Колесо с регулируемой длиной контакта с грунтом
Изобретение относится к колесам, используемым в транспортных средствах, с-х машинах, самолетных шасси и т.д. Колесо выполнено с регулируемой длиной контакта с грунтом и содержит эластичный обод, связанный тягами с двумя расположенными на оси ступицами, одна из которых подвижна вдоль оси, тяги расположены перекрестно по виртуальным конусным поверхностям. Эластичный обод составлен из торсионных элементов, связанных в шахматном порядке через свои торцы друг с другом. Регулирование жесткости колеса, то есть величины пятна прилегания его к грунту, осуществляется перемещением подвижной ступицы, изменяющей расстояние между вершинами виртуальных геометрических конусов, на поверхностях которых расположены тяги. Технический результат - увеличение возможной грузоподъемности колеса и надежное его использование как ведущего колеса. 3 ил.
Изобретение относится к колесам транспортных средств и может быть использовано в сельскохозяйственных машинах, авиационных шасси и т.д.
Известны колеса с эластичными ободами и с изменяющимся удельным давлением на опору. Известно колесо по патенту Российской Федерации 2064868; 6 В 60 В 3/00, 9/00, 15/00, принятое за аналог [1]. Известно также колесо по патенту США 3620278, кл. В 60 В 9/00, принятое за прототип [2]. Недостатком известных решений колес с эластичными ободами и с изменяющимся давлением на грунт является применение монолитного эластичного обода, который либо обладает недостаточной гибкостью - толстая стальная полоса, либо не имеет достаточной грузоподъемности (при изготовлении из резины, пластмассы, композитных материалов). Недостатком известного решения [1] является и то, что конусы из мягких оболочек не могут надежно передавать крутящий момент на колесо, что резко ограничивает применение колеса. При изменении величины конусности, определяющей жесткость колеса [1], материал конусов должен быть весьма мягким, иначе невозможно осуществить изменение самой геометрии конусов. Для устранения недостатков известных колес с регулируемой величиной контакта с опорой, предлагается новое техническое решение. Целью нового решения является увеличение возможной грузоподъемности колеса и надежное его использование как ведущего колеса, то есть устранение обозначенных выше принципиальных недостатков аналога. Указанная цель достигается за счет того, что опорный эластичный обод выполнен из элементов, работающих на кручение, последовательно связанных друг с другом. Эти торсионные элементы и обеспечивают большую грузоподъемность обода при значительной его гибкости. Для обеспечения передачи колесом момента обод связан со ступицами тягами, перекрестно размещенными на виртуальных конусных поверхностях. Тяги могут иметь форму плоских лент, тросов, проволок и выполняться из различных как композитных, так и пластмассовых материалов, или из металла. Колесо с регулируемой длиной контакта с грунтом поясняется чертежами, где на фиг.1 оно изображено в разрезе; на фиг.2 показан его боковой вид; на фиг.3 - выполнение эластичного обода. На фиг. 2 видно, что расположенные на виртуальных конусных поверхностях тяги 2 лежат перекрестно, что позволяет надежно использовать колесо как ведущее. При превращении конусных поверхностей в круги, проходящие по торцам гибкого обода (в=а; фиг.1), колесо обладает наименьшей жесткостью и применимо к прохождению по мягкому грунту. Расстояние "в" между вершинами виртуальных конусов может быть большим, чем "а" (фиг.1). Это соответствует жесткому грунту. При достаточно большой ширине обода "а" возможно также сделать "в" значительно меньшим "а" (внутренние конусы), что также соответствует жесткому грунту. При изменениях значения "в" и сохранении нагрузки Q на колесо изменяется просадка колеса R-C (фиг.1). На фиг.3 показан упругий обод, составленный из долек-торсионов, попарно связанных по торцам связками. В верхней части фиг.3 изображен цельный обод с прямыми дольками. Упругий обод может быть и составным, например из долек со стандартной конфигурацией, скрепленных (например, сваркой) между собой попарно в торцах. В нижней части фиг.3 показана развертка обода с косорасположенными дольками (





Формула изобретения
Колесо с регулируемой длиной контакта с грунтом, содержащее эластичный обод, связанный посредством тяг с осью через ступицы, одна из которых подвижна вдоль оси, отличающееся тем, что эластичный обод составлен из торсионных элементов, связанных в шахматном порядке через свои торцы друг с другом, а тяги расположены перекрестно по виртуальным конусным поверхностям.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3