Способ выбора привода для поворота конструкции в шарнирном узле
Изобретение предназначено для использования в механизмах поворотных частей спутника, преимущественно в тех из них, где в качестве привода используются пружины, например в шарнирах поворотной конструкции. В результате наземных испытаний шарнирных узлов (ШУ) определяют дисперсию и математическое ожидание моментов сил сопротивления ms и S. Предварительно осуществляют выборку из ряда приводов с известными характеристиками распределения моментов движущих сил mD и
D, например, из условия mD>ms. Задают надежность функционирования ШУ и определяют по формуле ряд значений k, соответствующих отобранным ранее приводам. Далее производят проверку, условием которой является повышение действительных значений моментов движущих сил приводов над действительными значениями моментов сил сопротивления повороту в ШУ не менее чем в k раз в возможных случаях позиционирования ШУ для худшего сочетания имитирующих факторов. Выбирают привод с минимальным значением k больше единицы. Реализованный таким образом способ позволяет минимизировать вес поворотной конструкции при заданной надежности функционирования ШУ.
Изобретение предназначено для использования в механизмах поворотных частей спутника, преимущественно в тех из них, где в качестве привода используются пружины, например в шарнирах поворотной конструкции.
Известно, что в механизмах поворотных конструкций часть потенциальной энергии пружин используется на преодоление трения в шарнирных узлах (ШУ), сопротивления защелок фиксаторов конечного положения поворотных звеньев и сопротивления кабелей коммутационных связей между поворотными частями конструкции, а ее избыток переходит в кинетическую энергию поворотного звена. Очевидно, что для обеспечения устойчивого движения, в данном случае поворота в ШУ, необходимо превышение движущих сил пружин над силами сопротивления в любой фазе движения, а для обеспечения надежности поворота необходимо обеспечить некоторый уровень запаса движущих сил. Необходимость запаса обусловлена разбросами физико-механических характеристик конструкционных материалов и геометрических характеристик конструкции, а также изменением их в условиях воздействия факторов космического пространства. Известно, что "все механизмы должны обеспечивать запасы момента и/или усилия по крайней мере 200% (отношение 3 к 1) относительно худшего сочетания, необходимого на орбите, включая тепловые эффекты, старение, механическую разрегулировку, погрешности изготовления, минимальную электрическую мощность и износ к концу существования" (RFP 196. Запрос на предложения по третьему поколению космического сегмента ИНМАРСАТ. Редакция от 02.10.89 г. Часть 4. Раздел 10. Механизмы, стр. 91), (прототип). В практике фирм - разработчиков механизмов спутников, данное условие реализуется способом выбора привода, заключающимся в определении при наземных испытаниях действительных значений моментов сил сопротивления повороту в ШУ для худшего сочетания факторов, имитирующих условия эксплуатации, и выборе привода из имеющегося ряда при условии превышения момента движущих сил над моментом сил сопротивления в любой фазе своего движения не менее чем в k раз, где k устанавливают исходя из технических традиций и опыта, например, в Мессершмит - Болков - Блом (Германия) k=3, а в НПО прикладной механики (Россия) k=2. Указанный способ позволяет осуществлять выбор привода с энергией, заведомо превышающей достаточный для поворота уровень, чем обеспечивается надежность механизма, однако, избыточность энергии привода приводит к необходимости увеличения прочности конструкции в момент достижения своего конечного положения, а значит и к увеличению ее веса. Технической задачей изобретения является выбор привода, обеспечивающего заданную надежность и минимальный вес поворотной конструкции. Техническая задача изобретения решается за счет того, что в известном способе выбора привода для поворота конструкции в шарнирном узле, заключающемся в определении при наземных испытаниях действительных значений моментов сил сопротивления повороту в шарнирном узле для худшего сочетания факторов, имитирующих условия эксплуатации, и выборе привода из имеющегося ряда при условии превышения момента движущих сил над моментом сил сопротивления в любой фазе своего движения не менее чем в k раз, определяют значения коэффициента k для каждого привода из имеющегося ряда из условия:







где F(D), F(S) - законы распределения моментов движущих сил и сил сопротивления;


mD, mS - математические ожидания моментов движущих сил и сил сопротивления. Параметры законов распределения (математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение) определяются в ходе наземных испытаний с имитацией критических условий эксплуатации известными методами. Очевидно, что условия эксплуатации и эксперимента не совпадают, а при испытаниях, комбинации условий эксплуатации не воспроизводимы и имитация физической модели отказа невозможна, поэтому справедливо предположить, что предельный момент сил сопротивления при эксплуатации не должен быть более величины
Smax=k

где k - неслучайный коэффициент;
S - действительное значение момента сил сопротивления. Следовательно, по правилам нахождения законов распределения функций случайного аргумента закон распределения предельного момента сил сопротивления определяется следующим образом:

Разница между действительным значением момента движущих сил и предельным моментом сил сопротивления D-Smax также будет подчиняться нормальному закону распределения с математическим ожиданием и средним квадратическим отклонениям:
mD-S max=mD-k


Вероятность, что момент движущих сил будет превышать предельный момент сил сопротивления, определяется выражением надежности

где




Отсюда следует формула для определения значений k, которая, при условии k>1, выглядит следующим образом:

Способ выбора привода для поворота конструкции в ШУ реализуется, например, следующим образом. В результате наземных испытаний ШУ определяют дисперсию и математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение моментов сил сопротивления mS и


Формула изобретения

здесь AD =

AS =

где АD, AS - коэффициенты вариации;


mD, mS - математические ожидания моментов движущих сил и сил сопротивления, определенные известным образом;
