Способ регулирования вектора тяги электроракетного двигателя и устройство для его реализации
Изобретение относится к плазменной технике и может быть использовано при конструировании электроракетных двигателей, в частности двигателей на основе плазменных ускорителей с замкнутым дрейфом электронов и ионных ускорителей, предназначенных для работы в космических условиях для межорбитальной транспортировки, а также выполнения задач коррекции орбиты и ориентации космических аппаратов, и может найти применение в других областях техники, например в электронике для ионной очистки, фрезеровки, получения покрытий различного функционального назначения, в вакуумной металлургии. Электроракетный двигатель содержит ускорительный канал для ионизации рабочего тела и ускорения ионов, снабженный системой подвода рабочего тела в область закрытого конца канала, в которую входят коллектор-газораспределитель (одновременно выполняющий роль анода) и специальный подвод рабочего тела. Катод расположен вне канала у его открытого конца. Дополнительно двигатель снабжен по крайней мере одним идентичным ускорительным каналом, а оси каналов расположены симметрично относительно оси двигателя, образуя с ней одинаковые углы. Таких каналов может быть два или больше, а двигатель можно назвать поликанальным. Каналы могут быть выполнены в виде независимых ускорителей. Для получения тягового усилия включают одновременно группу из k источников тяги (каналов) в количестве от 1 до m, где m2, а для получения необходимых результирующих величин модуля и направления действия вектора тяги при регулировании изменяют количество k одновременно работающих источников тяги в группах, где k
m, состав групп одновременно работающих источников тяги и длительность действия каждой группы. Технический результат: изобретение существенно расширяет возможности по эффективному регулированию вектора тяги электроракетного двигателя, который становится многорежимным при сохранении высоких качеств. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к плазменной технике и может быть использовано при конструировании ускорителей и на их основе электроракетных двигателей (ЭРД), в частности плазменных ускорителей с замкнутым дрейфом электронов и ионных ускорителей, предназначенных для работы в космических условиях для межорбитальной транспортировки, а также выполнения задач коррекции орбиты и ориентации космических аппаратов, и может найти применение в других областях техники, например в электронике для ионной очистки, фрезеровки, получения покрытий различного функционального назначения, в вакуумной металлургии для совершенствования и модификации поверхностных характеристик металлов, а также и других областях техники.
Известно устройство, представляющее собой плазменный ускоритель (двигатель) с замкнутым дрейфом электронов (или ускоритель холловского типа), который в зависимости от токопроводящих свойств материала стенок ускорительного канала может иметь две разновидности конструктивного выполнения: стационарный плазменный двигатель (СПД) - материал стенок - диэлектрик и двигатель с анодным слоем (ДАС) - материал стенок проводник (Плазменные ускорители и ионные инжекторы. М., "Наука", 1984, стр. 107-138). Ускорение ионов в таком устройстве (двигателе или ускорителе) происходит благодаря приложенному вдоль оси ускорительного канала электрического поля, при этом перпендикулярно электрическому полю прикладывают магнитное поле, величина которого такова, что в зоне ускорения электроны оказываются замагниченными, а ионы - нет. Таким образом, в разряде, осуществляющемся в скрещенных электрическом и магнитном полях, продольное движение электронов затруднено и ток переносится в основном ионами. Ускорение ионов происходит в условиях квазинейтральности плазмы. Недостатки этого устройства (и способа его работы) связаны с тем, что, во-первых, двигатель эффективно работает лишь на номинальном режиме по мощности (т.е. при номинальных значениях тока и напряжения, а следовательно, и тяги) и, во-вторых, создает тягу только в фиксированном направлении. Таким образом, двигатель является однорежимным, а поэтому отсутствует возможность изменять мощность и тягу (например, в случае возникновения проблем с источником электропитания, его деградации или в целях управления космическим аппаратом), а для поворота вектора тяги при управлении космическим аппаратом необходимо использовать дополнительный механизм поворота двигателя относительно аппарата. Поворачивающий (шарнирный) механизм тяжел, сложен и ненадежен, увеличивает вес аппарата, уменьшает полезный объем. Кроме того, невозможность изменения вектора тяги по величине и направлению затрудняет предварительную технологическую отработку и доводку двигателя на этапе его создания, не позволяет осуществлять компенсацию неточностей изготовления, а потому ужесточает требования при его изготовлении и, тем самым, увеличивает стоимость изделия. Известно устройство, представляющее собой ионный ускоритель (двигатель), который в зависимости от способа ионизации рабочего тела может иметь несколько разновидностей конструктивного выполнения (С.Д. Гришин и др. Электрические ракетные двигатели. М., "Машиностроение", 1975, стр. 60-116): ионный двигатель с объемной ионизацией, с поверхностной ионизацией и с ионизацией в ВЧ-разряде. Ускорение ионов в таком устройстве (двигателе или ускорителе) происходит также благодаря приложенному вдоль оси ускорительного канала электрического поля, однако здесь ускорение чисто электростатическое, т.е. в отсутствие квазинейтральности. Этот тип электроракетного двигателя имеет аналогичные недостатки, а именно двигатель эффективно работает лишь на номинальном режиме по мощности (следовательно, и тяги) и создает тягу только в фиксированном направлении. Таким образом, двигатель является однорежимным, а поэтому отсутствует возможность изменять мощность и тягу, а для поворота вектора тяги при управлении космическим аппаратом необходимо использовать дополнительный механизм поворота двигателя относительно аппарата. Ближайшим техническим решением является электроракетный двигатель на основе плазменного ускорителя с замкнутым дрейфом электронов, содержащий осесимметричный канал для ионизации рабочего тела и ускорения ионов, снабженный системой подвода рабочего тела в область закрытого конца канала, и по крайней мере один катод для нейтрализации истекающего ионного пучка, размещенный вне канала у его открытого конца (Патент РФ 2088802 от 09.12.1995, МКИ F 03 H 1/00, Н 05 Н 1/54). В этом устройстве поворот вектора тяги осуществляют созданием азимутальной неоднородности параметров в ускорительном канале путем совместного воздействия трех факторов - геометрического (переменное по азимуту расстояние между внутренней и внешней стенками канала), электрического (дополнительные электроды, установленные у выходного среза последовательно один за другим по азимуту) и магнитного (магнитная система содержит независимые секции, размещенные последовательно одна за другой по азимуту). Изменение величины вектора тяги (что связано с изменением потребляемой мощности и/или соотношения тока и напряжения - так можно изменять удельный импульс) осуществляют либо изменением напряжения питания двигателя, либо изменением тока разряда (путем изменения расхода рабочего тела). В первом случае ток разряда (а значит, и ток в магнитных катушках) почти не меняется, а потому магнитное поле остается постоянным. Это объясняется тем, что в этом устройстве источники магнитодвижущей силы, обеспечивающие номинальный режим работы, как правило, выполнены в виде магнитных катушек, включенных последовательно с разрядом. Независимое питание катушек возможно, однако оно усложняет двигатель, затрудняет запуск двигателя или создает опасность перехода разряда в дуговой в случае запоздалого включения катушек при запуске, а потому и чаще всего не используется. Во втором случае величина магнитного поля изменяется пропорционально разрядному току. Очевидно, что допустима и комбинация этих возможностей. Недостатками данного устройства (и реализуемого в нем способа регулирования вектора тяги) являются узкие возможности по изменению режима работы двигателя, т.е. малая регулируемость двигателя. Это касается и поворота вектора тяги, и изменения величины вектора тяги. Увеличение угла поворота вектора тяги больше чем на три градуса приводит к резкому ухудшению характеристик двигателя (возникновение колебаний, снижение кпд). При переходе на новый уровень (режим) мощности, что необходимо для изменения величины вектора тяги, магнитное поле отклоняется от оптимального значения, т.е. от значения, соответствующего новому уровню мощности (и/или новому соотношению между током и напряжением), а потому эффективность двигателя падает - снижается кпд, возрастают колебания, изменяется угол расходимости струи, может возрасти скорость эрозии стенок канала и т.д. Кроме того, схема этого двигателя такова, что оптимизация его параметров при отработке и доводке затруднена, а также невозможна простая коррекция двигателя при обнаружении неточностей производства (изготовления). Техническим результатом предлагаемого технического решения является значительное расширение возможностей по эффективному регулированию режима работы электроракетного двигателя для обеспечения необходимых характеристик вектора тяги (направления и абсолютной величины), а именно - увеличение диапазона отклонения вектора тяги при сохранении остальных параметров двигателя на прежнем уровне, а также повышение эффективности работы двигателя (увеличение кпд, снижение колебаний, оптимизация угла расходимости струи и скорости эрозии стенок канала и т.д.) в широком диапазоне мощностей (т.е. величин вектора тяги), при этом обеспечивается расширение возможностей при предварительной технологической отработке по оптимизации параметров устройства и повышению его мощности, а также компенсации неточностей изготовления двигателя. Технический результат достигается тем, что в способе регулирования вектора тяги электроракетного двигателя, в котором изменяют мощность двигателя и направление действия вектора тяги, для получения тягового усилия включают одновременно группу из k источников тяги в количестве от 1 до m, где m









Формула изобретения
1. Способ регулирования вектора тяги электроракетного двигателя, в котором изменяют мощность двигателя и направление действия вектора тяги, отличающийся тем, что для получения тягового усилия включают одновременно группу из k источников тяги в количестве от 1 до m, где m

РИСУНКИ
Рисунок 1