Способ определения крутящего момента
Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимися валами различных объектов. С помощью разнесенных на длину измерительного участка вала датчиков частоты его вращения синхронно снимают два имеющих друг относительно друга фазовый сдвиг сигнала, которые преобразуют в два частотно-модулированных сигнала до выделения их разностной частоты биений и определяют крутящий момент по формуле: Mкр = KKв
Fб, где Fб - частота биений, Гц; K
- частотный коэффициент закручивания вала,
где Fд - девиация частоты, Гц; Кв - опорный коэффициент данного типа вала,
где G - модуль сдвига материала вала, н/м2, Jр - полярный момент инерции сечения вала, м4, L - длина измерительного участка вала, м. Технический результат: расширение технологических возможностей, повышение точности. 2 ил.
Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимися валами различных объектов.
Известен широкий спектр методов измерения крутящего момента, основанного на индуктивном, тензометрическом, магнитоупругом, фазометрическом, фотометрическом и ином комбинированном преобразовании крутящего момента в электрический сигнал (см., например, обзор Парфенова М.М. и Пчелинцевой В.Н. Современное состояние и перспективы развития преобразователей крутящего момента. М., ЦНИИТЭИ приборостроения, 1980). Общим недостатком указанных способов измерения крутящего момента является их низкая универсальность, обусловленная разнообразием конструкций и режимов работы объектов техники. Известен, в частности, фазометрический метод измерения крутящего момента, заключающийся в фотоэлектрическом формировании двух сигналов, сдвинутых по фазе на величину угла закручивания, и определении крутящего момента по величине разности фаз напряжений двух фототранзисторов, получающих световые импульсы от светодиодов через прорези растровых дисков (см. авт. св. СССР 1509640, G 01 L 3/04, 3/12, 1989). В дополнение к общему недостатку приведенных в качестве аналогов методов измерения крутящего момента: низкой универсальности, данный метод обладает зауженным диапазоном измерения крутящего момента (большой величиной малых крутящих моментов). Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является способ определения крутящего момента путем регистрации с помощью разнесенных датчиков двух периодических параметров, связанных с силовым режимом вращения вала и представляющих собой один из параметров рабочего цикла двигателя, например давление топлива у форсунки какого-либо цилиндра, и вибрацию на опоре вала двигателя, формирования на их основе сигналов, имеющих друг относительно друга фазовый сдвиг, в частности двух импульсных сигналов, и после их измерительной обработки, а именно получения с помощью измерителя временных интервалов величины фазового сдвига, вычисления величины крутящего момента (см. а.с. СССР 1583765, G 01 L 3/10, 1990). Недостатками этого способа являются сниженные надежность и точность измерения, связанные с ухудшением помехоустойчивости. Технический результат заявляемого способа - расширение области применения за счет повышения универсальности метода измерения и упрощения его эксплуатационных свойств, а также повышение надежности и точности измерения. Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения крутящего момента путем регистрации с помощью разнесенных датчиков двух периодических параметров, связанных с силовым режимом вращения вала, формирования на их основе сигналов, имеющих друг относительно друга фазовый сдвиг, и после их измерительной обработки вычисления величины крутящего момента, в качестве обоих периодических параметров используют частоту вращения вала, которую синхронно регистрируют с разнесением датчиков частоты на длину измерительного участка вала и преобразуют в два частотно-модулированных сигнала до выделения их разностной частоты биений, а крутящий момент определяют по формуле: Mкр = K







L - длина измерительного участка вала, м. Предлагаемый способ основан на вытекающем из возможностей частотно-модуляционного метода измерения выведении пропорциональности между угловыми характеристиками деформации кручения и разностной частотой биений

где




Fб=2Fд


где Fм - частота модуляции, равная частоте вращения вала,
tз - время задержки, временной сдвиг двух периодических параметров друг относительно друга,
(см. книгу Финкельштейна М.И. Основы радиолокации, М., "Радио и связь", 1983, с.113, формула 2.8.2). Из этого соотношения вытекает зависимость между угловыми характеристиками деформации кручения и разностной частотой биений. Действительно, при разностной частоте биений
Fб=2Fд


имеет место равенство:

которое после перемножения и деления правой его части на 2


где




Формула изобретения
Mкр = K




где Fб - частота биений, Гц;
K



где Fд - девиация частоты, Гц;
Кв - опорный коэффициент данного типа вала,

где G - модуль сдвига материала вала, н/м2;
Jр - полярный момент инерции сечения вала, м4;
L - длина измерительного участка вала, м.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2