Изобретение относится к машиностроению, в частности к динамической балансировке. В способе измерения угла
п и массы противовеса Мп ("легкого места") для несбалансированного объекта пробные грузы массами Mi и Mj с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла
с шагом 
, виброметром измеряют виброскорости Vк при каждом шаге, строят зависимость Vк от
в виде таблицы или в виде "фигуры балансировки" в полярной системе координат - V = V(
) и по полученной зависимости измеряют угол противовеса
п в точке минимума виброскорости Vмин. Вариантом способа является измерение виброскорости Vo без пробного груза, включающее два измерения виброскорости 1 и V2 с результирующим пробным грузом массой М в точках
1 и
2 и определение массы противовеса Мп и угла противовеса
п из уравнений: Vо 2=KMп 2, V1 2=K(M2+Mп 2-2MпMcos(
1-
п), V2 2=K(M2+Mп 2-2MпMcos(
2-
п). Техническим результатом является упрощение и удешевление измерений, а также повышение точности. 2 с.п.ф-лы, 3 ил., 2 табл.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для балансировки деталей машин.
Известен способ статического определения угла противовеса, заключающийся в установке вала на призмы с низким трением, и определения массы противовеса путем подбора, описанный в кн. Баранова Г.В. Курс теории механизмов и машин. - М.: Машиностроение, 1967.
Недостатком статической балансировки является низкая точность при балансировке в собственных подшипниках из-за трения в подшипниках.
Наиболее близким способом к предложенному (прототипом) является способ динамического измерения угла установки противовеса и массы противовеса, основанный на вращении объекта балансировки в собственных подшипниках и измерении величины вибрации (обычно виброскорости) в подшипниковых опорах.
Способ измерения угла и массы противовеса - "легкого места" - используется, например, в балансировочном приборе К-4102.П фирмы НПО "Ресурс", 198260, Санкт-Петербург, а/я 191.
Способ измерения угла противовеса на вращающемся объекте, например круге, заключается в следующем.
На круге в произвольной точке на расстоянии R от оси вращения устанавливают фотометку. Круг вращают, через фотометку пропускают сигнал от фотоизлучателя, принимают фотоприемником и фиксируют угол

от фотометки. Измеряют частоту вращения круга с помощью датчика оборотов. Этот сигнал используется для вычисления периода вращения. Измеряют также виброскорость V
о виброметром на подшипниковой опоре. Этот сигнал используют для вычисления фазы виброскорости.
Эти сигналы синхронизируют по сигналу с фотоизлучателя-фотоприемника и вычисляют угол противовеса
п. Затем на круге устанавливают пробный груз массой M
1, измеряют виброскорость V
1 и угол
1, и по полученным данным вычисляют массу противовеса М
п из векторного уравнения M
п = M
1V
о/(V
о-V
1).
Основные недостатки приведенного способа: Сложность измерений за счет необходимости выполнения операций измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника и операции синхронизации сигнала вибрации.
Присутствует операция подбора по контрастности фотометки и объекта. Светоотражающие металлические объекты фонируют сигнал от фотометки. Фотометки быстровращающихся объектов смещаются, слетают, происходят сбои измерений.
Существуют отказы работы датчика оборотов из-за непостоянной скорости вращения объектов, приводимых через ременные передачи с проскальзыванием. Для стабилизации частоты таких объектов приходится использовать специальные балансировочные стенды и станки.
Операции установки и согласования датчика оборотов, фотоизлучателя-фотоприемника с фотометкой часто бывают затруднены из-за сложности и насыщенности конструкции или удаленности балансируемого объекта.
Высокая стоимость приборов: датчика оборотов, фотоизлучателя-фотоприемника, синхронизатора сигналов, процессора.
Снижение точности измерения за счет погрешностей, вызванных операциями измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника и операции синхронизации сигнала вибрации.
Снижение точности происходит за счет погрешности измерения угла по датчику оборотов. Величина этой погрешности часто выше приведенной в паспорте на прибор из-за непостоянства частоты вращения объектов, приводимых во вращение через ременную передачу при проскальзываниях ремней, при переменной нагрузке двигателей.
Снижение точности определения угла фотометки из-за углового размера фотометки. Этот эффект тем существеннее, чем меньше диаметр балансируемого объекта. Например, при диаметре объекта 50 мм трудно обеспечить точность установки фотометки 10 град.
Снижение точности происходит из-за неточности измерения угла установки фотометки.
Снижение точности происходит из-за неточности измерения радиусов от оси до точки установки фотометки и от оси до точки установки противовеса.
Предлагаемый способ заключается в следующем.
1. С целью упрощения и удешевления измерений за счет исключения операций измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника и исключения операции синхронизации сигнала вибрации, исключения операции установки фотометки, с целью повышения точности за счет исключения погрешностей, вызванных этими операциями, пробные грузы массами M
i и M
j с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла
к с шагом


, виброметром измеряют виброскорости V
к при каждом шаге, строят зависимость V
к от
к в виде таблицы или в виде "фигуры балансировки" в полярной системе координат - V=V(

) и по полученной зависимости измеряют угол противовеса
п в точке минимума виброскорости V
мин.
2. Способ измерения угла
п и массы М
п противовеса по п.1 отличающийся тем, что с целью уменьшения числа измерений и упрощения операции вычисления производят измерение виброскорости V
о без пробного груза и два измерения виброскорости V
1 и V
2 с результирующим пробным грузом массой М в точках
1 и
2 и определяют массу противовеса М
п и угол противовеса
п из уравнений V
о 2=KM
п 2; V
21 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
1-
п));
V
22 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
2-
п)).
На фиг. 1 показан балансируемый круг 1 с опорными точками А, В, С и D и дисбалансом 2.
На фиг. 2 показана зависимость виброскорости V от угла

установки пробного груза массой М в попарных координатах V=V(

) - "фигура балансировки".
На фиг.3 приведены направления действия центробежных сил, вызванных массой М, установленной под углами
1 и
2 и массой дисбаланса М
д, находящейся под углом
д =
п+180 град.
На фиг. 1 приведен сплошной объект-круг 1 с неизвестной массой М
п и неизвестным углом
п противовеса. Напротив противовеса расположен дисбаланс 2 массой М
д. В круге имеются четыре опорных точки-отверстия А, В, С и D. Массы M
i и М
j могут устанавливаться в четыре пары точек: А и В, В и С, С и D, D и А. Круг разбивается точками на четыре четверти: АВ, ВС, CD и DA.
Для удобства угол между соседними опорными точками в круге выбираем 90 град и точки-отверстия под пробные грузы располагаем на одинаковом расстоянии от оси вращения.
Пусть в точки А и В помещены пробные грузы массами M
i и М
j. Отчет углов договоримся отсчитывать относительно опорной точки А.
Под воздействием центробежных сил, действующих на ось круга, создаваемых массами M
i и М
j, вектор результирующей центробежной силы и пропорциональную ей результирующую виртуальную пробную массу М находим по правилу параллелограмма, в данном случае прямоугольного

Угол

между точкой А и результирующей массой М находим из соотношения
tg

= M
j/М
i.
Пример "вращения" результирующей виртуальной пробной массы М = 10 г на угол

с шагом


= 5 град в зависимости от масс пробных грузов M
i и М
j приведен в табл.1.
Из табл.1 следует, что для "вращения" виртуальной массы М = 10 г с шагом 5 град в секторе 90 град необходимо изготовить 10 пар пробных грузов.
Пример определения угла противовеса для шкива двигателя приведен в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что минимальной виброскорости V = 6,6 мм/с соответствует угол противовеса
п, равный 11 град. Точность определения угла равна 1 град.
На фиг.2 приведена типичная зависимость виброскорости V от угла

установки пробного груза в полярных координатах (V,

) - "фигура балансировки": V=V(

).
Из "фигуры балансировки" находим угол противовеса
п при V
мин или угол дисбаланса
д при V
макс.
Нет необходимости производить множество экспериментов и полностью заполнять табл. 2 или подробно строить "фигуру балансировки". Количество измерений сокращается, если использовать свойство симметрии фигуры, можно "обойти" только часть фигуры, можно применить математические методы поиска минимума функции V=V(

) - метод вилки, метод скорейшего спуска. Эти методы позволяют существенно сократить число установок пробных грузов и число измерений виброскорости. Для поиска угла противовеса с точностью 5 град достаточно произвести 6-8 измерений. Для измерения угла противовеса с точностью 1 град необходимо произвести еще 2-3 измерения.
Точность измерения угла предлагаемым способом превосходит точность по прототипу. Она определяется точностью подбора массы пробных грузов M
i и М
j и эта точность может быть практически любой из-за высокой точности измерения массы. Кроме того, исключаются инструментальные погрешности приборов: датчика оборотов, фотоизлучателя-фотоприемника, синхронизатора сигналов.
Исключаются погрешности установки радиуса и угла фотометки, размера фотометки.
Исключаются и погрешности установки угла, так как прямое измерение угла в предложенном способе не производится, а экспериментально подбираются массы M
i и М
j, при которых достигается минимум виброскорости. Поэтому погрешности установки угла опорных точек, погрешности установки радиуса опорных точек в данном способе исключаются. Ибо измеряются не углы и не радиус, а ищется главная величина - минимальная виброскорость и соответствующее ей соотношение масс M
iп и M
jп.
Для несплошного объекта, например для трехлопастного пропеллера, угол между опорными точками равен 120 град, число опорных точек равно 3. Расчеты углов

и масс М, M
i и М
j производятся по правилу параллелограмма.
Для измерения масс противовесов M
iп и М
jп необходимо произвести измерения виброскорости при нескольких массах М и найти минимальную виброскорость V
мин (M
iп и М
jп), используя математические методы поиска минимума. Число измерений 3-4.
Пары пробных грузов устанавливаются в опорные точки с сохранением соотношения масс M
i и М
j, обеспечивающим сохранение найденного угла противовеса.
Неудобство предложенного способа измерения угла и массы противовеса заключается в большом числе измерений, обычно 10-12.
2. С целью улучшения способа по п.1 за счет уменьшения числа измерений производят измерение виброскорости V
о без пробного груза и два измерения виброскорости V
1 и V
2 с результирующим пробным грузом массой М в точках
1 и
2 и определяют массу противовеса М
п и угол противовеса
п из уравнений:
V
о 2 = KM
п 2;
V
21 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
1-
п));
V
22 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
2-
п)).
На фиг. 3 приведены направления действия центробежных сил, вызванных массой М, установленной под углами
1 и
2, и массы дисбаланса M
д, находящегося под углом
д =
п+180 град. Масса дисбаланса равна массе противовеса M
д = М
п.
Для удобства вместо центробежных сил будем раскладывать массы-векторы, полученные умножением масс на единичный радиус-вектор в направлении действия центробежных сил.
Виброскорость на подшипниковой опоре V пропорциональна массе противовеса
V
о 2 = KM
п 2,
где К - коэффициент пропорциональности виброскорости и массы противовеса.
Из фиг.3 по правилу параллелограмма получаем еще два уравнения:
V
21 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
1-
п));

Из этих уравнений находим M
п и
п.
Новизна предлагаемого способа измерения заключается:
- в упрощении и удешевлении измерений за счет исключения операций измерения и синхронизации сигнала числа оборотов, сигнала фотоизлучателя-фотоприемника, сигнала вибрации,
- исключении операции установки фотометки,
- в повышении точности измерения за счет исключения погрешностей, вызванных этими операциями,
- в уменьшении числа операций измерений до трех и упрощении операции вычисления.
Новизна способа измерения достигается за счет новых операций:
1. Пробные грузы массами M
i и М
j с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла
к с шагом


, виброметром измеряют виброскорости V
к при каждом шаге, строят зависимость V
к от
к в виде таблицы или в виде "фигуры балансировки" в полярной системе координат - V=V(

) и по полученной зависимости измеряют угол противовеса
п в точке минимума виброскорости V
мин.
2. С целью уменьшения числа измерений производят измерение виброскорости V
о без пробного груза и два измерения виброскорости V
1 и V
2 с результирующим пробным грузом массой М в точках
1 и
2 и определяют массу противовеса М
п и угол противовеса
п из уравнений
V
о 2 = KM
п 2;
V
21 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
1-
п));
V
22 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
2-
п)).
Технико-экономический эффект применения предлагаемого изобретения:
1. Простота измерений, отсутствие сложной компьютерной техники.
2. Более высокая точность установки массы и угла противовеса позволяют уменьшить виброскорость на подшипниковых опорах, снизить динамические нагрузки и увеличить ресурс машин.
3. Предлагаемый способ исключает приборы измерения фотосигналов, числа оборотов, синхронизатора сигналов и компьютер и существенно снижает затраты на их приобретение.
Для измерения угла и массы противовеса по предлагаемому способу требуются виброметр и набор пробных грузов.
Формула изобретения
1. Способ измерения угла и массы противовеса ("легкого места") для несбалансированного сплошного вращающегося объекта, например круга, или несплошного, например пропеллера, заключающийся в измерении вибрации по подшипниковой опоре, отличающийся тем, что пары пробных грузов массами M
i и M
j с результирующей массой М поочередно устанавливают в опорные точки на объекте таким образом, что результирующая масса М перемещается в плоскости балансировки до любого угла

с шагом


, виброметром измеряют виброскорости V при каждом шаге, строят зависимость V от

в виде таблицы или в виде "фигуры балансировки" в полярной системе координат - V= V(

) и по полученной зависимости измеряют угол противовеса
п в точке минимума виброскорости V
мин; затем в опорных точках поочередно устанавливают пары пробных грузов M
i и M
j с неизменным соотношением M
i и M
j, измеряют виброскорости и по полученной зависимости V= V(M
i, M
j) в точке минимума виброскорости находят массы противовесов
iп, M
jп.
2. Способ измерения угла и массы противовеса ("легкого места") для несбалансированного сплошного вращающегося объекта, например круга, или несплошного, например пропеллера, заключающийся в измерении вибрации на подшипниковой опоре, отличающийся тем, что производят измерение виброскорости V
o без пробного груза и два измерения виброскорости V
1 и V
2 с результирующим пробным грузом массой М в точках
1 и
2 и определяют массу противовеса М
п и угол противовеса
п из уравнений:
V
2 o= K М
2 п;
V
21 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
1-
п);
V
22 = K(M
2+M
2п-2M
пMcos(
2-
п),
где К - коэффициент пропорциональности виброскорости и массы противовеса.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3,
Рисунок 4,
Рисунок 5