостающей повреждаемости при испытаниях в более легких условиях при tН<+15С

Аналогично для переменных режимов. Повреждаемость за один цикл (
) - есть величина, обратная циклической долговечности (N), т.е.
Поэтому, взяв отношение разницы повреждаемостей при стандартной температуре +15oС и при температуре tH за заданный ресурс к повреждаемости за один цикл с выходом на режим максимальной тяги при подогреве воздуха tвx, получим число циклов, компенсирующих недостающую повреждаемость на переменных режимах

Величина циклической долговечности (N), необходимая для определения циклической повреждаемости (
), вычисляется по известной зависимости Мэнсона или по кривым малоцикловой усталости материала (см. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин. - М.: Машиностроение, 1979, с. 29). Аналогичных решений, имеющих сходные с отличительными признаками заявленного изобретения, не обнаружено. Пример конкретного выполнения
Были проведены испытания газотурбинного двигателя на ресурс 300 часов в зимний период при температуре атмосферного воздуха tH = -15oC. Для компенсации недостающей повреждаемости была дана дополнительная наработка (
доп) на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе tвx = 100oC и выполнены дополнительные переменные режимы (nдоп) с выходом на режим максимальной тяги при tвх = 100oС. Наиболее повреждаемой деталью испытываемого ГТД является рабочая лопатка турбины высокого давления. Запас прочности лопатки за указанный ресурс при tH = -15oС равен K-15 = 1,73, а при tH = +15oС равен K+15 = 1,71. Напряжения в лопатке на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе 100oС равны
= 17,7 кг/мм2, а температура - Т = 966oС. Длительная прочность материала лопатки при температуре Т = 966oС и времени до разрушения
P1 = 10 ч равна
дл1 = 35 кг/мм2, а при
P2 = 100 ч -
дл2 = 24 кг/мм2. Отсюда постоянные С и m равны

C = 356,1
10 = 2,6
1010. Дополнительная наработка для компенсации недостающей повреждаемости равна

Циклическая повреждаемость за ресурс 300 часов при tH = +15oС равна
+15 = 0,42
10-4, а при tH = -15oС равна
-15 = 0,74
10-6. За один цикл с выходом на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе tвx = 100oC повреждаемость равна
-15 = 0,69
10-6. Отсюда дополнительное количество переменных режимов (циклов) с выходом на режим максимальной тяги при tвx = 100oC равно

Технико-экономическая или иная эффективность
Использование предлагаемого способа позволяет при минимальных временных и материальных затратах повысить достоверность результатов испытания, связанную с учетом влияния отклонений температуры атмосферного воздуха в период испытаний ниже стандартной величины на повреждаемость деталей ГТД. Следует отметить, что подогрев воздуха на входе в двигатель осуществляется от устройств, которыми оборудованы все серийные и опытные испытательные станции, т.е. дополнительных затрат на их модернизацию не требуется.
Формула изобретения
Способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний, включающий заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха (tН), отличающийся тем, что в конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180oС, и дают дополнительную наработку
доп часов, а затем делают nдоп дополнительных выходов на режим максимальной тяги при температуре tвх, исходя из следующих соотношений:


где
- запасы прочности на заданный ресурс наиболее повреждаемой детали ГТД при действующей в период испытания температуре атмосферного воздуха tН и при стандартной температуре tН=+15oС;
- напряжения в наиболее повреждаемой детали ГТД на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель tвx;
С, m - постоянные материала наиболее повреждаемой детали;

C =
mдл1
P1,
дл1,
дл2 - пределы длительной прочности материала наиболее повреждаемой детали при времени до разрушения
P1 и
P2 и температуры детали (Т) на режиме максимальной тяги при tвx;
- циклическая повреждаемость детали за заданный ресурс при действующей в период испытания температуре tН и при принятой стандартной величине tН=+15oC;
- циклическая повреждаемость за один выход на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель (tвx).