Многоступенчатый вихревой насос
Изобретение относится к многоступенчатым вихревым насосам, используемым преимущественно в качестве пусковых насосов топливных систем летательных аппаратов. Насос содержит корпус с рабочей камерой, в которой на приводном валу установлено вихревое колесо. Колесо выполнено в виде диска с двумя рядами лопаток, размещенных на боковых поверхностях диска по окружностям, имеющим различный радиус, и с лопатками, размещенными на периферийной поверхности диска. Насос содержит два неподвижных кольцевых диска, установленных с зазором по обе стороны колеса. Диски имеют на боковых поверхностях, обращенных к колесу, углубления, размещенные напротив соответствующих рядов лопаток колеса. Углубления соединены с каналами для подвода и отвода перекачиваемой жидкости. Лопатки колеса установлены в кольцевых углублениях и вместе с соответствующими углублениями неподвижных дисков образуют две ступени вихревого насоса. Ступень, расположенная ближе к приводному валу, соединена входом с каналом подвода перекачиваемой жидкости, а выходом - с входом второй ступени, более удаленной от приводного вала. Выход второй ступени соединен посредством каналов с кольцевым зазором, расположенным между периферийной поверхностью вихревого колеса, снабженной лопатками, и корпусом насоса, и образующим третью ступень насоса, последняя соединена с каналом для отвода перекачиваемой жидкости. Изобретение направлено на повышение напора при уменьшении радиальных и осевых нагрузок на колесо. 7 з.п. ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к многоступенчатым вихревым насосам, предназначенным преимущественно для использования в качестве пусковых насосов топливных систем летательных аппаратов.
Известен вихревой насос, содержащий корпус, рабочую камеру, выполненную в корпусе, вихревое колесо, установленное на приводном валу в рабочей камере и выполненное в виде диска с лопатками, размещенными на боковой поверхности диска в кольцевых углублениях, два неподвижных кольцевых диска, установленных с зазором по обе стороны вихревого колеса и имеющих на боковых поверхностях, обращенных к вихревому колесу, углубления, размещенные напротив лопаток вихревого колеса и соединенные с каналами для подвода и отвода перекачиваемой жидкости (см., например, патент США 4408952 от 11.10.1983 г.). Вихревой насос такого типа создает недостаточно высокий уровень напора перекачиваемой жидкости. Известен также вихревой насос, содержащий вихревое колесо, у которого лопатки размещены на периферийной его части (см. патент США 5765992, МПК F 04 D 29/42, НКИ 415/55.1, 1998). Однако и этот насос не обеспечивает такой величины напора перекачиваемой жидкости, который необходим при использовании его в качестве пускового насоса в топливной системе летательного аппарата. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому насосу является многоступенчатый вихревой насос, содержащий корпус, рабочую камеру, выполненную в корпусе, вихревое колесо, установленное на приводном валу в рабочей камере и выполненное в виде диска с двумя рядами лопаток, размещенных на боковых поверхностях диска по окружностям, имеющим различный радиус, и лопатками, размещенными на периферийной поверхности диска, два неподвижных кольцевых диска, установленных с зазором по обе стороны вихревого колеса и имеющих на боковых поверхностях, обращенных к вихревому колесу, углубления, размещенные напротив соответствующих рядов лопаток вихревого колеса и соединенные с каналами для подвода и отвода перекачиваемой жидкости (см. патент США 5413457, МПК F 01 D 1/12, 1995). Известный многоступенчатый вихревой насос способен создавать достаточно высокий уровень напора перекачиваемой жидкости. Однако с увеличением напора, создаваемого насосом, возрастают радиальные и осевые нагрузки, действующие на вихревое колесо. Эти нагрузки передаются на подшипники, в которых установлен приводной вал, что снижает ресурс работы насоса и приводит к дополнительному подогреву перекачиваемой жидкости. Задача изобретения состояла в разработке такого вихревого насоса, в котором обеспечивается высокий уровень напора перекачиваемой жидкости при уменьшении радиальных и осевых нагрузок на вихревое колесо насоса. Указанная задача решается тем, что предложен многоступенчатый вихревой насос, содержащий корпус, рабочую камеру, выполненную в корпусе, вихревое колесо, установленное на приводном валу в рабочей камере и выполненное в виде диска с двумя рядами лопаток, размещенных на боковых поверхностях диска по окружностям, имеющим различный радиус, и лопатками, размещенными на периферийной поверхности диска, два неподвижных кольцевых диска, установленных с зазором по обе стороны вихревого колеса и имеющих на боковых поверхностях, обращенных к вихревому колесу, углубления, размещенные напротив соответствующих рядов лопаток вихревого колеса и соединенные с каналами для подвода и отвода перекачиваемой жидкости, в котором согласно изобретению лопатки, размещенные на боковых поверхностях вихревого колеса, установлены в кольцевых углублениях и вместе с соответствующими углублениями на боковых поверхностях неподвижных дисков образуют две ступени вихревого насоса, первая из которых, расположенная на ближайшей к приводному валу окружности, соединена своим входом с каналом для подвода перекачиваемой жидкости, а своим выходом соединена со входом второй ступени, расположенной на более удаленной от приводного вала окружности, причем выход второй ступени соединен посредством каналов для перевода жидкости с кольцевым зазором, расположенным между периферийной поверхностью вихревого колеса, снабженной лопатками, и корпусом насоса, и образующим третью ступень насоса, соединенную с каналом для отвода перекачиваемой жидкости. Другим отличием предлагаемого насоса является то, что каналы для перевода жидкости со второй ступени насоса на третью ступень, выполненные в отдельных неподвижных дисках, соединены с третьей ступенью насоса в местах, расположенных диаметрально противоположно друг к другу по отношению к оси вихревого колеса, а периферийная третья ступень насоса имеет два канала для отвода нагнетаемой жидкости в общую сборную кольцевую камеру, которые размещены в местах, диаметрально противоположных друг к другу по отношению к оси вихревого колеса. Это обеспечивает уменьшение радиальных нагрузок на вихревое колесо. Еще одним отличием предлагаемого насоса является то, что вихревое колесо жестко закреплено на приводном валу, который установлен на радиальных подшипниках и связан с приводом посредством переходного элемента, допускающего его осевое смещение под воздействием осевых нагрузок, действующих на вихревое колесо при его вращении. Это обеспечивает режим работы насоса, когда вихревое колесо само выбирает такое свое положение относительно неподвижных дисков, при котором осевые нагрузки, действующие на вихревое колесо с двух его сторон, компенсируют друг друга. При этом оптимальная величина зазора между боковыми поверхностями вихревого колеса и соответствующими неподвижными дисками выбрана в интервале 0,1



Формула изобретения
1. Многоступенчатый вихревой насос, содержащий корпус, рабочую камеру, выполненную в корпусе, вихревое колесо, установленное на приводном валу в рабочей камере и выполненное в виде диска с двумя рядами лопаток, размещенных на боковых поверхностях диска по окружностям, имеющим различный радиус, и лопатками, размещенными на периферийной поверхности диска, два неподвижных кольцевых диска, установленных с зазором по обе стороны вихревого колеса и имеющих на боковых поверхностях, обращенных к вихревому колесу, углубления, размещенные напротив соответствующих рядов лопаток вихревого колеса и соединенные с каналами для подвода и отвода перекачиваемой жидкости, отличающийся тем, что лопатки, размещенные на боковых поверхностях вихревого колеса, установлены в кольцевых углублениях и вместе с соответствующими углублениями на боковых поверхностях неподвижных дисков образуют две ступени вихревого насоса, первая из которых, расположенная на ближайшей к приводному валу окружности, соединена своим входом с каналом для подвода перекачиваемой жидкости, а своим выходом соединена с входом второй ступени, расположенной на более удаленной от приводного вала окружности, причем выход второй ступени соединен посредством каналов для перевода жидкости с кольцевым зазором, расположенным между периферийной поверхностью вихревого колеса, снабженной лопатками, и корпусом насоса, и образующим третью ступень насоса, соединенную с каналом для отвода перекачиваемой жидкости. 2. Насос по п.1, отличающийся тем, что каналы для перевода жидкости со второй ступени насоса на периферийную третью ступень, выполненные в отдельных неподвижных дисках, соединены с третьей ступенью насоса в местах, расположенных диаметрально противоположно друг к другу по отношению к оси вихревого колеса, а периферийная третья ступень насоса имеет два канала для отвода нагнетаемой жидкости в общую сборную кольцевую камеру, которые размещены в местах, диаметрально противоположных друг другу по отношению к оси вихревого колеса. 3. Насос по п.1 или 2, отличающийся тем, что вихревое колесо жестко закреплено на приводном валу, который установлен на радиальных подшипниках и связан с приводом посредством переходного элемента, допускающего его осевое смещение под воздействием осевых нагрузок, действующих на вихревое колесо при его вращении. 4. Насос по п.1, или 2, или 3, отличающийся тем, что зазоры между боковыми поверхностями вихревого колеса и соответствующими неподвижными дисками выбраны в интервале 0,1-0,18 мм. 5. Насос по п.1, или 2, или 3, или 4, отличающийся тем, что лопатки вихревого колеса, размещенные на его боковых поверхностях, имеют серповидную форму с углом наклона в направлении вращения колеса. 6. Насос по п.5, отличающийся тем, что угол наклона лопаток по отношению к поверхности вихревого колеса выбран в интервале 40-50o. 7. Насос по п.1, или 2, или 3, или 4, или 5, или 6, отличающийся тем, что на периферийной поверхности вихревого колеса установлен один ряд лопаток, кромки которых расположены параллельно оси колеса. 8. Насос по п.7, отличающийся тем, что лопатки в поперечном сечении имеют серповидную форму с углом наклона в направлении вращения колеса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13