Крыло летательного аппарата
Изобретение относится к области летательных аппаратов. Крыло летательного аппарата выполнено в виде кессона с силовым набором и панелями, состоящими из корневой и концевой частей. Панели концевой части кессона выполнены из слоистого композиционного материала, имеющего несбалансированную структуру относительно продольной оси кессона, вызывающую при нагружении изменение формы поверхности крыла относительно потока воздуха и восстанавливающую первоначальную форму крыла при снятии нагрузки. Длина концевой части кессона крыла с панелями из несбалансированного композитного материала составляет 20-50% от длины размаха крыла. Изобретение направлено на снижение веса и повышение безопасности при эксплуатации. 4 з.п.ф-лы, 4 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области создания аэродинамических элементов летательных аппаратов, а именно к регулированию формы несущей поверхности крыла путем его закрутки, в авиационной промышленности, а также в машиностроении.
Известно устройство управления аэродинамической круткой - механизм крутки крыла, который содержит один работающий на кручение вал, расположенный внутри каждого крыла и прикрепленный к фюзеляжу. Валы жестко прикреплены к конструктивным элементам крыла около законцовки последнего. К внутреннему концу каждого вала прикреплен силовой привод, соединенный с летательным аппаратом. Силовой привод содержит соленоид с электрическим возбуждением. Соленоид прикреплен к вращающемуся рычагу, который прикреплен к валу. Вал упруго соединен приспособлением с несущими конструкционными элементами крыла в промежуточных точках крыла (патент США 4330100, кл. В 64 С 3/52, 1982г.). Однако его использование приводит к увеличению веса крыла и требует участия пилота в управлении процессом его крутки, а также снижает надежность конструкции вследствие введения в нее самостоятельного элемента. Известно изобретение, защищенное патентом США 4232844 под названием "Профиль с композиционным концевым участком из сдвинутых волокон". Изобретение относится к несущей лопасти вертолета, выполненной в виде полого профиля, и направлено на снижение нагрузки на концевой участок лопасти, уменьшение вибраций за счет снижения лобового сопротивления, сохранение неизменной геометрии лопасти при ее вращении. Для достижения этих целей используется эффект закрутки концевой части профиля лопасти, достигаемая за счет сдвига определенной части волокон однонаправленного композиционного материала в концевой части профиля лопасти. Недостатком известного изобретения является то, что его невозможно использовать в крыле летательного аппарата, конструкция которого предполагает наличие кессона с обшивками из композиционного материала. Наиболее близким по технологической сущности к изобретению является крыло летательного аппарата кессонной конструкции с регулируемой поверхностью крыла (патент США 5222699, кл. В 64 С 3/52, 1994г.). Крыло выполнено в виде кессона с силовым набором и верхней и нижней панелями и состоит из корневой и концевой части. Неподвижные верхние и нижние панели (обшивки) присоединены к соответствующим участкам перемещающихся верхней или нижней панелей, снабженных приводом, обеспечивающим их перемещение. Эластомерные лонжероны закреплены между верхней и нижней перемещающимися обшивками поверхности, что обеспечивает регулирование профиля крыла и его ориентации (угла атаки) относительно потока воздуха. Недостатком такой конструкции крыла является наличие силового привода, который приводит в действие подвижную часть обшивок крыла для изменения его геометрии при его нагружении и разгружении аэродинамическими силами; наличие привода значительно утяжеляет конструкцию, требует дополнительного внутреннего объема для размещения. Он приводится в действие при участии членов экипажа, что снижает надежность и безопасность летательного аппарата. Технической задачей изобретения является создание облегченной конструкции крыла летательного аппарата с саморегулируемым изменением геометрии крыла при его нагружении и разгружении аэродинамическими силами и моментами без использования специального привода и снижение величины нагрузок, действующих на крыло, особенно в его корневой части, что обеспечивает большую безопасность при эксплуатации летательного аппарата. Для достижения поставленной задачи предложено крыло летательного аппарата с регулируемой несущей поверхностью, выполненное в виде кессона с силовым набором и панелями, состоящего из корневой и концевой части, отличающееся тем, что панели концевой части кессона выполнены из слоистого композиционного материала, слои которого несимметрично ориентированы относительно направления продольной оси кессона и расположены по толщине материала панели таким образом, что при нагружении крыла его концевая часть изгибается и поворачивается относительно потока воздуха, вызывая снижение аэродинамической нагрузки, действующей на крыло, за счет изменения формы крыла, которая восстанавливается при снятии нагрузки. Длина концевой части кессона крыла с панелями из слоистого композиционного материала (с несимметричной ориентацией слоев) составляет 20-50% от длины размаха крыла. Она зависит от размеров и формы крыла в плане, его строительной высоты, толщины и жесткости обшивок, возникающих деформаций изгиба, поскольку связаны с последней коэффициентом взаимного влияния. Несимметричность (несбалансированность) структуры слоистого композиционного материала, используемого в панелях концевой части кессона, достигают различными способами: 1) слои композиционного материала, ориентированные несимметрично по отношению к продольной оси кессона, располагают на различном расстоянии от плоскости, проходящей через середину толщины панели кессона, выполненной из композиционного материала; 2) слои композиционного материала, ориентированные несимметрично по отношению к продольной оси кессона, выполняют из разнородных материалов или однородных материалов с различными упругими свойствами; 3) слои композиционного материала располагают несимметрично по отношению к продольной оси кессона под углом 8-45o; На чертеже 1 представлена схема адаптивного крыла, состоящая из корневой части, конструкция которой традиционна и выполнена из металла и концевой части, выполненной в виде кессона с обшивками из слоистого композиционного материала с несимметричной ориентацией слоев, относительно оси кессона. На фиг.2 показаны некоторые возможные варианты несимметричной ориентации слоев в обшивках кессона концевой части крыла, где 2а - в плоскости, 2б - по высоте панели. На фиг.3 представлена типовая эпюра распределения аэродинамической нагрузки по размаху цельнометаллического крыла и адаптивного крыла с концевой частью с обшивками из композиционного материала, где 1 - крыло цельнометаллическое, 2 - крыло с концевой частью из КМ. На фиг. 4 представлен конструктивно-подобный образец кессона концевой части адаптивного крыла. Особенностью слоистых композиционных материалов с несимметричной (несбалансированной) структурой относительно произвольно выбранной оси или плоскости анизотропии является возникновение в них при их деформации, наряду с нормальными, крутильных напряжений. В случае, если слои композиционного материала расположены в плоскости слоев несимметрично относительно оси х (см. фиг.2а) под различными углами +




























Формула изобретения
1. Крыло летательного аппарата с регулируемой несущей поверхностью, выполненное в виде кессона с силовым набором и панелями, состоящего из корневой и концевой частей, отличающееся тем, что панели концевой части кессона выполнены из слоистого композиционного материала, слои которого несимметрично ориентированы относительно направления продольной оси кессона и расположены по толщине материала панели таким образом, что при нагружении крыла его концевая часть изгибается и поворачивается относительно потока воздуха, вызывая снижение аэродинамической нагрузки, действующей на крыло за счет изменения формы крыла, которая восстанавливается при снятии нагрузки. 2. Крыло по п.1, отличающееся тем, что слои композиционного материала, ориентированные несимметрично относительно направления продольной оси кессона, расположены на различном расстоянии от плоскости, проходящей через середину толщины панели кессона. 3. Крыло по п.1, отличающееся тем, что слои композиционного материала, ориентированные несимметрично относительно направления оси кессона, выполнены из разнородных или однородных материалов с различными упругими свойствами. 4. Крыло по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что длина концевой части кессона с панелями из слоистого композиционного материала составляет 20-50% от размаха крыла. 5. Крыло по любому из пп.1-4, отличающееся тем, что слои композиционного материала верхней и нижней панелей концевой части кессона расположены зеркально симметрично.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5