Роторный двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в транспортном машиностроении, электроэнергетике. Двигатель содержит роторы 3 и 4, имеющие по меньшей мере два поршня, установленные соосно в корпусе 2, приспособление соединения роторов 3 и 4, обеспечивающее однонаправленное движение роторов с поочередной их остановкой, и включает две группы, 11 и 12, зубчатых колес неправильной формы и стопорный механизм, выполненный в виде двух групп, 18 и 19, пластин. Первая группа 11 зубчатых колес и первая группа 18 пластин сопряжены с первым ротором 3. Вторые группы 12 и 19 - со вторым ротором 4. Каждая группа зубчатых колес содержит первое колесо 11А (12А), через которое осуществлено сопряжение, и выполненное по меньшей мере с одним венцом и одним выступом, с гладким профилем кромки, образованным двумя дугами, а также одно или два колеса, выполненных по меньшей мере с одним зубчатым венцом и одним гладким участком кромки, для обкатывания выступов первого колеса. Каждая группа пластин включает одну или две пластины 18В (19В) с формой неполного круга, с одной или несколькими равномерно размещенными по окружности выемками, а также одну пластину 18А (19А), через которую осуществлено сопряжение с ротором. Пластина 18А (19А) имеет участки кромки, сходные по профилю с отрезками окружности на выступающих участках профиля пластин 18В (19В). Зубчатые колеса 11А и 12А и пластины 18А и 19А связаны общей осью вращения соответственно. Пластины 18В и 19В связаны зубчатыми колесами 11В и 12В и между собой через средство соединения. Зубчатые колеса группы 11 и пластины группы 18 ориентированы в пространстве относительно друг друга с обеспечением синхронизации периода зацепления зубчатых колес с периодом отсутствия взаимодействия пластин, а периода обкатывания выступа зубчатого колеса - с периодом взаимодействия пластин. Точно также ориентированы зубчатые колеса группы 12 и пластины группы 19. Увеличивается энергетическая эффективность двигателя за счет поддержания скорости перемещения замыкающего подкамеру поршня на нулевом или близком к нулю уровне в течение почти всего такта рабочего хода и такта впуска. 7 з.п. ф-лы, 9 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частости к двигателям внутреннего сгорания, оснащенным поршневыми роторами, и может применяться в разных областях, например в транспортном машиностроении и в отрасли электроэнергетики.
Хорошо известны роторные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), имеющие рабочую камеру, в корпусе которой соосно размещены поршневые роторы. Поршни разделяют кольцевое внутреннее пространство камеры на подкамеры. В работающем двигателе объем подкамер периодически то увеличивается, то уменьшается [авт. св. СССР 1442683, F 02 B 53/00, оп. 1988 г.; авт. св. СССР 1368460, F 02 В 55/00 оп. 1988 г.; пат. РФ 2043521, F 02 B 53/00, оп. 1995 г.; пат. РФ 2106504, F 02 B 53/00, оп. 1998 г.; з-ка Франции 1529551, F 02 B 53/00, оп. 1968 г. ]. Недостатком этих двигателей является то, что они не предусматривают остановку замыкающего поршня при совершении в подкамерах такта рабочего хода или впуска рабочей смеси. Энергетические затраты на преодоление сопротивления, оказываемого движению поршня, чрезвычайно велики. В качестве прототипа выбран роторный ДВС, содержащий корпус рабочей камеры, в котором установлены первый и второй роторы. Каждый ротор имеет по меньшей мере два поршня. Поршни разделяют кольцевое внутреннее пространство рабочей камеры на подкамеры переменного объема. Двигатель также содержит приспособление соединения роторов, которое обеспечивает их однонаправленное вращение с поочередной остановкой и включает две группы зубчатых колес неправильной формы. Первая группа сопряжена с первым ротором, а вторая - со вторым ротором. Соосные зубчатые колеса, одинаковые по форме, но принадлежащие к разным группам, установлены относительно друг друга в противофазе [пат. США 5381766, F 02 B 53/00, оп. 1995 г.]. Приспособление соединения роторов обеспечивает такой порядок их однонаправленного вращения, при котором в подкамерах в течение примерно половины периодов такта рабочего хода и такта впуска скорость перемещения замыкающего поршня равна или близка к нулю. Однако в оставшуюся часть времени замыкающий поршень вынужден совершать движение вслед за опережающим его поршнем, преодолевая создаваемое давлением газов сопротивление. Недостатком двигателя является невысокий КПД: энергетическую эффективность существенно снижают затраты энергии на противодействие давлению газов. Задачей изобретения является увеличение КПД двигателя за смет поддержания скорости перемещения замыкающего подкамеру поршня в течение почт всего такта рабочего хода и такта впуска на нулевом или близком к нулю уровне. Поддержание скорости перемещения замыкающего подкамеру поршня в течение почти всего такта рабочего хода и такта впуска на нулевом или близком к нулю уровне достигается тем, что в роторном двигателе внутреннего сгорания (ДВС), содержащем корпус рабочей камеры, первый и второй роторы, имеющие по меньшей мере по два поршня и установленные в полости корпуса с образованием кольцевого пространства, разделанного на подкамеры переменного объема, а также приспособление соединения первого ротора со вторым, обеспечивающее однонаправленное вращение роторов с поочередной их остановкой и включающее две группы зубчатых колес неправильной формы, первая из которых сопряжена с первым ротором, а вторая - со вторым ротором, причем соосные зубчатые колеса, одинаковые по форме, по принадлежащие к разным группам, установлены относительно друг друга в противофазе, согласно изобретению каждая группа зубчатых колес неправильной формы состоит из первого зубчатого колеса, через которое осуществлено сопряжение с ротором и которое выполнено по меньшей мере с одним зубчатым венцом и одним выступом, имеющим гладкий профиль кромки, образованный двумя дугами, и одного или двух зубчатых колес, выполненных по меньшей мере с одним зубчатым венцом и одним гладким участком кромки, пригодным для обкатывания выступов первого зубчатого колеса, а также приспособление соединения роторов дополнительно содержит стопорный механизм в виде двух групп пластин, в каждой из которых пластины установлены в одной плоскости, при этом первая группа сопряжена с первым ротором, вторая группа - со вторым, и каждая группа включает одну или две пластины с формой неполного круга, которая характеризуется наличием одной или нескольких равномерно размещенных по окружности выемок, и одну пластину, через которую осуществлено сопряжение с ротором и которая сформирована с участками кромки, сходными по профилю с отрезками окружности на выступающих участках профиля пластин в виде неполных кругов, зубчатое колесо и пластина, через которые осуществлено сопряжение с первым ротором, имеют общую ось вращения, зубчатое колесо и пластина, через которые осуществлено сопряжение со вторым ротором, также связаны общей осью, а пластины с формой неполного круга обеих групп связаны с зубчатыми колесами, обладающими гладкими участками кромки для обкатывания, и между собой через средство соединения, кроме того, зубчатые колеса первой группы и пластины первой группы ориентированы в пространстве относительно друг друга с обеспечением синхронизации периода зацепления зубчатых колес с периодом отсутствия взаимодействия пластин, а периода обкатывания выступа зубчатого колеса с периодом взаимодействия пластин, и точно также ориентированы зубчатые колеса второй группы и пластины второй группы. Зубчатые венцы первых в группах зубчатых колес могут иметь увеличивающийся в направлении вращения этих колес радиус кривизны начальной линии, при этом зубчатые венцы каждого зубчатого колеса, предназначенного для зацепления с первым, имеют уменьшающийся в направлении вращения колеса радиус кривизны начальной линии. В двигателе, в одном из вариантов его выполнения, каждый ротор может быть выполнен с двумя диаметрально противоположными поршнями, а первые в группах зубчатые колеса, сопряженные с роторами, - с двумя зубчатыми венцами. При этом каждое зубчатое колесо, предназначенное для зацепления с первым в группе зубчатым колесом, выполнено с одним зубчатым венцом, а соответствующая ему в стопорном механизме пластина с формой неполного круга имеет одну выемку. Также возможен вариант, в котором каждый ротор выполнен с четырьмя попарно противоположными поршнями, а зубчатые колеса, сопряженные с роторами, - с четырьмя зубчатыми венцами. Каждое зубчатое колесо, предназначенное для зацепления с первым в группе зубчатым колесом, выполнено с двумя зубчатыми венцами, а соответствующая ему в стопорном механизме пластина с формой неполного круга имеет две выемки. Предпочтительно, чтобы в двигателе каждая группа зубчатых колес содержала два зубчатых колеса, предназначенных для зацепления с первым зубчатым колесом, при этом центры вращения всех трех зубчатых колес лежат на одной прямой, кроме того каждая группа пластин стопорного механизма имеет две пластины с формой неполного круга. Зубчатые венцы зубчатых колес целесообразно выполнять с уменьшением высоты зубьев на краях. Формы и взаиморасположение используемых в стопорном механизме пластин, наряду с другими конструктивными особенностями нового двигателя, определяют характер их вращения. Пластина с формой неполного круга способна вращаться постоянно, а пластина, через которую осуществлено сопряжение с ротором, только тогда, когда первая пластина обращена к ней выемкой, или тогда, когда участок взаимодействия между пластинами незначителен. В тот же период времени, когда выступающий участок профиля первой пластины, представляющий собой отрезок окружности, хотя бы частично облегается сходным с ним по форме участком второй пластины, вторая пластина не может провернуться ни в одну, ни в другую сторону. Именно в этот временной интервал поршни ротора, сопряженного с застопоренной пластиной, выполняют роль замыкающих на тактах рабочего хода и впуска. Поршни этого ротора защищены как от движения вперед, так и от движения назад, под воздействием давления газов в подкамере. Стопорный механизм обеспечивает однонаправленность движения поршней. Выполнение зубчатых колес неправильной формы в виде зубчатых колес с одним или несколькими зубчатыми венцами, перемежающимися гладкими участками кромки, позволяет на время исключать передачу движения от одного колеса к другому. При этом, примененные в зубчатых колесах формы гладких участков кромок способны периодически обеспечивать состояние относительного покоя одного из колес за счет плавного обкатывания его выступа другим колесом, а также мягкий старт, необходимый для зацепления зубчатых венцов. Стопорный механизм, в совокупности с новым видом зубчатой передачи и определенным пространственным взаиморасположением на осях вращения пластин стопорного механизма и зубчатых колес, обеспечивает такой режим движения, при котором в течение почтя всего периода вращения зубчатого колеса, сопряженного с первым ротором, колесо, сопряженное со вторым ротором, находится в состоянии относительного покоя. Незначительное перемещение второго колеса отмечается только в начале торможения первого, в самом конце рабочего хода. Таким образом, в новом двигателе, в отличие от прототипа, скорость перемещения замыкающего поршня поддерживается на нулевом или близком к нулю уровне в течение почти всего такта рабочего хода или такта впуска в подкамере. Сущность изобретения поясняется графическими материалами, на которых представлены Фиг.1. Роторный ДВС, продольный разрез. Фиг. 2. Корпус рабочей камеры в разобранном виде, с роторами, рабочими валами и центральным стержнем. Изометрическая проекция. Фиг.3. Роторный ДВС без внешнего корпуса. Изометрическая проекция. Фиг. 4. Схема, иллюстрирующая размещение в плоскости группы из трех зубчатых колес, одно из которых выполнено с двумя зубчатыми венцами и двумя выступами, а два других - с одним зубчатым венцом и одним гладким участком, пригодным для обкатывания выступов первого зубчатого колеса. Фиг. 5. Схема, иллюстрирующая размещение группы пластин стопорного механизма, примененной в двигателе вместе с группой зубчатых колес, схематично изображенной на фиг.4. Фиг. 6. Схема, иллюстрирующая размещение в плоскости группы из трех зубчатых колес, одно из которых выполнено с четырьмя зубчатыми венцами и четырьмя выступами, а два других - с двумя зубчатыми венцами и двумя гладкими участками, пригодными для обкатывания выступов первого зубчатого колеса. Фиг. 7. Схема, иллюстрирующая размещение группы пластин стопорного механизма, примененной в двигателе вместе с группой зубчатых колес, схематично изображенной на фиг.6. Фиг. 8 (А-D). Схема, иллюстрирующая положения конструктивных элементов двигателя в течение одного оборота роторов. Фиг.9. График, иллюстрирующий изменение характера движения поршней в течение одного оборота роторов. На фиг.1 показан двигатель, во внешнем корпусе которого размещен корпус 2 рабочей камеры. Корпус 2 состоит из двух одинаковых сквозных корпусных деталей, соединенных между собой болтами (не показаны). Расточка корпусных деталей выполнена таким образом, что внутренняя поверхность корпуса 2 в серединной части, там, где расположен стык, имеет форму, сходную с формой внешней половины поверхности тора, а по краям - форму цилиндрической поверхности. В полости корпуса 2 соосно установлены два ротора. Ротор 3 имеет поршни 3А и 3В, ротор 4 - поршни 4А и 4В. Роторы 3 и 4 совместно с корпусом 2 образуют кольцевое пространство рабочей камеры, разделенное поршнями 3А, 3В, 4А, 4В на четыре подкамеры. Вместо двухпоршневых роторов в двигателе могут быть использованы роторы и с большим числом равномерно разнесенных по кругу поршней. Поршни, для предотвращения циркуляции газов между подкамерами, снабжены изоляционными полукольцами. Сами роторы оснащены изоляционными кольцами. Ротор 3 насажен на полый рабочий вал 5, ротор 4 - на полый рабочий вал 6. Рабочие валы смонтированы на продольном стержне 7, жестко закрепленном на внешнем корпусе 1 двигателя. На корпусе 2 предусмотрены входное окно 8, предназначенное для подачи в рабочую камеру топливно-воздушной рабочей смеси, и выходное окно 9 для выпуска отработавших газов. Рабочая камера двигателя имеет одну свечу зажигания 10. В конструкции двигателя с восемью поршнями рабочая камера будет иметь две свечи зажигания, два входных и два выходных окна. Новое приспособление соединения роторов 3 и 4 включает две группы зубчатых колес неправильной формы: 11 и 12. Форма зубчатых колес отдельно показана на фиг. 4. Каждая группа содержит по одному зубчатому колесу, выполненному с двумя равномерно размещенными по кругу зубчатыми венцами 13, которые перемежаются выступами 14. Кромки выступов 14 имеют гладкий профиль, образованный двумя дугами. Через такие колеса, имеющие на фиг.1 и фиг.3 обозначение 11А и 12А, осуществлено сопряжение групп с роторами. Колесо 11А насажено на рабочий вал 5 и способно вращаться вместе с ним и ротором 3. Колесо 12А закреплено на рабочем валу 6 и, также, имеет способность вращаться вместе с ним и ротором 4. В каждой группе зубчатых колес неправильной формы помимо первого колеса имеется по два зубчатых колеса, способных периодически входить в зацепление с первым. В их обозначении на фиг.1 и фиг.2 есть буква "В": колеса 11В и колеса 12В. На фиг.4 и фиг.6 эти колеса обозначены буквой "В". Колеса "В", на фиг.4, имеют один зубчатый венец 15 и один гладкий, сложного профиля, участок кромки 16, пригодный для обкатывання выступов 14 первого зубчатого колеса. Для обеспечения нарастающей скорости периодического движения роторов зубчатые венцы на колесах 11А и 12А имеют увеличивающийся в направлении вращения колес радиус кривизны начальной линии. Зубчатые венцы колес 11В и 12В, при этом, выполнены с уменьшающимся в направлении вращения этих колес радиусом кривизны начальной линии. Все зубчатые венцы, для исключения заклинивания колес при входе в зацепление и выходе из него, выполнены с уменьшением высоты зубьев на краях. Возможен ряд других вариантов исполнения групп зубчатых колес. Группа может включать всего два колеса (такой вариант не показан), но с точки зрения энергетической экономичности и для более равномерного распределения механических нагрузок в двигателе целесообразнее применять трехколесные группы. На фиг.6 показано одно из конструкционных решений группы зубчатых колес, которое может быть использовано в двигателе с восемью поршнями. Первое из колес имеет четыре зубчатых венца 13 и четыре выступа 14, два других - по два зубчатых венца 15 и по два гладких, сложного профиля, участка кромки 16, пригодных для обкатывания выступов 14. Колеса 11В и 12В жестко закреплены на двух промежуточных валах 17, играющих роль средства их соединения с пластинами, имеющими форму неполного круга. На каждый из промежуточных валов 17 насажены одно зубчатое колесо 11В и одно зубчатое колесо 12В. Взаиморасположение этих колес на валу является противофазным, то есть колеса на оси относительно друг друга повернуты на угол

Формула изобретения
1. Роторный двигатель внутреннего сгорания (ДВС), содержащий корпус рабочей камеры, первый и второй роторы, имеющие по меньшей мере по два поршня и установленные в полости корпуса с образованием кольцевого пространства, разделенного на подкамеры переменного объема, а также приспособление соединения первого ротора со вторым, обеспечивающее однонаправленное вращение роторов с поочередной их остановкой и включающее две группы зубчатых колес неправильной формы, первая из которых сопряжена с первым ротором, а вторая - со вторым ротором, причем соосные зубчатые колеса, одинаковые по форме, но принадлежащие к разным группам, установлены относительно друг друга в противофазе, отличающийся тем, что каждая группа зубчатых колес неправильной формы состоит из первого зубчатого колеса, через которое осуществлено сопряжение с ротором, выполненного по меньшей мере с одним зубчатым венцом и одним выступом, имеющим гладкий профиль кромки, образованный двумя дугами, и одного или двух зубчатых колес, выполненных по меньшей мере с одним зубчатым венцом и одним гладким участком кромки, пригодным для обкатывания выступов первого зубчатого колеса, а также тем, что дополнительно приспособление соединения роторов содержит стопорный механизм в виде двух групп пластин, в каждой из которых пластины установлены в одной плоскости, при этом первая группа сопряжена с первым ротором, вторая группа - со вторым, и каждая группа включает одну или две пластины с формой неполного круга, которая характеризуется наличием одной или нескольких равномерно размещенных по окружности выемок, и одну пластину, через которую осуществлено сопряжение с ротором, сформированную с участками кромки, сходными по профилю с отрезками окружности на выступающих участках профиля пластин в виде неполных кругов, к тому же, зубчатое колесо и пластина, через которые осуществлено сопряжение с первым ротором, имеют общую ось вращения, зубчатое колесо и пластина, через которые осуществлено сопряжение со вторым ротором, также связаны общей осью, а пластины с формой неполного круга обеих групп связаны с зубчатыми колесами, обладающими гладкими участками кромки для обкатывания, и между собой через средство соединения, кроме того, зубчатые колеса первой группы и пластины первой группы ориентированы в пространстве относительно друг друга с обеспечением синхронизации периода зацепления зубчатых колес с периодом отсутствия взаимодействия пластин, а периода обкатывания выступа зубчатого колеса - с периодом взаимодействия пластин, и точно также ориентированы зубчатые колеса второй группы и пластины второй группы. 2. Роторный ДВС по п. 1, отличающийся тем, что зубчатые венцы первых в группах зубчатых колес имеют увеличивающийся в направлении вращения этих колес радиус кривизны начальной линии, а зубчатые венцы каждого зубчатого колеса, предназначенного для зацепления с первым, - уменьшающийся в направлении вращения колеса радиус кривизны начальной линии. 3. Роторный ДВС по п. 1 или 2, отличающийся тем, что каждый ротор выполнен с двумя диаметрально противоположными поршнями, а зубчатые колеса, сопряженные с роторами - с двумя зубчатыми венцами. 4. Роторный ДВС по п. 1 или 2, отличающийся тем, что каждый ротор выполнен с четырьмя попарно противоположными поршнями, а зубчатые колеса, сопряженные с роторами, - с четырьмя зубчатыми венцами. 5. Роторный ДВС по п. 3, отличающийся тем, что каждое зубчатое колесо, предназначенное для зацепления с первым в группе зубчатым колесом, выполнено с одним зубчатым венцом, а соответствующая ему в стопорном механизме пластина с формой неполного круга имеет одну выемку. 6. Роторный ДВС по п. 4, отличающийся тем, что каждое зубчатое колесо, предназначенное для зацепления с первым в группе зубчатым колесом, выполнено с двумя зубчатыми венцами, а соответствующая ему в стопорном механизме пластина с формой неполного круга имеет две выемки. 7. Роторный ДВС по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что каждая группа зубчатых колес содержит два зубчатых колеса, предназначенных для зацепления с первым зубчатым колесом, при этом центры вращения всех трех зубчатых колес лежат на одной прямой, кроме того, каждая группа пластин стопорного механизма имеет две пластины с формой неполного круга. 8. Роторный ДВС по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что зубчатые венцы зубчатых колес выполнены с уменьшением высоты зубьев на краях.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12