Мотопомпа
Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано при разработке устройств подачи воды при тушении лесных пожаров и поливке лесопитомников. Мотопомпа содержит двигатель, основной насос и водозаборный рукав с фильтром. Внутри рукава размещен дополнительный насос в виде закрепленной на гибком приводном валу крыльчатки. В стенке рукава в зоне крыльчатки со стороны двигателя выполнено сквозное отверстие. Над отверстием установлен впускной клапан. Сквозное отверстие и впускной клапан расположены в полости фильтра. При заполнении основного насоса крыльчатка останавливается, и насос начинает всасывать воду как между лопастями крыльчатки, так и через открытый клапан и отверстие в рукаве. Изобретение направлено на снижение сопротивления во всасывающем тракте мотопомпы. 2 ил.
Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано при разработке устройств для подачи воды при тушении лесных пожаров и поливке лесопитомников.
Известна мотопомпа, содержащая двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, при этом конец водозаборного рукава имеет участок с увеличенным проходным сечением, а крыльчатка установлена на гибком валу с возможностью свободного перемещения вдоль него в зону указанного участка после отключения дополнительного насоса [1]. Недостатком известной мотопомпы является быстрый износ трущихся поверхностей крыльчатки и гибкого вала, усугубляемый тем, что в условиях борьбы с лесными пожарами воду забирают из любых ближайших источников, в которых нередко находятся во взвешенном состоянии мелкие абразивные частицы, не задерживаемые фильтром. Ослабление соединения крыльчатка - гибкий вал ведет к радиальному смещению крыльчатки и задеванию ее лопастей о стенку водозаборного рукава, поскольку зазор между ними минимален. Последнее обстоятельство может вывести мотопомпу из строя. Кроме того, следует отметить нетехнологичность конструкции из-за сложности изготовления участка водозаборного рукава с увеличенным проходным сечением и повышенную трудоемкость изготовления соединения крыльчатки с гибким валом. Известна также мотопомпа, содержащая двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, при этом крыльчатка жестко соединена с гибким валом [2]. В данной мотопомпе соединение крыльчатки с гибким валом не подвержено повышенному износу, однако крыльчатка в отключенном состоянии создает сопротивление водному потоку. Задачей изобретения является снижение сопротивления во всасывающем тракте мотопомпы. Этот технический результат в мотопомпе, содержащей двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, достигается тем, что в стенке водозаборного рукава в зоне крыльчатки со стороны двигателя выполнено сквозное отверстие, над которым установлен впускной клапан, при этом сквозное отверстие и впускной клапан расположены в полости фильтра. На фиг.1 изображена мотопомпа, общий вид; на фиг.2 - дополнительный насос мотопомпы в разрезе. Мотопомпа содержит двигатель 1 основной центробежный, насос 2 и водозаборный рукав 3, на конце которого закреплен фильтр 4. Внутри рукава 3 размещен дополнительный насос, выполненный в виде жестко закрепленной на гибком приводном валу 5 крыльчатки 6. В стенке рукава 3 в зоне крыльчатки 6 со стороны двигателя 1 имеется сквозное отверстие 7, над которым установлен корпус 8 впускного клапана. Корпус 8 выполнен в виде стакана с отверстием 9 в его днище, перекрываемым с внутренней стороны корпуса лепестковым впускным клапаном 10. Клапан 10 поджат с небольшим усилием к днищу пластинчатой пружиной 11. Отверстие 7 и впускной клапан расположены в полости фильтра 4. Мотопомпа работает следующим образом. При работающем двигателе 1 и включенном гибком вале 5 крыльчатка 6 подает воду в основной насос 2. Клапан 10 при этом под действием пружины 11 перекрывает отверстие 9. После заполнения насоса 2 дополнительный насос отключается, крыльчатка 6 останавливается. Насос 2 начинает всасывать воду между лопостями крыльчатки 6. Одновременно в рукаве 3 возникает разрежение из-за сопротивления, создаваемого крыльчаткой 6, клапан 10 открывается, и вода поступает в полость рукава 3 также и через отверстие 7. Крыльчатка 6 не оказывает сопротивления этому потоку, так как находится от него в стороне. Из рукава 3 вода подается насосом 2 по нагнетательной линии к месту назначения. Площадь отверстия 7 компенсирует уменьшение проходного сечения рукава 3, создающееся вследствие размещения в нем крыльчатки 6, в результате чего снижается гидравлическое сопротивление во всасывающем тракте мотопомпы. Источники информации 1. А.с. СССР 1233876, кл. А 62 С 25/00, F 04 D 9/02, 1984. 2. А.с. СССР 719638, кл. А 62 С 25/00, F 04 D 9/02, 1978 (прототип).Формула изобретения
Мотопомпа, содержащая двигатель, основной насос и водозаборный рукав, внутри которого размещен дополнительный насос в виде крыльчатки с приводом от гибкого вала, огражденной закрепленным на конце водозаборного рукава фильтром, отличающаяся тем, что в стенке водозаборного рукава в зоне крыльчатки со стороны двигателя выполнено сквозное отверстие, над которым установлен впускной клапан, при этом сквозное отверстие и впускной клапан расположены в полости фильтра.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2