Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания. Задачей изобретения является снижение трудоемкости изготовления двигателя. Сущность изобретения: двигатель содержит корпус с вращающимися на валу роторами. Согласно изобретению роторы выполнены в виде параллельно закрепленных на валу дисков, в одном из которых, с большим диаметром, выполнен радиальный паз глубиной, плавно увеличивающейся от нулевого до наибольшего значения на первой половине дуги его окружности и плавно уменьшающейся от наибольшего значения до нулевого на второй половине дуги. Камера сгорания выполнена в виде соосных внешнего, среднего и внутреннего цилиндров, установленных друг в друге, причем внешний цилиндр разделен плоскостью на полуцилиндры, первый из которых жестко закреплен в корпусе, а второй, одновременно являющийся поршнем, расположен в пазу ротора с большим диаметром с возможностью перемещения относительно первого полуцилиндра до прилегания наклонного днища второго полуцилиндра к основанию паза ротора. Средний и имеющий возможность вращения внутренний цилиндры снабжены окнами для впуска в камеру сгорания рабочей смеси и перепускными окнами для выпуска горящей рабочей смеси. 5 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конструкции двигателя внутреннего сгорания роторно-поршневого типа.
Известен роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с двумя пересекающимися рабочими полостями, в которых размещены роторы с зубьями и впадинами циклоидального профиля, установленные на параллельно расположенных валах, связанных синхронизирующей передачей. В межзубчатых впадинах роторов выполнена камера сгорания, а в корпусе предусмотрены окна и каналы газообмена (см. авторское свидетельство СССР 370353 по М. кл. F 02 B 55/00). Наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности (прототипом) является роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с рабочими камерами, образованными двумя пересекающимися цилиндрическими рабочими полостями, в которых установлены взаимно сопряженные вращающиеся роторы с двумя параллельными валами, связанными синхронизирующей шестеренчатой передачей, для размещения этих взаимно сопряженных роторов - ведущего и ведомого, соответственно с зубьями и впадинами циклоидального профиля, расположенными снаружи и внутри начальных окружностей своих роторов, причем число впадин ведомого ротора больше числа зубьев ведущего ротора. Камера сгорания образована впадинами ведомого ротора. Свечи зажигания для воспламенения горючей смеси установлены в углублениях, выполненных в камере сгорания ведомого ротора или по центру зубьев ведущего ротора. В корпусе двигателя предусмотрены окна и каналы газообмена (см. патент СССР 565635, выданный иностранной фирме, по M. кл. 2 F 02 B 55/00). Существенными недостатками вышеописанных двигателей, выбранных в качестве аналога и прототипа, являются: - сложность изготовления роторов, т.к. они различны по конфигурации и числу зубьев; - форма и характер изменения объема рабочей камеры нерациональны в термодинамическом отношении, т.к. рабочие процессы в этих двигателях происходят на незначительном (не более 36o) угле поворота вала ротора, что не позволяет достичь требуемых коэффициентов полезного действия рабочих циклов. Предлагаемым изобретением решается задача снижения трудоемкости изготовления роторно-поршневого двигателя и получения рациональных в термодинамическом отношении формы и характера изменения объема рабочих камер. Для достижения названного технического результата в предлагаемом роторно-поршневом двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с рабочими камерами, образованными рабочими полостями, в которых установлены вращающиеся роторы, валом для размещения роторов, камерой сгорания, установленные в параллельных рабочих полостях роторы выполнены в виде параллельно закрепленных на валу дисков, в одном из которых, с большим диаметром, выполнен радиальный паз с глубиной, плавно увеличивающейся от нулевого до наибольшего значения на первой половине дуги окружности этого диска и плавно уменьшающейся от наибольшего значения до нулевого на второй половине дуги окружности этого диска, другой диск, с меньшим диаметром, снабжен выступом, имеющим возможность контакта с корпусом и подпружиненной заслонкой. Камера сгорания выполнена в виде соосных внешнего, среднего и внутреннего цилиндров, установленных друг в друге. Внешний цилиндр разделен плоскостью, проходящей через оси вала роторов и цилиндров, на полуцилиндры, первый из которых жестко закреплен в корпусе, а второй из которых, одновременно являющийся поршнем, расположен в пазу диска с большим диаметром с возможностью перемещения относительно первого полуцилиндра до прилегания наклонного днища второго полуцилиндра к основанию паза диска, средний и имеющий возможность вращения внутренний цилиндры снабжены окнами для впуска в камеру сгорания рабочей смеси и перепускными окнами для выпуска горящей рабочей смеси. Снижение трудоемкости изготовления роторно-поршневого двигателя обеспечивается путем выполнения роторов простой формы в виде дисков, что не требует сложного технологического оборудования и квалифицированных рабочих. При этом ротор с радиальным пазом, с большим диаметром, предназначен для совершения процессов сжатия и всасывания, а ротор с меньшим диаметром - для рабочего хода и выхлопа. Получение рациональных в термодинамическом отношении формы и характера изменения объема рабочих камер, образованных параллельными рабочими полостями, в которых установлены роторы, является следствием того, что форма рабочих камер заявляемого роторно-поршневого двигателя достаточно простая, кольцеобразная прямоугольного сечения, а рабочие процессы происходят на угле поворота вала роторов, равном 360o, что позволяет данной конструкции двигателя достичь высоких коэффициентов полезного действия рабочих циклов. Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид предлагаемого роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 - разрез по линии А-А фиг. 1 роторно-поршневого двигателя; на фиг. 3 - разрез по линии Б-Б фиг. 2; на фиг. 4 - разрез по линии В-В фиг. 1; на фиг. 5 - разрез по линии Г-Г фиг. 1. Основой предлагаемого роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания являются два ротора 1 и 2, расположенных параллельно, жестко закрепленных на одном валу 3 на фиксированном расстоянии друг от друга и вращающихся в корпусе 4 (см. фиг. 1). Ротор 1 большего диаметра выполнен в виде круглого диска, в верхней части которого имеется паз 5 прямоугольной формы, расположенный по радиусу ротора. Паз 5 имеет разную глубину, плавно изменяющуюся от "нулевой" глубины до максимальной и обратно. Так глубина паза 5 плавно увеличивается от нулевого до наибольшего значения па первой половине дуги окружности ротора 1 и плавно уменьшается от наибольшего значения до нулевого на второй половине дуги окружности ротора 1. Ротор 2 также выполнен в виде круглого диска, но меньшего диаметра, закрепленного на валу 3 параллельно ротору 1. Роторы 1 и 2 размещены в параллельных рабочих полостях, образующих рабочие камеры, причем рабочая камера ротора 1 образована поверхностями паза 5 ротора 1 и корпусом 4 двигателя, а рабочая камера ротора 2 - наружной поверхностью ротора 2 и корпусом 4 двигателя. Вал 3 с установленными на нем роторами 1 и 2 одновременно является и валом отбора мощности. Между роторами 1 и 2 в корпусе 4 двигателя параллельно валу 3 роторов 1, 2 расположена камера сгорания 6, выполненная в виде трех соосных цилиндров: внешнего 7, среднего 8 и внутреннего 9, установленных друг в друге (см. фиг. 2). Внешний цилиндр 7, имеющий наибольший диаметр и представляющий собой цилиндр с днищем, обращенным в сторону ротора 1, разделен на два полуцилиндра плоскостью, проходящей через ось вала 3 роторов 1, 2 и ось цилиндров камеры сгорания 6. Первый полуцилиндр внешнего цилиндра 7 жестко закреплен в корпусе 4 двигателя, а второй полуцилиндр 10, одновременно являющийся поршнем, плотно входит в паз 5 ротора 1 (см. фиг. 1) и имеет возможность перемещаться относительно первого неподвижного полуцилиндра внешнего цилиндра 7 до прилегания наклонного днища полуцилиндра 10 к основанию паза 5 при изменении глубины паза 5 ротора 1. Днище полуцилиндра 10 (см. фиг. 2) через кольцо 11 посредством пружины 12 прижимается к основанию паза 5 и имеет скошенность под углом
Формула изобретения
Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с рабочими камерами, образованными рабочими полостями, в которых установлены вращающиеся роторы, валом для размещения роторов, камерой сгорания, отличающийся тем, что установленные в параллельных рабочих полостях роторы выполнены в виде параллельно закрепленных на валу дисков, в одном из которых, с большим диаметром, выполнен радиальный паз глубиной, плавно увеличивающейся от нулевого до наибольшего значения на первой половине дуги окружности этого диска и плавно уменьшающейся от наибольшего значения до нулевого на второй половине дуги окружности этого диска, другой диск, с меньшим диаметром, снабжен выступом, имеющим возможность контакта с корпусом и подпружиненной заслонкой, камера сгорания выполнена в виде соосных внешнего, среднего и внутреннего цилиндров, установленных друг в друге, причем внешний цилиндр разделен плоскостью, проходящей через оси вала роторов и цилиндров, на полуцилиндры, первый из которых жестко закреплен в корпусе, а второй из которых, одновременно являющийся поршнем, расположен в пазу диска с большим диаметром с возможностью перемещения относительно первого полуцилиндра до прилегания наклонного днища второго полуцилиндра к основанию паза диска, средний и имеющий возможность вращения внутренний цилиндры снабжены окнами для впуска в камеру сгорания рабочей смеси и перепускными окнами для выпуска горящей рабочей смеси.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5