Способ управления асинхронным двигателем с фазным ротором
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей. Технический результат заключается в получении эффекта параметрической стабилизации скорости при ограничении пульсаций момента. В способе управления асинхронным двигателем с фазным ротором и кольцами, роторными импедансами, тиристорами или симисторами, при котором момент включения тиристоров определяют путем сравнения задающих и опорных напряжений с преимущественно монотонно изменяющимися фронтами на рабочих участках и включают тиристоры или симисторы в определяемые таким образом моменты. Для каждого тиристора или симистора момент включения определяют независимо от остальных, а его отдельное опорное напряжение формируют из фактических напряжений в силовой цепи путем их суммирования и фильтрации с различными коэффициентами и постоянными времени. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
Использование: в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей. Сущность изобретения: формирование для каждого тиристора своего опорного напряжения из фактических напряжений роторной цепи путем суммирования с различными коэффициентами напряжений цепи их фильтрации, сравнение опорного напряжения с заданным и включение тиристора в момент этого сравнения обеспечивает параметрическую стабилизацию скорости ротора при ограничении пульсаций электромагнитного момента.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах переменного тока на базе асинхронного двигателя с фазным ротором преимущественно для крановых механизмов подъема и передвижения, требующих получения пониженных (ползучих) скоростей. Известен способ вертикального фазового управления путем определения углов задержек моментов включений тиристоров сравнением задающего и отдельного для каждого тиристора опорного напряжения с монотонно изменяющимся фронтом на рабочем участке (пилообразная форма). При этом каждое опорное напряжение формируют из фактических трехфазных напряжений сети в электроприводах постоянного тока и в статорных цепях асинхронных двигателей [1]. Существенным недостатком таких систем является дестабилизирующий эффект при колебаниях напряжения сети (рост напряжения сети уменьшает угол, что в гораздо больший степени увеличивает напряжение на нагрузке, чем рост амплитуды напряжения нагрузки). В настоящее время такие системы практически не применяются. Применение такого способа в роторных цепях асинхронных двигателей неизвестно. Переключение подобных преобразователей из статорных цепей в роторные требует некоторой переделки, специальной фазировки и установки задания согласно нижеописанному способу. Известны импульсно-ключевые способы определения моментов подачи управляющих импульсов на тиристоры в роторных цепях асинхронных двигателей путем сравнения задающего напряжения и одного для всех тиристоров опорного напряжения (его часто называют сигналом параметрической обратной связи по ЭДС вращения ротора), формируемого из фактических напряжений в роторной цепи путем симметричных преобразований, чаще всего путем трехфазного выпрямления мостовыми или нулевыми схемами. При этом известны варианты мостового и нулевого выпрямления напряжения на кольцах ротора [2, 3] с импульсным включением сразу всех тиристоров [2] и с импульсным включением сначала одной фазы с переходом на полное включение по мере увеличения задания, затем другой и т. д. [3]. Известен вариант с формированием опорного напряжения трехфазным выпрямлением напряжения промежутков анод-катод трех тиристоров [4]. Эти способы обеспечивают очень простую параметрическую стабилизацию скорости, вполне удовлетворительную для кранового электропривода. Однако в этих случаях возникают значительные пульсации крутящего момента двигателя и его вибрация. Кроме того, участок параметрической стабилизации на механической характеристике электропривода получается меньше, а динамические показатели несколько хуже, чем в предлагаемом способе. Здесь не рассматриваются известные импульсные способы с высокочастотной коммутацией, так как они требуют применения дорогих выключаемых тиристоров или транзисторов и не решают проблемы параметрической стабилизации скорости. Наиболее близким к изобретению и принятым за прототип является способ фазового управления тиристорами в цепи ротора асинхронного двигателя [5], при котором фактические напряжения ротора преобразуют в опорные напряжения пилообразной формы с постоянными амплитудами и длительностью, равной половине периода напряжения ротора. При фазовом управлении пульсации момента получаются минимальными. Однако при этом способе исчезает эффект параметрической стабилизации скорости аналогов [2, 3, 4], а технические исполнения получаются очень сложными. Технический результат заключается в получении эффекта параметрической стабилизации скорости при ограничении пульсаций момента. Предложенные параметрические обратные связи обеспечивают лучшие динамические показатели за счет меньших запаздываний в своих контурах не только по сравнению с классическими системами регулирования по прототипу, но и в сравнении с упомянутыми способами импульсной параметрической стабилизации по аналогам. Указанный технический результат достигается тем, что в способе управления асинхронным двигателем с фазным ротором и тиристорами или симисторами в цепи фазного ротора, при котором для тиристора или симистора каждого контура цепи фазного ротора сравнивают сформированное для тиристора или симистора каждого контура опорное напряжение с задающим и, когда опорное напряжение превышает задающее, включают тиристор или симистор каждого контура цепи фазного ротора, согласно изобретению для тиристора или симистора каждого контура цепи фазного ротора формируют разность линейных напряжений двух других контуров цепи фазного ротора, выпрямляют это напряжение, суммируют с линейным напряжением тиристора или симистора каждого контура цепи фазного ротора, изменяют форму этого напряжения так, что постоянная времени напряжения меньше, чем постоянная времени его спада и используют его в качестве опорного напряжения для тиристора или симистора каждого контура цепи фазного ротора. По одному варианту в качестве линейного напряжения используют напряжение на кольцах фазного ротора. По другому варианту в качестве линейного напряжения используют напряжение на тиристоре или симисторе. На фиг. 1 представлена схема электропривода, реализующего способ управления асинхронным двигателем с фазным ротором, на фиг.2 - схема другого варианта электропривода, на фиг. 3 - диаграммы, поясняющие работу формирователя опорного напряжения, выполненного по схеме фиг.1 при выключенных тиристорах, на фиг.4 - аппроксимированные механические характеристики, при этом характеристика 0 соответствует постоянно включенным тиристорам, на фиг.5 - 8 - экспериментальные диаграммы сигналов в схеме фиг.1, на фиг. 5 - при малом моменте без обмоток 6 других (чужих) контуров и выпрямителей на диодах 10, 11 (это соответствует "Зоне импульсного регулирования" характеристики А на фиг.4 и опорному напряжению A1 на фиг.3), на фиг. 6 - при малом моменте и полной схеме (это соответствует характеристике на фиг.4 и опорному напряжению 1 на фиг.3), на фиг. 7 - при большом моменте без других контуров и выпрямителей (это соответствует "Зоне фазового регулирования" характеристики С на фиг.4 и опорному напряжению C1 на фиг.3), на фиг.8 - при большом моменте и полной схеме (это соответствует характеристике Д на фиг.4 и опорному напряжению Д1 на фиг.3). Электропривод, реализующий способ, состоит из асинхронного двигателя с фазным ротором и кольцами 1, импедансов 2 в виде индуктивностей с массивными замкнутыми сердечниками, которые могут быть заменены резисторами, и тиристоров 3 в цепи ротора. Возможно применение симисторов. Каждый тиристор пропускает пульс тока внутри "своего" контура, например, для фаз ротора "ab" своим является тиристор VSab, другие контуры являются "чужими", хотя между ними существует энергообмен. Схема управления состоит из совмещенных в одной конструкции 4 (фиг.1, 2) 2 блоков задания, сравнения и формирования управляющих импульсов и формирователей опорных напряжений 5. Выходы блока 4 подключены к управляющим выводам тиристоров, входы - к выходам формирователей опорных напряжений. Согласно фиг. 1 входы формирователей опорных напряжений 5 в виде обмоток трансформаторов 6 подключены к кольцам ротора, а согласно фиг.2 - к промежуткам анод-катод тиристоров. На обеих фигурах блоки 4 выполнены в виде стабилитронов 7 и закорачивающих их контактов 8. Для получения нескольких установок скоростей последовательно могут быть включены несколько цепочек из стабилитронов на разные напряжения и контактов. На выходах формирователей опорных напряжений включены выпрямляющие диоды 9. На фиг. 1 в формирователе опорных напряжений 5 вторичные обмотки трех трансформаторов 6 от разных фаз ротора включены последовательно, при этом две обмотки других (чужих) контуров подключены через выпрямитель на диодах 10, 11. Выход выпрямителя зашунтирован фильтрующей емкостью 12, а выход всего формирователя - емкостью 13. Величина тока управляющего импульса ограничивается только сопротивлением меди трех обмоток трансформатора. Если ток получается большим, то необходимо введение ограничивающего резистора. На фиг. 2 в формирователе опорных напряжений 5 нет сопротивления меди трансформаторов, поэтому включен ограничивающий резистор 14. Обе схемы электропривода работают следующим образом. Когда опорное напряжение Uoп превышает задающее напряжение Uзад, ток в цепи управляющего вывода тиристора 3 резко увеличивается, и он включается. В обоих схемах величина Uзад определяется напряжением стабилизации стабилитрона 7. Предлагаемый способ формирования опорных напряжений дает целый ряд положительных эффектов, что поясняется ниже. Схемы фиг. 1, 2 работают в двух качественно разных режимах: пофазно импульсном (для краткости просто импульсном) при малых моментах на валу и фазовом при больших моментах. Соответствующие разным режимам зоны регулирования выделены на механических характеристиках электропривода фиг.4. Напряжения на кольцах ротора Uab, Ubc, Uca примерно пропорциональны скольжению
где




Nc=a


где a, b - коэффициенты трансформации. Это напряжение выпрямляется диодами 10, 11 и при а=1, b=1 показано на фиг. 3а, как диаграмма Nc. После суммирования с напряжением Uab получается новая форма опорного напряжения Uоп, показанная на фиг.3а диаграммой 2. Как видно из фигуры, при этом увеличивается зона изменения угла, при напряжении задания Uзад2 он составит значение


1. Зимин Е.Н., Кацевич В.Л., Козырев С.К. Электроприводы постоянного тока с вентильными преобразователями. М.: Энергоиздат, 1981, с.55, рис.3.8. 2. SU 1179509, 15.09.1985. 3. SU 1539952, 30.01.1990. 4. SU 860252, 30.08.1981. 5. SU 646800, 15.04.1980.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.12.2007
Извещение опубликовано: 10.12.2007 БИ: 34/2007