Многоступенчатый электронасосный агрегат
Многоступенчатый электронасосный агрегат (ЭНА) относится к машиностроительной гидравлике и может быть использован в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. ЭНА содержит корпус и установленную в нем цилиндрическую обойму, в расточке которой размещены электродвигатель и n [n = 2, 3 и т.д.] рабочих колес, при этом на наружной поверхности обоймы выполнены n - 1 переводных каналов, сообщающихся с поверхностью расточки в местах выхода каждого предыдущего и входа в каждое последующее рабочее колесо. Расточка обоймы выполнена эксцентричной относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы, а переводные каналы выполнены в виде канавок постоянного поперечного сечения и постоянной глубины h относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы. Эксцентриситет рассчитывается по формуле и зависит от геометрических размеров обоймы. Использование изобретения позволяет повысить технологичность и уменьшить радиальные габариты и массу ЭНА. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники.
Известен многоступенчатый электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус, электродвигатель, 3 рабочих колеса и направляющие аппараты, размещенные между ними [1]. Недостатком этого ЭНА является секционная конструкция, что приводит к наличию большого числа уплотнений между внутренней полостью и атмосферой и повышению вероятности утечки. Этого недостатка лишен многоступенчатый ЭНА, содержащий корпус и установленную в нем цилиндрическую обойму, в расточке которой размещены электродвигатель и n [n = 2] рабочих колес, при этом на наружной поверхности обоймы выполнен переводной канал, сообщающийся с поверхностью расточки в местах выхода первого и входа во второе рабочее колесо, выбранный в качестве прототипа [2]. Недостатком такого ЭНА являются нетехнологичность переводного канала, обработка которого требует фрезерования винтовой канавки и выполнения соединительных отверстий между канавкой и расточкой в обоих концах канавки, т.е. двух операций, что значительно увеличивает время обработки. Кроме того, само выполнение соединительных отверстий достаточно сложно, поскольку из-за значительного отклонения оси отверстий от нормали к поверхности обоймы происходит отжим режущего инструмента и возможна его поломка. Еще одним недостатком прототипа являются значительные радиальные габариты и масса ЭНА, что является следствием постоянной толщины обоймы. Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является повышение технологичности и снижение радиальных габаритов и массы ЭНА. Этот результат достигается за счет того, что в известном многоступенчатом ЭНА, содержащем корпус и установленную в нем обойму с наружной цилиндрической поверхностью, в расточке которой размещены электродвигатель и n [n = 2, 3 и т.д.] рабочих колес, при этом на наружной цилиндрической поверхности обоймы выполнены n-1 переводных каналов, сообщающихся с поверхностью расточки в местах выхода каждого предыдущего и входом в каждое последующее рабочее колесо, согласно изобретению расточка обоймы выполнена эксцентричной относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы, а переводные каналы выполнены в виде канавок постоянного поперечного сечения и постоянной глубины h относительно наружной цилиндрической поверхности обоймы, при этом эксцентриситет e выполнен равным e = h + s - 0,5(D - d), где D и d - диаметры наружной цилиндрической поверхности и расточки обоймы соответственно, s - максимальная толщина между расточкой обоймы и основанием канавок, при этом

где a - размер хорды отверстий 18, образованных пересечением переводного канала 15 с расточкой 6. Приведем вывод математических выражений: из фиг. 2 видно, что максимальная толщина T обоймы 4
T = h + s. В то же время очевидно, что
T = 0,5(D - d) + e. Отсюда следует, что
e = h + s - 0,5(D - d). Следует отметить, что величины, из которых определяется e, являются конструктивными параметрами: h вычисляется исходя из величины проходного сечения перехода от предыдущей ступени к последующей, s выбирается исходя из возможностей обработки и в первом приближении может быть принята равной толщине между расточкой и основанием переводного канала в прототипе, d определяется исходя из геометрических размеров улиток и равен соответствующему диаметру прототипа. D выбирается конструктивно с учетом условия

которое обеспечивает возможность сообщения канала 15 с расточкой 6. Определим ограничения на величину D: на фиг. 3 приведена схема расчета, при которой ширина a отверстия 18 получается от пересечения окружности диаметра f - 2h с эксцентричной окружностью диаметра d. Из рассмотрения фиг. 3 видно
0,5D = h + f,
где f - радиус окружности, образованной основанием переводного канала 16. Из свойств окружности очевидно f = y,
где y - расстояние от центра диаметра D до края отверстия 18. По теореме Пифагора





Dнар = 60 + 2(5 + 2) = 74 мм,
в заявленном же техническом решении
D = 70 мм,
т.е. меньше на 5,4%. Полученное снижение массы и габаритов особенно ценно для изделий космической техники. Литература
1. Малюшенко В. В. "Динамические насосы", М., "Машиностроение", 1984, рис. 124 на листе 49. 2. Патент Российской Федерации N 2042053, кл. F 04 D 1/06, 1995 г. (прототип).
Формула изобретения
e = h + s - 0,5 (D - d),
где D и d - диаметры наружной цилиндрической поверхности и расточки обоймы соответственно;
s - максимальная толщина между расточкой обоймы и основанием канавок, при этом

где a - размер хорды отверстий, образованных пересечением переводного канала с расточкой.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3