Способ предназначен для использования в авиационной технике и позволяет определять дисбалансы несущих винтов вертолета, закрепленных на фюзеляже на различной высоте. Последовательно измеряя амплитуды колебаний фюзеляжа вертолета на режиме висения от дисбалансов несущих винтов и поочередно устанавливаемых на одном из винтов продольных и поперечных пробных дисбалансов, по математическим выражениям определяют дисбалансы каждого несущего винта. Способ позволяет определить дисбаланс каждого из двух несущих винтов. 3 ил.
Изобретение относится к области авиационной техники и касается способа определения дисбаланса несущих винтов вертолета.
Известен способ определения дисбаланса несущего винта вертолета, заключающийся в измерении величины и фазы вибраций фюзеляжа вертолета, от дисбаланса и пробного дисбаланса винта, вычисления дисбаланса винта. Для определения дисбаланса используются показания вертикальных вибродатчиков (см. патент США 3945256; 1976 г. - прототип).
При таком способе сигнал от весового дисбаланса на несущем винте формируется с помощью разности показаний вертикальных вибродатчиков, установленных с двух сторон от оси вала винта на одинаковом расстоянии от нее. Если центр масс вертолета расположен со смещением по отношению к оси вала, то сигнал от весового дисбаланса формируется с погрешностью, что снижает точность определения дисбаланса несущего винта. У вертолетов с двумя несущими винтами, расположенными на фюзеляже на различной высоте (соосная и продольная схема вертолетов), в общем случае дисбалансы могут иметь место одновременно на каждом из двух винтов. В таком случае данный способ не позволяет определить дисбаланс каждого из двух несущих винтов.
Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в определении дисбаланса несущих винтов вертолета при осуществлении технического результата - определении дисбалансов каждого из двух несущих винтов вертолета.
Существенными признаками заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов вертолета, общими с прототипом, являются измерение величины вибраций фюзеляжа вертолета от дисбаланса и пробного дисбаланса винта, вычисление дисбаланса винта.
Признаками отличными от прототипа, являются следующие.
На одном из несущих винтов, преимущественно на верхнем, при угловом положении

одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливают поочередно один продольный пробный дисбаланс

Sx в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, другой поперечный пробный дисбаланс

Sz устанавливают в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, измеряют амплитуды вибраций фюзеляжа вертолета, за измеряемые параметры принимают квадраты амплитуд угловых колебаний

фюзеляжа вертолета относительно одной оси вертолета, преимущественно продольной, и квадраты амплитуд линейных колебаний z
0 фюзеляжа в центре масс вертолета по направлению другой оси вертолета, соответственно поперечной, а дисбалансы продольные верхнего S
x в, нижнего S
x н несущих винтов и поперечные верхнего S
z в, нижнего S
z н несущих винтов вычисляют по математическим выражениям: пробные дисбалансы установлены на верхнем несущем винте вертолета

пробные дисбалансы установлены на нижнем несущем винте вертолета

Z
В,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным выше центра масс вертолета на расстоянии a; Z
Н,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа, вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным ниже центра масс вертолета на расстоянии l; b=a+l; h
В - расстояние от центра масс до верхнего несущего винта вертолета; h
Н - расстояние от центра масс до нижнего несущего винта вертолета;
с=h
B-h
Н;
s; Z
O,S; Z
B,S; Z
H,S - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от дисбалансов двух винтов (23);
x; Z
O,X; Z
B,X; Z
H,X - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса

S
X в первом положении (24);
-x; Z
O,-X; Z
B,-X; Z
H,-X - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -

S
X во втором положении с диаметрально противоположным направлением (25);
z/ Z
O,Z; Z
B,Z; Z
H,Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса

S
Z в первом положении (26);
-z; Z
O,-Z; Z
B,-Z; Z
H,-Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса -

S
Z во втором положении с диаметрально противоположным направлением (27).
Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.
Технический результат - определение дисбалансов каждого из двух несущих винтов вертолета реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из результатов решения дифференциальных уравнений движения (28), представленных математическими выражениями (20), (21): (22).
На фиг.1 представлен вид сверху на вертолет. Поперечное сечение вертолета при виде cпереди, показано на фиг.2. Вид на вертолет сбоку, слева показан на фиг.3.
На фюзеляже 1 вертолета с центром масс 2 закреплены нижний 3 и верхний 4 несущие винты. Оси вращения винтов обоз0начены позицией 5. На фиг.1, 2, 3 показан соосный вертолет, поэтому оси нижнего и верхнего винтов совпали. У продольного вертолета оси нижнего и верхнего винтов разнесены по длине фюзеляжа и не совпадают.
Для заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов, закрепленных на фюзеляже на различной высоте, их размещение по длине фюзеляжа не имеет значения. Ось 7 лопасти 6 невращающегося несущего винта расположена под углом

с продольной плоскостью симметрии 8 вертолета.
На фигурах показана система координат OХYZ, связанная с вертолетом с началом в центре масс 2. Ось OY параллельна оси 5. Продольная ось 9 вертолета находится в продольной плоскости симметрии 8 вертолета и совпадает с осью OX; поперечная ось 10 вертолета совпадает с осью OZ. Оси чувствительности вибродатчиков 11, 12 и 13 лежат в плоскости YOZ, в которой находится и центр масс 2, а ось чувствительности вибродатчика 12 проходит через центр масс 2. Амплитуды перемещений фюзеляжа по вибродатчикам 11 и 13 обозначены соответственно Z
B и Z
н, а по вибродатчику 12 - Z
o. Перемещения вертолета по оси OZ обозначены Z
t, угловые перемещения вокруг оси ОX -
t. Расстояния от центра масс 2 до нижнего 3 и верхнего 4 винтов обозначены соответственно h
Н и h
В, расстояние между винтами 3 и 4 - С. Расстояние от вибродатчика 2 до центра масс 2 обозначено а; от вибродатчика 13 до центра масс 2-l; расстояние между вибродатчиками 11 и 13 - b. Прямая 14 проходит через ось вращения винта 5, перпендикулярна ей и расположена в продольной плоскости симметрии 8 вертолета. Прямая 15 проходит через ось вращения винта 5 и перпендикулярна плоскости симметрия 8 вертолета.
Один продольный пробный дисбаланс несущего винта устанавливают на прямой 14 в первом положении 16 (

S
X) и во втором положении с диаметрально противоположным направлением 17 (-

S
X). Другой поперечный пробный дисбаланс несущего винта устанавливают на прямой 15 в первом положении 18 (

S
Z) - во втором положении с диаметрально противоположным направлением 19 (-

S
Z). При виде на вертолет спереди и сбоку прямые 14 и 15, положения пробных дисбалансов 16, 17 и 18, 19 показаны как на верхнем, так и на нижнем несущих винтах.
Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета реализуется следующим образом.
Измеряют амплитуды колебаний Z
O,S; Z
B,S; Z
H,S фюзеляжа 1 вертолета на частоте

вращения несущих винтов 3 и 4 при дисбалансах: продольных верхнего S
X B, нижнего S
X H винтов и поперечных верхнего S
Z B, нижнего S
Z H винтов по вибродатчикам 11, 12 и 13 при полете вертолета в режиме висения. Затем, прервав полет вертолета, устанавливают одну из лопастей винта в угловое положение

, закрепляют продольный пробный дисбаланс

S
X на несущем винте, преимущественно на верхнем, в первом положении 16 и измеряют амплитуды колебаний Z
O, ; Z
B,X; Z
H,X фюзеляжа с частотой

на режиме висения. Прервав полет, устанавливают ту же лопасть в угловое положение

, закрепляют продольный пробный дисбаланс -

S
X на несущем винте во втором положения 17 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний
O,-X; Z
B,-X; Z
H,-X, фюзеляжа с частотой

на режиме висения.
Прерывают полет, устанавливают ту же лопасть в угловое положение

, закрепляют поперечный пробный дисбаланс

S
Z на несущем винте в первом положении 18 и измеряют амплитуды колебаний Z
O,Z; Z
B,Z; Z
H,Z фюзеляжа с частотой

на режиме висения. Прервав полет, при угловом положении

той же лопасти закрепляют поперечный пробный дисбаланс -

S
Z на несущем винте во втором положении 19 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний
O,-Z; Z
B,-Z; Z
H,-Z, фюзеляжа с частотой

на режиме висения.
Вычисление собственно дисбаланса несущих винтов: продольных S
X B, S
X H и поперечных S
Z B, S
Z H осуществляют с помощью математических выражений (20), (21), (22).
Возможность осуществления технического решения следует из описания последовательности его реализации и следует из решения дифференциальных уравнений линейного перемещения по оси OZ и углового вокруг оси OX вертолета:

где М - масса вертолета;
j - момент инерции вертолета относительно оси OX.
Перемещения вертолета являются гармоническими с частотой вращения несущих винтов

и происходят от дисбалансов винтов S
X B, S
X H, S
Z B, S
Z H c амплитудами (23), от продольных пробных дисбалансов

S
X и -

S
X с амплитудами соответственно (24) и (25), от поперечных пробных дисбалансов с амплитудами соответственно (26) и (27). В результате решения уравнений (28) движения вертолета получаем математические выражения (20), (21), (22) для вычисления дисбалансов несущих винтов вертолета.
В результате реализации заявляемого технического решения осуществляются определение дисбалансов несущих винтов и последующее их устранение - балансировка несущих винтов вертолета.
Формула изобретения
Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, заключающийся в измерении величины вибраций фюзеляжа вертолета от дисбаланса и пробного дисбаланса винта, вычислении дисбаланса, отличающийся тем, что на одном из несущих винтов, преимущественно на верхнем, при угловом положении

одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета устанавливают поочередно один продольный пробный дисбаланс

S
x в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, другой поперечный пробный дисбаланс

S
z устанавливают в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, измеряют амплитуды вибраций фюзеляжа вертолета, за измеряемые параметры принимают квадраты амплитуд угловых колебаний фюзеляжа вертолета

относительно одной оси вертолета, преимущественно продольной, и квадраты амплитуд линейных колебаний Z
0 фюзеляжа в центре масс вертолета по направлению другой оси вертолета, соответственно поперечной, а дисбалансы продольные верхнего S
x в, нижнего S
x н несущих винтов и поперечные верхнего S
z в, нижнего S
z н несущих винтов вычисляют по математическим выражениям:
пробные дисбалансы установлены на верхнем несущем винте вертолета:

пробные дисбалансы установлены на нижнем несущем винте вертолета:

j = S, Х, - Х, Z, - Z; где
Z
В,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным выше центра масс вертолета на расстоянии a;
Z
Н,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным ниже центра масс вертолета на расстоянии l;
b = а + l;
h
В - расстояние от центра масс до верхнего несущего винта вертолета;
h
Н - расстояние от центра масс до нижнего несущего винта вертолета;
С = h
В - h
Н;
s; Z
О,S; Z
В,S; Z
Н,S - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от дисбалансов двух винтов;
x; Z
О,Х; Z
В,Х; Z
Н,Х - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса

S
Х в первом положении;
x; Z
О,-Х; Z
В,-Х; Z
Н,-Х - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -

S
Х во втором положении с диаметрально противоположным направлением;
z; Z
О,Z; Z
В,Z; Z
Н,Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса

S
Z в первом положении;
-Z; Z
О,-Z; Z
В,-Z; Z
Н,-Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса -

S
Z во втором положении с диаметрально противоположным направлением.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2,
Рисунок 3