Способ измерения параметров электрической машины переменного тока и устройство для его осуществления
Использование. В системах автоматического управления электроприводом. Сущность. В способе измерения параметров электрической машины переменного тока измеряют токи и напряжения в обмотках машины, по которым вычисляют разные ЭДС, фильтруют их и сравнивают по фазе и амплитуде с фильтрованными ЭДС электронной модели, построенной по уравнениям машины во вращающейся системе координат. По результатам сравнения вычисляют угловую скорость и угловое положение. Вычисленное угловое положение используют в качестве углового положения вращающейся системы координат электронной модели, на выходе которой получают момент и потокосцепление. В результате обеспечивается повышение точности измерения. 2 с и 3 з.п.ф-лы. 6 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к частотнорегулируемым электроприводам, и может быть использовано для косвенного измерения параметров машины переменного тока, используемых в системе автоматического управления электроприводом, таких, как вектор потокосцепления, электромагнитный момент, скорость и угловое положение машины переменного тока.
Известен способ и устройство, его реализующее, в соответствии с которыми непосредственно измеряют потокосцепление машины переменного тока с помощью датчиков Холла, установленных в зазоре машины, а скорость и угловое положение с помощью датчиков, установленных на валу машины [1] Установка таких датчиков усложняет конструкцию электропривода и снижает его надежность. Наиболее близким к изобретению в части способа является способ, в соответствии с которым непосредственно измеряют токи и напряжения обмоток машины переменного тока и используют их для вычисления фазных ЭДС, потокосцепления и момента, а скорость и угловое положение вала машины измеряют с помощью отдельных датчиков [2] Устройство, реализующее указанный способ, содержит в частности датчики тока и напряжения обмоток электрической машины переменного тока, два преобразователя числа фаз, датчики на валу машины. Указанное известное решение характеризуется конструктивной сложностью и низкой точностью измерения потокосцепления и момента, особенно в зоне низких скоростей. Изобретение решает задачу повышения точности косвенного измерения параметров электрической машины переменного тока, таких, как вектор потокосцепления, электромагнитный момент, скорость и угловое положение с использованием при этом результатов непосредственного измерения токов и напряжений обмоток машины переменного тока. Указанная цель достигается тем, что известный способ измерения параметров значений электрической машины переменного тока, при котором непосредственно измеряют токи и напряжения обмоток машины и используют их для вычисления фазных ЭДС машины, дополняют тем, что фильтруют фазные ЭДС машины, измеренные токи обмоток машины используют для вычисления момента и составляющих вектора потокосцепления с помощью электронной модели, построенной по уравнениям магнитной цепи машины переменного тока во вращающейся системе координат, преобразуют полученные составляющие потокосцепления в фазные ЭДС модели, одновременно их фильтруя, сравнивают по фазе полученные фильтрованные фазные ЭДС машины и модели и по результатам сравнения вычисляют угловую скорость и угловое положение, причем упомянутое угловое положение используют в электронной модели машины переменного тока в качестве углового положения вращающейся системы координат, а упомянутые момент, составляющие вектора потокосцепления, угловую скорость и угловое положение используют в качестве измеренных параметров машины переменного тока. При этом обеспечивается более высокая точность измерения параметров машины переменного тока в сравнении с известным решением благодаря действию локальной следящей системы, обрабатывающей рассогласование по фазе между ЭДС машины и ЭДС модели. Дополнительное повышение точности измерения параметров машины переменного тока обеспечивается тем, что фильтрованные фазные ЭДС машины и модели сравнивают также и по амплитуде и по результатам сравнения корректируют масштабный коэффициент преобразования потокосцепления в электронной модели машины переменного тока. Устройство, реализующее предложенный способ, содержит датчики токов и напряжений обмоток машины переменного тока, два преобразователя числа фаз. В устройство введены электронная модель машины переменного тока с выходами момента и составляющих вектора потокосцепления, блок пассивных фильтров, блок сумматоров, блок фильтров, блок реальных дифференцирующих элементов, два преобразователя поворота вектора, каждый из которых выполнен с управляющим входом, блок сравнения с двумя группами входов и выходом по фазе, регулятор и интегратор, при этом входы блока пассивных фильтров подключены к выводам обмоток машины переменного тока, а выходы к входам соответствующих датчиков напряжения, выходы датчиков тока через первый преобразователь числа фаз подключены к входам первого преобразователя поворота вектора и входам блока фильтров, выходы датчиков напряжения через второй преобразователь числа фаз подключены к первой группе входов блока сумматоров, вторая группа входов которого подключена к выходам блока фильтров, выходы первого преобразователя поворота вектора подключены к входам электронной модели машины переменного тока, выходы которой с составляющими вектора потокосцепления подключены к входам второго преобразователя поворота вектора, подключенного выходами к входам блока реальных дифференцирующих элементов, выходы которого и выходы блока сумматоров подключены соответственно к первой и второй группам входов блока сравнения, выход по фазе которого через регулятор и интегратор подключен к управляющим входам преобразователей поворота вектора, при этом выходы электронной модели машины переменного тока по моменту и составляющим вектора потокосцепления образуют одноименные выходы устройства, а выходы регулятора и интегратора образуют соответственно выходы устройства по скорости и по угловому положению машины переменного тока. Предлагаемое устройство в сравнении с известным проще по конструкции, надежнее и обеспечивает более точное косвенное измерение параметров машины переменного тока. В устройство может быть введен дополнительный регулятор, электронная модель машины переменного тока снабжена дополнительным входом коррекции коэффициента преобразования потокосцепления, а блок сравнения снабжен дополнительным выходом по амплитуде, подключенным через упомянутый дополнительный регулятор к упомянутому дополнительному входу электронной модели машины переменного тока. При использовании в качестве машины переменного тока синхронной машины с электромагнитным возбуждением электронная модель машины переменного тока снабжена дополнительным входом, предназначенным для подключения к выходу датчика тока возбуждения машины. На фиг.1 представлена функциональная схема устройства, реализующего предложенный способ измерения параметров электрической машины переменного тока; на фиг. 2 пример выполнения электронной модели асинхронного двигателя; на фиг. 3 пример выполнения электронной модели неявнополюсного синхронного двигателя с электромагнитным возбуждением; на фиг.4 пример выполнения элемента сравнения по фазе и амплитуде; на фиг.5,6 векторные диаграммы для асинхронного и синхронного двигателей соответственно. Способ измерения параметров электрической машины переменного тока реализуется устройством, функциональная схема которого представлена на фиг.1. Устройство содержит датчики токов 1 и датчики напряжений 2 обмоток машины переменного тока 3, два преобразователя числа фаз 4 и 5, блок сумматоров 6, электронную модель 7 машины переменного тока с выходами момента и составляющими вектора потокосцепления, блок пассивных фильтров 8, блок фильтров 9, блок реальных дифференцирующих элементов 10, два преобразователя поворота вектора 11 и 12, каждый из которых выполнен с управляющим входом, блок сравнения по фазе и амплитуде 13 с двумя группами входов, выходом по фазе и выходом по амплитуде, два регулятора 14 и 15 и интегратор 16. Входы блока пассивных фильтров 8 предназначены для подключения к выводам обмоток машины переменного тока 3, а выходы к входам соответствующих датчиков напряжения 2. Выходы датчиков тока 1 через первый преобразователь числа фаз 4 подключены к входам первого преобразователя поворота вектора 11 и входам блока фильтров 9, выходы датчика напряжения 2 через второй преобразователь числа фаз 5 подключены к первой группе входов блока сумматоров 6, вторая группа входов которого подключена к выходам блока фильтров 9. Выходы первого преобразователя поворота вектора 11 подключены к входам электронной модели 7 машины переменного тока, выходы которой с составляющими вектора потокосцепления подключены к входам второго преобразователя поворота вектора 12, подключенного выходами к входам блока реальных дифференцирующих элементов 10, выходы которого и выходы блока сумматоров 6 подключены соответственно к первой и второй группам входов блока сравнения по фазе и амплитуде 13. Выход по фазе упомянутого блока сравнения 13 подключен к входу первого регулятора 14, а выход по амплитуде к входу второго регулятора 15. Выход первого регулятора 14 через интегратор 16 подключен к управляющим входам преобразователей поворота вектора 11 и 12. При этом выходы электронной модели 7 по моменту и составляющим вектора потокосцепления образуют одноименные выходы устройства, а выход первого регулятора 14 и выход интегратора 16 образуют соответственно выходы устройства по скорости и по угловому положению машины переменного тока. При использовании в качестве машины переменного тока 3 синхронной машины с электромагнитным возбуждением электронная модель 7 машины переменного тока снабжена дополнительным входом, предназначенным для подключения к выходу датчика тока возбуждения 17 машины. Преобразователи числа фаз 4 и 5 представляют собой стандартные узлы систем управления электропривода и выполняют тригонометрические преобразования трехфазных составляющих в двухфазные. Преобразователи поворота вектора 11 и 12 (преобразователи координат) также представляют собой стандартные узлы систем управления электроприводами и выполняют преобразования составляющих вектора из одной системы координат в другую. Управляющий вход указанных преобразователей предназначен для подачи сигнала, характеризующего взаимное угловое положение преобразуемых систем координат. На схемах и диаграммах фиг.2-6 использованы общепринятые для электрических машин и их моделей обозначения элементов, сигналов, параметров и их индексов: i,

































Сигналы
















где в зоне малых рассогласований можно считать:
-sin





Полученное на выходе рассогласование







Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6