Устройство для крепления рабочего колеса пожарного насоса, выполненного в разборном корпусе
Сущность изобретенияцентробежный пожарный насос состоит из литого разборного корпуса, рабочего колеса и вала, передающего крутящий момент от двигателя на рабочее колесо. Под действием вращения рабочего колеса происходит всасывание жидкости, подаваемой для тушения пожара Вращение колеса в корпусе насоса происходит на опорных износостойких кольцах, выполняющих одновременно роль подшипников скольжения и уплотнительных колец Передняя пара колец вместе с тем используется в качестве упорных для восприятия продольной (горизонтальной) нагрузки. Для повышения производительности насоса, его гидравлических характеристик в конструкции предусмотрены сальниковый узел и щелевые уплотнения рабочего колеса 3 з.п ф-лы, 3 ил
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
K ПАТЕНТУ
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4930059/12 (22) 22.04.92 (46) 15.11.93 Бюл. Ма 41 — 42 (75) Безбородько M.Ä; Егоров Г.И.; Закиров А.Р. (73) Егоров Григорий Иванович (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ПОЖАРНОГО НАСОСА, В6! ПОЛНЕННОГО В РАЗБОРНОМ КОРПУСЕ (57) Сущность изобретения: центробежный пожарный насос состоит из литого разборного корпуса, рабочего колеса и вала, передающего крутящий момент от двигателя на рабочее колесо. Под дей— (19) RU (11) 2002473 Cl (51)5 АССЫ ОО ствием вращения рабочего колеса происходит всасывание жидкости, подаваемой для тушения пожара. 8ращение колеса в корпусе насоса происходит на опорных износостойких кольцак выполняющих одновременно роль подшипников скольжения и уплотнительных колец. Передняя пара колец вместе с тем используется в качестве упорных для воспри. ятия продольной (горизонтальной) нагрузки. Для повышения производительности насоса, его гидравлических характеристик в конструкции предусмотрены сальниковый узел и щелевые уплотнения рабочего колеса 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
2002473
Изобретение относится к пожаротушению. а именно к изготовлению пожарного оборудования.
Применяется в пожарных насосах, перекачивающих жидкости, в т.ч. с наличием взвешенных твердых частиц, Современные пожарные автомобили оснащают центробежными насосами вследствие наиболее эффективных их технических показателей для тушения пожаров.
Особенностью всех центробежных насосов, применяемых в последнее время в пожарной технике, например, ПН-40У, ПН4-б0, ПН-110, является консольное закрепление вала рабочего колеса. В отличие от известного двухопорного крепления, в данном случае значительно улучшены гидравлические и антикавитационные показатели, условия всасывания насоса, увеличение подачи и снижение гидравлического сопротивления на входе в насос.
Однако для консольного закрепления вала характерно значительное отклонение (во время работы насоса) свободного конца вала от своей продольной оси симметрии.
Это приводит к возникновению явлений вибрации, отрицательному проявлению посторонних центробежных сил, возникающих из-эа возможного в процессе изготовления эксцентриситета масс и оси вращения, Следствием таких проявлений является значительный износ основных частей насоса; уплотнительных колец и самого рабочего колеса, сальниковых уплотнений, опорных подшипников и самого вала, что приводит к частоту выходу из строя пожарного насоса, Известны конструкции центробежных пожарных насосов с двухопорным креплением вала рабочего колеса. например, ПН30, ПН-25 и пр, Второй опорой вала служит отливка сложной конфигурации в крышке насоса, выдвинутая глубоко во всасывающую полость. Достоинством данной конструкции является распределение нагрузки на валу, снижение вибрационных проявлений, а, следовательно, повышение надежности и значительное продление срока насоса.
Однако существенным недостатком пожарного насоса с двухопорным креплением вала является снижение производительности и антикавитационных показателей, ухудшение гидравлических характеристик.
Кроме того, к недостаткам насоса относится
50 увеличение его массы, сложность изготовления при отливке корпуса, центрирования вращающихся масс и их посадочных мест.
Целью изобретения является повышение технологичности и производительности пожарного насоса.
На фиг.l изображен схематический разрез пожарного насоса с указанием мест установки опорных уплотнительных колец; на фиг.2 — фрагмент и вариант сечения опорных уплотнительных колец (при этом переднее опорное кольцо на крышке насоса может быть комбинированной формы, как радиальное и торцевое уплотнение); на фиг.3, на условно-схематичном разрезе пожарного насоса изображены усилия, воспринимаемые опорными кольцами.
В корпусе 1 пожарного насоса имеющиеся щелевые уплотнения рабочего колеса 2 из бронзы и чугуна заменяют на уплотнительные кольца из силицированного графита или износостойких полимеров. На рабочих поверхностях колец 4 протачивают неглубокие канавки (фиг.2), так как эти кольца будут выполнять роль самосмазывающихся подшипников скольжения, При размещении насоса в кабине автомобиля вал 3 выполняют укороченным, а при традиционном размещении насоса крутящий момент передается карданной перецачей, сам вал крепят к днищу машины подвесным подLUèïHèê0ì. Сальниковый узел 5 может остаться беэ изменений.
Работа деталей и узлов пожарного насоса осушествляется по прежнему принципу, Целевые уплотнения пожарного насоса, выполненные в виде колец из износостойких материалов, играют роль самосмазывающихся подшипников скольжения, воспринимая основную опорную нагрузку на себя и разгружая ведущий вал от радиальной и осевой сил. Один из предлагаемых материалов для опорных уплотнительных колец силицированный графит, Трущиеся поверхности колец смазываются самой перекачиваемой жидкостью. Попавшие между ними взвешенные частицы перетираются вследствие высокой твердости кремнистых составляющих в общей среде хорошо смаэывающихся графитных составляющих. (5б) А.Ф,Иванов, П,П.Алексеев, M.Ä.Áeçáoродько и др. Пожарная техника. 2 ч., 4-1, M., Стройиздат, 1988, с. 40.
2002473
Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ПОЖАРНОГО НАСОСА, ВЫПОЛНЕННОГО В РА36ОРНОМ КОРПУ5
СЕ, состоящее из двух опорных подшипников и вала для установки рабочего колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения технологичности и производительно- 10 сти пожарного насоса, один из опорных подшипников выполнен в виде двух уплотнительных колец из износостойкого самосмаэывающего материала, одно из которых закреплено в корпусе, а другое - 15 на рабочем колесе, при этом кольца выполнены с возможностью скольжения относительно друг друга.
2. Устройство по п.1. отличающееся тем, что, с целью уменьшения габаритов 20 пожарного колеса и снижения металлоемкости за счет устранения дополнительных узлов, другой опорный подшипник выполнен из двух колец из износостойкого самосмазывающего материала с воэможностью скольжения относительно друг друга, при этом один закреплен в корпусе, а другойна рабочем колесе.
3. Устройство по п,2, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности насоса за счет улучшения режима смазки сопрягаемых участков, на рабочих поверхностях колец выполнены канавки для подвода перекачиваемой жидкости для смазывания, 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных показателей за счет компенсации осевой силы, уплотнительные кольца выполнены радиально-торцевыми, 2002473
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Редактор А,Зробок
Заказ 3200
Составитель Н,Зенитов
Техред М.Моргентал Корректор E.Ïàïï
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5