Мобильная каротажная лебедка
Изобретение относится к подъемным устройствам, в частности к мобильным измерительным лебедкам. Мобильная каротажная лебедка, установленная на шасси автомобиля, имеющего двигатель внутреннего сгорания, бортовые аккумулятор и генератор с реле-регулятором его тока возбуждения, содержит тяговый барабан кабель-троса, взаимодействующего с механизмом его укладки, снабженным отсчетным устройством и измерительным колесом, которое установлено с возможностью вращения и осевого перемещения посредством двухходового винта зубчатой передачи ведомой оси тягового барабана, соединенной через бортовой редуктор с приводным электродвигателем, укрепленным на монтажном основании и подключенным к бортовой сети автомобиля через коммутирующий блок управления и связи с блоком информации. Тяговый барабан выполнен съемным и установлен с возможностью вращения на трубчатом валу, консольно закрепленном на монтажном основании и через который проходит являющаяся осью тягового барабана ведомая ось планетарного редуктора, снабженная на незакрепленном конце шлицевым соединением с шайбой и резьбовым соединением со штурвалом ручного тормоза. Шайба обеспечивает кинематическое зацепление тягового барабана с упомянутой ведомой осью редуктора, закрепленного с обеспечением электроизоляции на оси приводного электродвигателя постоянного тока, который снабжен электромагнитным тормозом. Изобретение обеспечивает повышение производительности. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к подъемным устройствам, а именно к мобильным измерительным лебедкам для опускания в буровую скважину каротажных приборов.
Известна измерительная канатная лебедка, у которой внутри полого вала тягового барабана расположены электродвигатель и зубчатая передача. На выходном валу этой передачи посажена комплексная муфта с фрикционным диском и прижимной гайкой. Зубчатый обод одной из реборд тягового барабана находится в зацеплении с зубчатым колесом двухходового винта механизма укладки, получающего прерывистое движение от мальтийского креста и перемещающего измерительное колесо счетно-регистрирующего узла [1]. Однако эта лебедка обладает довольно сложной и нетехнологичной конструкцией, затрудняющей ее обслуживание и практическое применение на автомобиле в комплексе с компьютером и другими современными средствами измерительной техники. Наиболее близким техническим решением является самоходный каротажный подъемник, включающий планетарную передачу в трансмиссионной механической связи с двигателем внутреннего сгорания автомобиля, коробку перемены передач, тяговый барабан с кабелем, взаимодействующим с механизмом его укладки, дополнительный регулируемый электродвигатель переменного тока, укрепленный на шасси, блок управления, включающий инерционную неуравновешенную передачу, преобразователь частоты тока электродвигателя с ручным регулятором. Ведомый вал инерционной передачи кинематически связан через дифференциал с ведомым валом коробки перемены передач. Кабель тягового барабана снабжен датчиком скорости, который включает измерительное колесо, установленное с возможностью вращения посредством двухходового винта зубчатой передачи ведомой оси барабана. Датчик взаимодействует через блок обработки информации с преобразователем частоты [2]. Недостаток этого устройства заключается в том, что спуск кабеля с прибором в исследуемую скважину осуществляется двигателем внутреннего сгорания, а подъем - электродвигателем переменного тока, который нуждается в постороннем источнике энергии, что затрудняет проведение автономных каротажных работ в полевых условиях и усложняет управление подъемником, у которого работа в аварийно-ручном режиме вообще не предусмотрена. Технической задачей изобретения является упрощение конструкции и условий эксплуатации каротажной лебедки, обеспечение возможности эксплуатации в полевых условиях, т.е. в автономном режиме при одновременном повышении производительности каротажных работ. Для решения поставленной технической задачи предлагается мобильная каротажная лебедка, установленная на шасси автомобиля, имеющего двигатель внутреннего сгорания, бортовые аккумулятор и генератор с реле-регулятором его тока возбуждения, и содержащая тяговый барабан кабель-троса, взаимодействующего с механизмом его укладки, снабженным отсчетным устройством и измерительным колесом, которое установлено с возможностью вращения и осевого перемещения посредством двухходового винта зубчатой передачи ведомой оси тягового барабана, соединенной через редуктор с приводным электродвигателем, укрепленным на монтажном основании и подключенным к бортовой сети автомобиля через коммутирующий блок управления и связи с блоком обработки информации. В отличие от известной заявляемая лебедка содержит съемный тяговый барабан, который установлен с возможностью вращения на трубчатом валу, консольно закрепленном на монтажном основании, через который проходит ведомая ось планетарного редуктора, являющаяся ведомой осью тягового барабана, снабженная на незакрепленном конце шлицевым соединением с шайбой и резьбовым соединением со штурвалом ручного тормоза, обеспечивающего через шайбу кинематическое сцепление тягового барабана с ведомой осью редуктора, закрепленного с обеспечением электроизоляции на оси приводного электродвигателя постоянного тока, который снабжен электромагнитным тормозом и размыкателем цепи "масса" корпуса автомобиля - первая щетка ротора электродвигателя" (далее - размыкатель "массы"), подключенного второй щеткой через коммутирующий блок управления к положительному выводу бортового генератора, имеющего нормально разомкнутое соединение с аккумулятором и входом реле-регулятора, при этом размыкатель "массы" механически связан с исполнительным рычагом программируемого отсчетного устройства, вал которого закреплен соосно измерительному колесу и снабжен многополюсным постоянным магнитом, взаимодействующим с герконовым датчиком оборотов измерительного колеса, подключенным к дискретному входу блока обработки информации, к аналоговому входу которого подключены щетки токосъемника, расположенные на внутренней реборде барабана и соединенные с проводящими жилами кабель-троса. Коммутирующий блок управления лебедки, включающий двухгалетный трехпозиционный переключатель режимов, связан с бортсетью автомобиля и блоком обработки информации через соединительный разъем, при этом клеммы ПОДЪЕМ и СПУСК первой галеты переключателя соединены через пусковой резистор со второй щеткой электродвигателя и анодом первого диода, соединенного катодом с катодом второго диода, шунтирующего обмотку электромагнитного тормоза электродвигателя, и с клеммой ПОДЪЕМ второй галеты, клемма СПУСК второй галеты подключена к первой щетке электродвигателя, а ползунок - к его обмотке возбуждения, зашунтированной конденсатором и соединенной с обмоткой электромагнитного тормоза и переменным резистором, ползунок которого соединен с катодом третьего диода, а его анод - с другим выводом переменного резистора, с клеммой ОСТАНОВКА первой галеты, с баластным резистором геркона, с положительным выводом аккумулятора и контрольной лампой накаливания, параллельно которой включен конденсатор, другой вывод лампы подключен к ползунку первой галеты переключателя и к силовому положительному выводу бортового генератора, имеющего нормально разомкнутую связь с аккумулятором и входом реле-регулятора. Дисковая шайба имеет на одной стороне кольцевую фрикционную накладку, а на другой штифты, входящие в соответствующие отверстия внешней реборды тягового барабана, дополнительно снабженной рукояткой ручного привода. На внутренней реборде тягового барабана имеются торцевые кольцеобразные токосъемники, которые соединены с проводящими жилами кабель-троса и упираются в неподвижные изолированные щетки, закрепленные на монтажном основании и через соединительный разъем подключенные к блоку обработки информации. Между ребордами измерительного колеса механизма укладки кабель-троса выполнен слабоконусный участок шириной не менее двух диаметров троса, а механизм укладки дополнительно снабжен, по крайней мере, одним тонким диском, расположенным в непосредственной близости от конусного участка с возможностью свободного вращения в плоскости, параллельной плоскости измерительного колеса, и с возможностью разделения между собой, по крайней мере, двух витков троса. Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показана функциональная схема лебедки с элементами принципиальной электрической схемы. Автомобильная каротажная лебедка содержит неподвижное монтажное основание 1, закрепленное на шасси в задней части автомобиля повышенной проходимости. На монтажном основании 1 консольно закреплен трубчатый вал 2, на котором установлены с возможностью вращения реборды тягового барабана 3. Внешняя реборда барабана на незакрепленном конце вала 2 снабжена замками 4 для крепления аварийной рукоятки ручного привода 5. На внутренней реборде расположены торцевые кольцеобразные токосъемники 6, соединенные с проводящими жилами кабель-троса 7. Внутри вала 2 проходит ведомая ось 8 планетарного редуктора 9, снабженная шлицевым соединением с шайбой 10 кинематического сцепления тягового барабана 3. На одной стороне шайбы 10 закреплена кольцевая фрикционная накладка, а на другой - штифты, входящие в соответствующие отверстия внешней реборды барабана 3, к которому она прижимается штурвалом ручного тормоза 11, снабженного резьбовым соединением с концом ведомой оси 8 планетарного редуктора 9. Солнечная шестерня редуктора 9 изготовлена из электроизоляционного материала и закреплена на ведущей оси электродвигателя 12 постоянного тока, корпус которого также прикреплен к монтажному основанию 1 через электроизоляционную прокладку (на чертеже не показана). Ведущая ось электродвигателя 12 снабжена диском электромагнитного тормоза 13, обмотка питания которого подключена к блоку управления. Также на монтажном основании 1 установлены с возможностью вращения двухходовой винт 14 тросоукладчика и направляющая 15 каретки 16 измерительного колеса 17. Для уменьшения проскальзывания кабель-троса и соответствующей ошибки измерения глубины спуска-подъема между дисковыми ребордами измерительного колеса 17 выполнен слабоконусный участок шириной не менее двух диаметров троса. Механизм укладки снабжен тонким диском 18, который расположен в непосредственной близости от конусного участка с возможностью свободного вращения параллельно плоскости измерительного колеса и который разделяет между собой два витка троса. Диск 18 предотвращает перехлестывание витков кабель-троса 7 и их истирание друг о друга. С увеличением угла охвата измерительного колеса тросом сила трения троса увеличивается более чем в 2
Формула изобретения
1. Мобильная каротажная лебедка, установленная на шасси автомобиля, имеющего двигатель внутреннего сгорания, бортовые аккумулятор и генератор с реле-регулятором его тока возбуждения, и содержащая тяговый барабан кабель-троса, взаимодействующего с механизмом его укладки, снабженным отсчетным устройством и измерительным колесом, которое установлено с возможностью вращения и осевого перемещения посредством двухходового винта зубчатой передачи ведомой оси тягового барабана, соединенной через бортовой редуктор с приводным электродвигателем, укрепленным на монтажном основании и подключенным к бортовой сети автомобиля через коммутирующий блок управления и связи с блоком обработки информации, отличающаяся тем, что тяговый барабан, выполненный съемным, установлен с возможностью вращения на трубчатом валу, консольно закрепленном на монтажном основании, и через который проходит являющаяся упомянутой осью тягового барабана ведомая ось выполненного планетарным редуктора, снабженная на незакрепленном конце шлицевым соединением с шайбой и резьбовым соединением со штурвалом ручного тормоза, обеспечивающим через шайбу кинематическое зацепление тягового барабана с упомянутой ведомой осью редуктора, закрепленного с обеспечением электроизоляции на оси приводного электродвигателя, являющегося электродвигателем постоянного тока, который снабжен электромагнитным тормозом и размыкателем цепи "масса" корпуса автомобиля - первая щетка ротора электродвигателя, подключенного второй щеткой через коммутирующий блок управления к положительному выводу бортового генератора, имеющего нормально разомкнутую связь с аккумулятором и входом упомянутого реле-регулятора, при этом упомянутый размыкатель механически связан с исполнительным рычагом программируемого отсчетного устройства, на валу которого установлены измерительное колесо и многополюсный постоянный магнит, взаимодействующий с герконовым датчиком оборотов измерительного колеса, подключенным к дискретному входу блока обработки информации, к аналоговому входу которого подключены щетки токосъемника, расположенные на внутренней реборде барабана и соединенные с проводящими жилами кабель-троса. 2. Лебедка по п.1, отличающаяся тем, что ее коммутирующий блок управления, включающий двухгалетный трехпозиционный переключатель режимов, связан с бортсетью автомобиля и блоком обработки информации через соединительный разъем, при этом клеммы ПОДЪЕМ и СПУСК первой галеты переключателя соединены через пусковой резистор со второй щеткой электродвигателя и анодом первого диода, соединенного с катодом второго диода, шунтирующего обмотку электромагнитного тормоза электродвигателя, и с клеммой ПОДЪЕМ второй галеты, клемма СПУСК второй галеты подключена к первой щетке электродвигателя, а ползунок - к его обмотке возбуждения, зашунтированной конденсатором, и соединенной с обмоткой электромагнитного тормоза и переменным резистором, ползунок которого соединен с катодом третьего диода, а его анод - с другим выводом переменного резистора, с клеммой ОСТАНОВКА первой галеты, с балластным резистором геркона, с положительным выводом аккумулятора и контрольной лампой накаливания, параллельно которой включен конденсатор, другой вывод лампы подключен к ползунку первой галеты переключателя и к положительному выводу бортового генератора, имеющего нормально разомкнутое соединение с аккумулятором и входом упомянутого реле-регулятора. 3. Лебедка по п.1, отличающаяся тем, что шайба, выполненная дисковой, имеет на одной стороне кольцевую фрикционную накладку, а на второй - штифты, входящие в соответствующие отверстия внешней реборды тягового барабана, дополнительно снабженной рукояткой ручного привода. 4. Лебедка по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя реборда тягового барабана снабжена торцевыми кольцеобразными токосъемниками, которые соединены с проводящими жилами кабель-троса и упираются в неподвижные изолированные щетки, закрепленные на монтажном основании и через соединительный разъем подключенные к блоку обработки информации. 5. Лебедка по п.1, отличающаяся тем, что между ребордами измерительного колеса механизма укладки кабель-троса выполнен конусный участок шириной не менее двух диаметров кабель-троса, а механизм укладки дополнительно снабжен по крайней мере одним диском, установленным с возможностью свободного вращения в плоскости, параллельной плоскости вращения измерительного колеса, и с возможностью разделения между собой по крайней мере двух витков кабель-троса.РИСУНКИ
Рисунок 1