Способ определения динамических сил
Изобретение относится к области грузоподъемных машин со стреловым оборудованием и может быть использовано при оценке прочности элементов конструкции, динамической устойчивости, эксплуатационных возможностей и безопасности в целом машин указанного класса. Способ определения динамических сил, действующих на элементы конструкции стреловых гидроманипуляторов при резком изменении скорости движения стрелы с подвешенным на ней при помощи гибкого звена грузом, основан на использовании аналитических зависимостей, связывающих предварительно определенные фактические значения массовых, геометрических, жесткостных, скоростных и других параметров элементов конструкции с уровнем определяемых нагрузок. При этом динамические силы определяют с учетом случайного характера (возможного отклонения от средних значений) входящих в указанные зависимости параметров элементов конструкции, влияющих на уровень нагрузок. Технический результат - повышение достоверности определения динамических сил. 4 ил.
Изобретение относится к области гидроманипуляторной техники и других грузоподъемных машин со стреловым оборудованием и может быть использовано при оценке прочности элементов конструкции, динамической устойчивости, эксплуатационных возможностей и безопасности в целом машин указанного класса.
Указанные оценки обычно осуществляются расчетно-аналитическим путем, либо базируются на результатах экспериментального определения динамических сил, реализуемых в конструкции стреловых гидроманипуляторов в периоды неустановившегося движения, например, при экстренном торможении опускаемого, либо перемещаемого в поперечном направлении, груза. Из технической литературы известны методы расчетного и экспериментального определения динамических сил, действующих в условиях эксплуатации на элементы конструкции стреловых гидроманипуляторов и других грузоподъемых машин (см., например, "Справочник по кранам", том 1, 2, под общей редакцией д-ра техн. наук проф. М. М. Гохберга, М., "Машиностроение", 1988 г. ББК 34.42Я2. С74, УДК 621.873/.875 (031); "Теория, конструкция и расчет строительных и дорожных машин". Под редакцией Л.А. Гобермана. М., "Машиностроение", 1979 г.; "Динамика мостовых кранов", авт. Казак С.А., М., "Машиностроение", 1968 г. ; "Динамика грузоподъемных машин", авт. Катаров М.С., Москва-Киев, "Машгиз", 1962 г. ; "Динамика грузоподъемных кранов", авт. Н.А. Лобов, М., "Машиностроение", 1987 г. и др.). При этом характерным для большинства из указанных известных методов является общий подход, при котором основные параметры элементов конструкции машин, влияющие на динамические нагрузки, при выполнении вышеупомянутых оценок берутся, как правило, в их наихудшем сочетании и по максимальным величинам. На практике это приводит к необходимости повышения прочности ряда элементов конструкции машин с существенным изменением в ряде случаев их исполнения и весового совершенства. Из числа известных аналогов изобретения ближайшим (прототипом) может служить способ определения динамических сил, действующих на элементы конструкции стреловых гидроманипуляторов при резком изменении скорости движения стрелы с подвешенным на ней при помощи гибкого звена грузом по пат. RU 2133453, G 01 L 1/00, В 66 С 23/86, за 1999 год, основанный на использовании аналитических зависимостей, связывающих параметры элементов конструкции с уровнем определяемых нагрузок. В соответствии с указанным известным способом в качестве параметров элементов конструкции гидроманипулятора используют предварительно определенные экспериментально фактические значения их массовых, геометрических, жесткостных и скоростных характеристик, а динамические силы определяют по соответствующим аналитическим зависимостям. Однако и этому известному способу присущи те же самые недостатки, обусловленные вышеупомянутыми подходами, используемыми при оценках прочности элементов конструкции, динамической устойчивости, эксплуатационных возможностей и безопасности гидроманипуляторов в целом. Так, например, в случае определения по аналитическим зависимостям динамических сил, реализуемых при экстренном торможении опускаемого груза, в качестве соответствующих исходных данных обычно принимают предельные значения грузового момента и скорости перемещения груза, а также максимально резкий характер его торможения (с "бросанием" ручки управления золотника гидрораспределителя). При аналогичном останове поворотной стойки гидроманипулятора учитывают соответственно предельную скорость вращения и максимально резкий характер ее торможения (с "бросанием" ручки управления золотника гидрораспределителя), реализуемый преимущественно на начальном участке работы внутреннего тормозного устройства, встроенного в гидроцилиндр поворота стойки. В этом случае имеют место максимальные значения соответствующих динамических сил. В реальных условиях эксплуатации гидроманипуляторов все вышеперечисленные параметры элементов конструкции могут меняться в определенных диапазонах случайным образом. Указанное обстоятельство в равной степени относится и к случаю совмещенного движения, когда происходит одновременное перемещение стрелы с грузом в двух плоскостях (вертикальной и горизонтальной), поскольку при резком торможении рабочий процесс характеризуется динамическими инерционными силами стрелы и груза, имеющими колебательный характер. Поэтому совместное действие амплитуд этих сил, принимаемое в расчетах при совмещенном движении, может быть реализовано только при определенных значениях фаз колебаний в каждой из указанных плоскостей. Очевидно реализация крайнего случая нагружения конструкции гидроманипулятора при его эксплуатации является крайне редким событием. Это объясняется тем, что такие параметры как скорость движения груза, его масса, силы со стороны гидроцилиндров при торможении груза, момент торможения при повороте стойки, фазы колебаний груза в вертикальной и горизонтальной плоскостях являются случайными величинами. Редкое событие характеризуется малой вероятностью его появления. Это соответствует избыточно большой вероятности при эксплуатации непревышения нагрузки, рассчитанной по максимальным значениям влияющих на нее параметров. Указанный вывод может быть проиллюстрирован двумя гипотетическими примерами, в которых известны законы распределения двух случайных величин х и у и зависящей от них функционально случайной величины z: 1) z=x









Оценки показывают, что при указанных допущениях вероятность непревышения максимальной величины zmax= xmах



Допущения те же, что и в предыдущем примере. Закон распределения величины z - нормальный, поэтому величина

имеет вероятность непревышения P(Z<z)




на фиг. 1 - схема, иллюстрирующая опускание груза с последующим экстренным торможением;
на фиг. 2 - схема, иллюстрирующая поворот груза в горизонтальной плоскости с последующим экстренным торможением его;
на фиг. 3 - поперечное сечение А-А стрелового гидроманипулятора с изображением механизма поворота стойки (конец работы внутреннего тормозного устройства, встроенного в гидроцилиндр указанного механизма поворота);
на фиг. 4 - фрагмент механизма поворота стойки стрелового гидроманипулятора (начало работы внутреннего тормозного устройства, встроенного в гидроцилиндр указанного механизма поворота стойки). Заявляемый способ определения динамических сил, действующих на элементы конструкции стреловых гидроманипуляторов 1 при резком изменении скорости движения стрелы 2 с подвешенным на ней при помощи гибкого звена 3 грузом 4, основан на использовании аналитических зависимостей, связывающих предварительно определенные фактические значения массовых, геометрических, жесткостных, скоростных и других параметров элементов конструкции с уровнем определяемых нагрузок. В соответствии с заявляемым способом динамические силы, реализуемые при экстренном торможении опускаемого и перемещаемого в поперечном направлении грузов (см. фиг. 1-4) определяют по следующим аналитическим зависимостям с учетом случайного характера входящих в них параметров элементов конструкции

где kд - коэффициент динамичности;
Vmax - максимальное значение скорости груза, определяемое экспериментально, м/с;
Мгр - масса груза с учетом приведенной к грузу массы стрелы, кг;
Cmax - максимальная величина динамической жесткости конца стрелы, определяемая экспериментально, [Cmax= (Мгр

kc - отношение математического ожидания динамической жесткости к ее максимальному значению;
kv - отношение математического ожидания скорости груза к ее максимальному значению;
g - ускорение земного тяготения, м/с2. Выражение (1) получено из известной формулы для коэффициента динамичности





где F - усилие на рейке 5 механизма поворота 6 стойки 7 гидроманипулятора, Н;
Fmax, Fmin - определенные экспериментально или соответствующим расчетом с использованием экспериментальных данных максимальное и минимальное значения усилия на рейке 5 при работе внутреннего тормозного устройства 8, встроенного в гидроцилиндр 9 механизма 6 поворота стойки 7 гидроманипулятора 1, Н;
p - заданная или нормативная вероятность непревышения усилия F;
l - общая длина рейки 5, м;

Формула изобретения

где kд - коэффициент динамичности;
Vmax - максимальное значение скорости груза, определяемое экспериментально, м/с;
Мгр - масса груза с учетом приведенной к грузу массы стрелы, кг;
Сmax - максимальная величина динамической жесткости конца стрелы, определяемая экспериментально [Cmax=(Мгр

kc - отношение математического ожидания динамической жесткости к ее максимальному значению;
kv - отношение математического ожидания скорости груза к ее максимальному значению;
g - ускорение земного тяготения, м/с2;
F = Fmax(1-p)



где F - ускорение на рейке 5 механизма поворота 6 стойки 7 гидроманипулятора, Н;
Fmax и Fmin - определенные экспериментально или соответствующим расчетом с использованием экспериментальных данных максимальные и минимальные значения усилия на рейке при работе внутреннего тормозного устройства, встроенного в гидроцилиндр механизма поворота стойки гидроманипулятора, Н;
р - заданная или нормативная вероятность непревышения усилия F;
l - общая длина рейки, м;

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4